6 мин.

Хоккейные партии или Кто есть Кто

Хоккей в России – больше, чем хоккей!

Так уж исторически повелось, что с государственной политикой у нашего хоккея всегда были тесные взаимосвязи, благо, что и «крёстным отцом», с которого всё развитие и началось, был чуть ли не маршал Ворошилов.

Так что люди хоккейные у нас всегда были людьми и государевыми, а в советской практике это значило – партийными. Впрочем, даже и тогда, при наличии в стране всего одной партии, в хоккее политическая жизнь бурлила. Чего стоили эпические дебаты вождей «оборонцев» и «штурмовиков» - Эпштейна и Тарасова соответственно!

Чего уж говорить о нынешних временах, когда даже номинально в стране существует более одной партии, хоккей просто расцвёл всеми традиционными и нетрадиционными цветами и оттенками политического спектра.

Поскольку в этом блоге ранее использовались и будут использоваться многие авторские обозначения партий, коалиций и векторов, нужно дать им некую краткую характеристику, чтобы не возвращаться к этим вопросам всякий раз. Кто-то может соотнести себя с тем или иным движением, либо заявить, что список не полон – что ж, это прекрасно, больше мнений – больше интереса! Но основные идеологии, тем не менее, довольно ясно просматриваются.

Итак,

1. «Ультралевые», «леворадикалы», «большевики» (это в вопросах площадок). Девизы этой группы – «Хоккей – наша игра!» и «Нам такой хоккей не нужен!».

Собственно вся идеология этого движения построена на идеализации советского хоккея, полного отрицания «буржуйского» североамериканского стиля (сюда ещё примыкает небольшая группа «почвенников», убеждающих в том, что канадское происхождение хоккея миф, ведь было же ещё при царе Горохе «клюшкование»…и в общем возрождающее давний исторический спор западников с славянофилами), соответственно, отсюда и «большевизм» (стремление к «большому льду») во взглядах на площадки.

Считают себя адептами комбинационного хоккея в противовес прочему «бей-беги». Центром хоккейной Вселенной для большинства «ультралевых» являются международные турниры, ради которых, собственно, хоккей и устроен. В частности, самые горячие поклонники проведения Евротура и возвеличивания чемпионатов мира, относятся именно к этой партии. Соответственно, нелюбовь к «буржуям» сильно отличается от неприязни к тому же Рене Фазелю (что-то вроде «наш сукин сын», хотя это и неявно). К КХЛ отношение сложное. С одной стороны, это средство для борьбы с «буржуями», с другой стороны, «ультралевые» недовольны заимствованиями «оттуда» и стремлением лиги «ущемить интересы сборной» посредством смягчения лимита на легионеров и урезанием Евротура.

Что касается НХЛ, тот тут отношение большинства более однозначное – «бей-беги», «шоу» и нарочито демонстративное игнорирование этой лиги многими членами партии.

Идейным вождём и олицетворением этой партии для многих является Виктор Тихонов. Отчасти на этих позициях находятся Борис Майоров и Владислав Третьяк (глава федерации, однако, в вопросах площадок записался в «меньшевики»).

2. «Левые», «социал-демократы». Многие убеждения «ультралевых» им близки, но не в такой радикальной интерпретации. Признавая величие советской школы и «тех» методов, они придерживаются мнения, что время как ни крути другое, и поменять, и обновить, и даже «перестроить» что-то можно, в том числе используя и североамериканские наработки. Отличается и отношение к КХЛ, «социалисты» как правило не концентрируются на «недостатках» с легионерами и сборной (которая не представляется для них Эверестом и Граалем хоккея, поменьше статус, поменьше), хотя и являются сторонниками «разумного лимита» и каких-то соревнований.

Для них КХЛ прежде всего – это обновленная попытка продвижения традиционных ценностей – кружевного острокомбинационного хоккея, хоккея мысли и «золотых рук», хоть в реальности так бывает далеко не всегда. Но она для них актуальна и как инструмент борьбы за глобальное хоккейное пространство, важность которой посредством именно лиги, «леворадикалами» осознаётся не до конца. Поэтому НХЛ для «социалистов» не идейный враг, но идейный конкурент - смысловая нагрузка, согласитесь, другая, хотя в удовольствии покрасоваться в остроумии на счёт заокеанской прямолинейности любители есть и тут.

Среди разделяющих в большинстве взгляды этой партии наличествуют, к примеру, Александр Медведев и Владимир Шалаев.

3. «Центристы». К центру себя охотно причисляют любители «всякого хоккея» и «чистые любители хоккея». К хоккейной политике центристы в общем-то, равнодушны, хотя по отдельным позициям у них устойчивые мнения – которые, как правило, срезают углы и «половинят» противоположности флангов – в случае принятого решительного действия. Другое дело, что большинство центристов скорее, выступают за сохранение действующего порядка в остропринципиальных вопросах, а вот в околохоккейных – двумя руками за реформы, в отличие от левофланговых, значимость «околохоккея» и «атрибутов», традиционно принижающих.

Что же касается проблематики - если среди социалистов в вопросе коробок наличествуют как «большевики», так и «белофинны» (сторонники финских размеров коробки), то среди центристов последние как раз преобладают («если уж менять, то на финские»), тогда как лучше – вообще не менять, пусть там будет один хоккей, здесь – другой. Совсем разный? Ок, пусть так и будет. Соответственно, к НХЛ отношение прежде всего как к хоккейному институту, а уж противостояние «КХЛ-сборная», сторонникам этого движения кажется и вовсе надуманным. «Есть хоккей – и это хорошо».

Среди людей хоккея схожие убеждения, мне кажется, разделяет Александр Хаванов, хотя прототипы среди болельщиков при выделении этой партии я тоже использовал.

4. «Правоцентристы». В чём-то близки центристам, в частности готовы принимать хоккей по обе стороны океана, в то же время, отнюдь не уклоняются от проблемных вопросов.

Создание КХЛ приветствовали, как шанс придать отечественному хоккею новый импульс (восторгов от советской модели особо не испытывают, несмотря на килограммы золота международных турниров – главное не это) и профессиональную организацию сродни НХЛ, однако с течением времени всё больше нарастает разочарование ею, в том числе из-за тяжёлого груза невыполненных обещаний и попыток изобретать велосипеды, приветствуемые с левого фланга. В то же время, отмечается и очевидный прогресс по сравнению с давешней Суперлигой, даже локаутных времен. Придают важное значение «околохоккею» и сосредотачивают большую долю критики КХЛ именно в этом секторе.

Попытки же противопоставления к НХЛ считаются сторонниками этого движения последним делом, чем должна заниматься КХЛ. В «коробочном» вопросе небольшая доля «белофиннов» компенсируется «меньшевиками» или «оригиналистами» (сторонниками канадских коробок). К сборной отношение сложное – среди правоцентристов сосредоточены критики Евротура, призывающие его либо упразднить, либо заменить Чемпионатом Европы, либо видоизменить. Вообще, к архитектуре международных турниров есть серьёзные замечания – лучше меньше, да в составах побоевитее да пооптимальнее. А главным турниром года (обычным) должен быть Кубок не Фазеля, а Гагарина. Чтобы когда-нибудь догнать Кубок Стэнли, главный трофей НХЛ, чью модель и историю развития эта партия рекомендует брать за образец, но не буквально, а с учётом имеющихся реалий.

Озвучивает мнения, близкие к программе этой партии, например, Вячеслав Фетисов.

5. «Ультраправые». Относительно молодое движение, как и весь правый фланг. Усиливают «правые» позиции по проблемным вопросам (отдельные представители ультраправых закрепляют этот образ в сознании, говоря о «правильных» явлениях в хоккее в противовес «неправильным), в частности, решительно выступают за уменьшение коробок и отмену Евротура (при том, что большинству из них до него совершенно нет дела). Склонны видеть в европейском и североамериканском хоккее два разных спорта, причём сами предпочитают, очевидно, второй. Постоянно акцентируют внимание на «бесконтактности» и «аэродромности» европейского хоккея, высмеивают его «семейно-международные ценности», примат сборной с негодованием отвергают, требуя самодостаточного внутреннего чемпионата с бескомпромиссной борьбой и боевой сущностью – как в НХЛ, лучше которой, по мнению сторонников данного движения, всё равно ничего не придумано и даже и придумывать не надо.

К КХЛ отношение сугубо ироническое, так как тем самым самодостаточным внутренним чемпионатом она не является – поэтому клейкий штамп «КолХоз-Лиги» прилетел именно с правого фланга. Уделяют важнейшее внимание околохоккею – проблемам с сервисом, милицией, аренами, из-за чего многие полностью или частично открещиваются от КХЛ.

Деятелем этой партии можно считать Игоря Ларионова, но он в силу природной дипломатичности, какие-то углы так или иначе сглаживает, поэтому опять же, использовались и прототипы из болельщицкой среды :)

Естественно, этот спектр не вмещает всех, как и в реальной жизни не все являются членами партий. Зачастую, мнения по проблемным вопросам расходятся с генеральной линией всех партий – и вот среди прочих появляются «анархисты-индивидуалисты» с собственным набором разнородных ценностей.

Но у всех этих партий, движений, помимо разногласий, пусть даже существенных, пусть «на грани», есть и то, что их объединяет – это неравнодушие к Хоккею, его судьбе и развитию. Это порождает дискуссию, пусть острую, пусть политическую, а в споре, как известно, рождается истина. Или хотя бы пытается рождаться, что уже хорошо! :)