7 мин.

Месси: религия и тот, из-за кого мы смотрим спорт #1

Любому, кто последние двенадцать лет следил за футболом, знакомы чудеса в исполнении Лионеля Месси. В памяти каждого фаната сохранилась бесчисленная коллекция невероятных футбольных представлений в его исполнении, где Месси использует свое тело и организм так, как ни один человеческий индивид не может не то чтобы повторить, но и вообразить. Даже если бы вы жили на другой планете – например на той, откуда родом сам Лионель – и не могли лично лицезреть эти его чудеса, то в любом случае все они  есть на «YouTube» .

Например, там есть подборка под названием «лучший контроль мяча», «топ 20 дриблингов в исполнении Месси», или «легендарный финт движением тела», и еще «уничтожение «Баварии». Безусловно, можно найти и повтор его гола в ворота «Хетафе» в 2007 году, очень похожий на тот феноменальный результативный проход Диего Марадоны в матче с англичанами в 1986 году.

ВИДЕО 

****

«Он играл как бог, лучше всех нас», - рассказывает о Лионеле его друг детства в документальном фильме Алекса де ла Иглесиа «Месси», вспоминая их совместные тренировки в Розарио за аргентинскую команду «Ньюэллс Олд Бойз». Вся карьера Месси идет бок о бок с этим сравнением.  Есть много спортсменов, которым, говоря об их умениях, часто приписывают нечто сверхъестественное, но зачастую это всего лишь полет фантазий или литературные эпитеты журналистов. В случае с Месси, особенно учитывая, откуда он родом, обращение к религиозной аналогии, весьма удачно.

Что же Месси делает такого, чтобы все говорили «это невозможно»? «Невозможно бить по воротам из-за пределов штрафной намного эффективней, чем некоторые это делают, находясь внутри нее. Невозможно быть лидером по забитым мячам после несильных ударов и ударов с дальней дистанции. Невозможно забивать с такой же частотой голы как после передач, так и обходясь своими силами. Это невозможно, одновременно, лучше всех в мире отвлекать на себя внимание защитников и создавать благоприятные ситуации для партнеров по команде. И совершенно невозможно делать все это в таких абсолютных масштабах. Но Месси делает и это, и многое другое».

Когда 12 сентября «Барселона» отправилась в Мадрид на игру с «Атлетико» в рамках третьего тура «Ла лиги», никто не ожидал ничего подобного. К всеобщему удивлению, главный тренер каталонцев Луис Энрике решил не выпускать аргентинца в стартовом составе, оставив его на скамейке запасных для того, чтобы он в любой момент смог выйти на замену.

Игроки «Атлетико» после стартового свистка моментально прижали гостей к своим воротам. Всего минута понадобилась «матрасникам» чтобы нанести свой первый удар по воротам гостей. «Барселона» смогла ответить ударом в створ лишь на шестой минуте. Каталонцы пытались играть в свою привычную игру, перекатывая мяч в поисках передачи на того, кто сумеет открыться и освободиться от опеки соперника. Но эти старания ни к чему не приводили, и через оборонительные редуты мадридцев пройти было невозможно. К тому же хозяева проводили эффективные контратаки, и иногда им удавалось заставать врасплох защитников «Барсы».

В одном из таких эпизодов на 17-ой минуте не сумел забить Фернандо Торрес, правда он сам же и исправился в самом начале второго тайма. Спустя пару минут отличился Неймар, сравняв счет, но «Атлетико» равно управлял той игрой.

Футбол – это игра движений, пространства и чисел: команда, которая способна на определенном участке поля создать численный перевес, независимо от того, с мячом она или без него, в итоге одерживает верх. Историк и журналист Джонатан Уилсон в своей книге «Инверсия пирамиды: история футбольных тактик» говорит, что игра «… это не только игроки, но и пространство, разумное размещение игроков на поле,  и их передвижение в этом пространстве». Команда, это в некотором смысле живой организм, в котором ни один орган не может существовать отдельно, не взаимодействуя с другими частями тела.

То пространство, которое игрок использует для решающего взятия ворот, является местом взаимодействия всех ближайших партнеров по команде. Без этой помощи даже самых творческих футболистов можно нейтрализовать. И если такой игрок потерял мяч, а его одноклубники неграмотно  расположились в защитном построении, то это может привезти к успешной контратаке соперника.

Традиционно, «Барселона» пытается получить это преимущество определенным способом, путем построения игроков в схему 4-3-3. Такое расположение футболистов позволяет максимально быстро и без потерь, через несколько мелких, но точных передач перейти на половину поля соперника, и спровоцировать его на отбор. Это в свою очередь освободит пространство между линиями и между игроками соперника. Что рано или поздно будет использовано «Барселоной».

Другой способ использовать пространство – постоянное позиционное переключение между игроками, и это «Барса» исполняет мастерски. Например, когда подключаются фланговые защитники, а полузащитники их прикрывают. Или наоборот, когда крайние нападающие отходят чуть назад, и освобождают зону для подключения тех же полузащитников и защитников. Это в случае вертикальной атаки. Когда же идет позиционная атака с поперечными передачами, то либо тройка нападения все время хаотично (на самом деле очень даже целенаправленно) меняются местами, или же крайние форварды - «крылья» - смещаются в центральную зону, а их место занимают фланговые защитники.

****

Как поясняет Саймон Купер (автор ряда книг про футбол), «Барселона» начинает свой прессинг сразу же, как только теряет мяч, потому что это идеальное время для отбора мяча, так как соперник еще уязвим. Только что  обороняющийся футболист был несколько выключен из игры, так как следил только за мячом в ногах соперника, а после совершил перехват или подкат. Поэтому, первые секунды он невнимателен и утомлен. И если это происходит на половине поля соперника, то «Барселона» как бы вторым темпом продолжает предыдущую атаку, притом что зоны могут быть уже более разреженными.

У игровой модели «Атлетико» совершенно иные ценности. Им не так важно, сколько «Барса» будет владеть мячом. Главная задача игроков мадридского клуба ограничить передвижение соперника, лишить их того самого пространства, из которого оппонент будет атаковать, и создать численный перевес вблизи своих ворот. Два ряда обороняющихся игроков, а впереди лишь атакующий полузащитник и нападающий, которые только и ждут момента, когда подловят защитников «Барселоны» на ошибке – такова игровая установка «матрасников».

«Атлетико» также неистово использует прессинг, только он обычно происходит несколько ближе к своим воротам. Как только мадридцы отбирают мяч, то мчатся на всех парах вперед, дабы использовать то пространство, которое вынужден был освободить атакуя. Против «Барселоны» такая тактика – то, что доктор прописал.

Месси однако, пребывает в абсолютно иной плоскости бытия. Играя против каталонцев, соперник часто отряжает для опеки аргентинца двух, а то и трех футболистов, чтобы те буквально врезались в Лионеля, в попытках лишить того мяча. Но даже в этих случаях математические и физические законы перестают действовать. Месси прорывается сквозь гущу игроков, как если бы он был чем-то нематериальным, и видит лазейки там, где другие бы уперлись в кирпичную стену. Да, оппоненты вполне могут рассчитывать как раз на то пресловутое преимущество над пространством и численное превосходство, которые вроде бы как раз и решают, выиграешь ты, сыграешь вничью, или проиграешь.  Но вот Месси, своей ненормальностью и нематериальностью, рушит все их надежды.

Возможно это и учел Луис Энрике, заменив на 59-ой минуте того матча Ивана Ракитича, и выпустив Месси с его сверхъестественными способностями. Впервые получив мяч в этой игре, на Лионеле сфолил игрок «Атлетико», которому «посчастливилось» обороняться против аргентинца. Это была самая успешная попытка «матрасников» отобрать мяч у Месси в тот вечер.

С ним «Барселона» перестроилась на схему 4-2-3-1. Ракитич играл чуть выше остальных полузащитников, а после замены Андрес Иньеста опустился к опорному полузащитнику Серхио Бускетсу, и стал выполнять более оборонительные функции. Рафинья играл в нападении справа, Неймар слева. Центральным форвардом был Суарес. Прямо между ними тремя и расположился Месси, став дирижером и конструктором атак. Именно он начал контролировать и направлять все передвижения мяча и игроков.

«Атлетико» еще больше отошел к своим воротам, и тем самым «Барселоне» пришлось атаковать яростнее и настойчивее. Влияние Месси изменило игру, атмосферу и чувство безопасности столичной команды, которая была до выхода «десятки».

Характер игры изменился, но не из-за какого-то дарвинского эволюционного процесса, а благодаря чертежам и схемам этого маленького творца. На 76-ой минуте матча Лео находился на левом фланге вблизи штрафной соперника. Хорди Альба на доли секунды потерявший мяч на том же фланге, тут же вернул его себе и сделал передачу на Луиса Суареса. Тот в касание отдал на Месси и аргентинец, ударом в дальний угол, забил победный гол.

До конца матча оставалось еще 14 минут, но Месси убедил всех, что игра уже сыграна. Его гениальность взяла верх в противоборстве с жесткостью и тактикой. 

Продолжение выйдет на "Барсамании" в ближайшие дни.

Перевод: vincentvega    Источник: thesefootballtimes.co

Фото: fcbarcelona.com/Miguel Ruiz