Что не так с русским финансовым «фэйр-плэй»?
Над темой новой публикации в блоге долго думать не пришлось - помогла спортивная новостная лента: 11 января 2016 г. Правление Российской футбольной премьер-лиги отклонило проект Финансового регламента РФС со следующей формулировкой:
«Члены Правления в дискуссии отметили, что предложенный проект Финансового регламента РФС не способствует развитию российского футбола, тормозит его развитие, поскольку в случае его утверждения, футбольные клубы не пройдут аттестацию.
Кроме того, предложенный проект дублирует регламент по лицензированию клубов. Предложенный проект Финансового – отклонить».
Бюрократический аспект
Начнем с того, что сразу же вызывает вопросы формулировка “отклонить”. В иерархии российского футбола РФС стоит выше РФПЛ и, следовательно, любой принятый союзом локальный нормативный акт будет обязателен к исполнению всеми субъектами отечественного футбола. Утверждать или, как постановило Правление РФПЛ, отклонять документы, подобные Финансовому регламенту, может только исполком РФС. Более вероятно, что клубам был предоставлен проект регламента для ознакомления и внесения рекомендаций, пожеланий… Однако, исходя из информации в открытом доступе, конструктивный диалог не состоялся. Постараемся все-таки разобраться, каковы основные проблемы руссифицированного финансового “фэйр-плэй”, и почему он не понравился представителям РФПЛ.
Что действительно не так?
На самом деле почти все. Начнем по порядку:
1. Сфера действия
Регламент лишь устанавливает требования для клубов РФПЛ. Мера неоднозначная, поскольку, по сути, на правовом уровне ставит под сомнение наличие реального профессионального статуса у низших футбольных лиг России.
Если данный регламент не будет учитывать потребности клубов низших дивизионов, где практически не развиты коммерческие службы, а команды в основном существуют лишь как дотационные статьи расходов региональных бюджетов, то никакого положительного эффекта от внедрения подобного документа точно не будет.
2. Критерий безубыточности
Практически полностью дублирует требование безубыточности финансового “фэйр-плэй” УЕФА. Должен полностью вступить в силу с сезона 2020/2021. В переходный период планируется постепенно ограничивать объемы государственного финансирования команд путем частичного учета данных поступления как “релевантных доходов”. То есть безубыточность будет рассчитываться по несложной формуле: доходы минус расходы. При этом в переходный период под «доходы» будет попадать лишь часть прямых государственных инвестиций для команд, которые имеют подобные источники финансирования.
Мера по замыслу верная, поскольку не лишает клубы единовременно основного источника финансирования, при этом, как кажется, вынуждая их активизировать работу по извлечению выручки за счет собственных сил. НО! Для активизации коммерческой детяльности клубов до сих пор не создано никаких предпосылок: реальных выгод от спонсорства (большинства) футбольных клубов для коммерческих организаций мало (слабые ТВ-рейтинги, малая посещаемость стадионов, некреативные маркетинговые акции, отсутствие налоговых льгот и пр.). Таким образом, действительно, даже к 2020 году в лучшем случае половина нынешних клубов РФПЛ сможет соответствовать данному критерию, а остальные не получат допуск к участию в лиге, не говоря уже о том, как этот норматив будут выполнять команды, переходящие из ФНЛ. Следовательно, в качестве дополнения в регламенте обязательно необходимо прописать меры (дорожную карту) выхода клубов на безубыточность.
3. Критерий лимита долговой зависимости
Основное требование - долговые источники финансирования (кредиты и займы) не должны составлять больше 10% от общей суммы финансирования клубов за год. Мера весьма странная, поскольку лишь регламентирует объем наращиваемых (за счет процентных начислений) долговых обязательств. Тогда как большинство клубов живет за счет одного источника финансирования, весьма спорна необходимость и действенность подобной меры. Возможно, в проекте нужен был хоть один пункт, который бы точно приняли.
4. Критерий лимита персональных расходов
Другими словами: какую часть доходов можно тратить на зарплаты.
Причем парадокс в том, что по данному критерию Финансовый регламент классифицирует целевые поступления, то есть прямые государственные инвестиции, как доходы в полном объеме. Тогда как критерий безубыточности их не признает релевантными доходами. Следовательно, к 2018 году у некоммерческих клубов с прямым государственным финансированием будет огромное преимущество перед клубами с коммерчески ориентированной организационно-правовой формой. Ведь по критерию безубыточности у них равные условия соответствия требованиям, а по критерию лимита персональных расходов у клубов с прямым государственным финансированием будет прописан доход на порядок выше (если, конечно же, не случится чудо, и государство перестанет дотировать футбольные клубы).
5. Критерий лимита вознаграждения футболистов
Он же потолок зарплат. В регламенте прописано следующим образом:
В прошлой публикации блога уже конкретно обсуждалось, что не так с потолком зарплат в регламенте. Немного повторюсь и добавлю лишь коротко. В проекте регламента прописано, что российские футбольные клубы смогут заявлять до 5 игроков (1 – до 21 лет, 1 – 21-23 лет, 3- старше 23 лет), чьи оклады не будут ограничиваться требованиями потолка зарплат. Мера крайне непонятная и вызывающая ряд вопросов. К тому же никак не говорится, как этот потолок будет привязан к колебаниям курса рубля, что в нынешней ситуации более чем актуально.
Скорее всего, именно данный критерий стал одним из основных поводов для споров на заседании Правления РФПЛ. Альтернативный вариант построения потолка зарплат можно посмотреть здесь.
6. Критерий унифицированной системы премирования футболистов
По сути, перечень нормативов-показателей, за который футболисты могут получать премии (бонусы). На самом деле, это один из, если не самый, грамотный пункт регламента. Смысл данного критерия заключается в том, что в контракты между клубами и спортсменами могут быть включены лишь четко прописанные пункты из соответствующего перечня. Это позволит избежать появления издевательских контрактов, как было у некоторых игроков махачкалинского Анжи, где они получали в n-ое число раз больше фиксированного месячного оклада, если, условно, ложились спать в 11 вечера, а также минимизирует возможность ухода футбольного хозяйства “в тень”. Премируются достижения как командные, так и индивидуальные - все, как надо. Придраться даже не к чему.
Чего еще не хватает?
Требования прозрачности финансовой отчетности клубов, как это принято в остальном мире;
Формирования независимого аудитороского органа, который бы осуществлял контроль за ведением отчетности клубов, их соответствием критериям регламента и который бы мог формировать рекомендации по прохождению дальнейших процедур лицензирования, включая финансовый “фэйр-плэй” УЕФА.
Формирования предпосылок для коммерциализации клубов. Регламент хочет установить требования, в рамках которых клубы будут меньше тратить государственные деньги, а не создать условия для увеличение их доходов и инвестиционной привлекательности. У ряда клубов годовой бюджет меньше, чем установленные регламентом рамки его дефицита.
Именно в этом заключается фатальная ошибка регламента.
Данный документ на развивает финансовую дисциплину клубов, а лишь имитирует деятельность - по крайней мере, в его нынешнем виде. Пока же проект документа напоминает инициативу бывшего президента РФС г-на Фурсенко с переходом на формат соревнований “осень-весна”, которая была аргументирована тем, что на Руси сначала нужно что-то принять, а потом решать – как с этим жить.
Спасибо за уделенное время.
Материал подготовил сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова
Осокин Никита Андреевич
Прошлые публикации блога:
Сколько нужно платить футболистам в России?
5 характеристик настоящего "потолка зарплат"
Даже в АПЛ, большинство клубов, кроме нескольких транснациональных корпораций живут только за счет ТВ, у некоторых это даже 90% дохода.И кроме этих корпораций, у всех остальных кроме денег от ТВ нету ничего, даже несмотря на "гениальный" маркетинг и менеджмент, как любят писать в каментах на спортсе.
http://www.theguardian.com/football/2015/apr/29/premier-league-finances-club-by-club
Даже Тоттехэм в жизни не заработает 75% от своего нынешнего оборота без ТВ (и это мы еще не говорим об английских зарплатах), а тут это от российских клубов требуют
Вот это отличное окончание ))))
Никита, спасибо!
а выведенные из-под потолка игроки - это из МЛС, там тоже есть такое дело.
А вообще, прикрыть надо эти лавочки, гос. средства тратить исключительно на детский и любительский (студенческий) спорт. Остальным - шиш с маслом.
Потолок почти полностью скопирован из МЛС, только про совокупные командные ограничения зарплат опять забыли. У них сейчас лимит на команду 3,49 млн, а для одного игрока 496 тысяч долларов, не считая суперзвезд, которых, как вы правильно заметили, выводят.