Курс на скромность: Сколько достойны получать футболисты в России?
Откровенно проваленный российской футбольной сборной Евро-2016 вызвал бурю негодования у большинства болельщиков – народ по привычке начал считать чужие деньги и, безусловно, возмущаться результатами своих поисков. Дополнительных дровишек в топку подкинула патриотическая вечеринка в Монако…
Бурное обсуждение вышеизложенного со временем благополучно сошло на нет. Тем не менее, свою актуальность проблема не потеряла - зарплаты большого числа футболистов в России действительно завышены. Однако достоверных источников финансовой информации, которые бы могли подтвердить сей факт не имелось… Но тут как тут был опубликован финансовый отчет УЕФА по клубам за 2015 финансовый год.
С помощью данных аналогичного отчета за 2014 года нами впервые была предпринята попытка посчитать потолок зарплат для команд РФПЛ. В этом материале постараемся развить тему ограничения зарплатных ведомостей команд и надеемся на Вашу помощь в определении варианта, наиболее подходящего под сегодняшние задачи российского клубного футбола. Для начала все-таки обратимся к цифрам, приведенным в отчете УЕФА.
Выручка
По сравнению с ведущими европейскими лигами (помимо клубов РФПЛ более 500 млн евро смогли заработать представители высших дивизионов Англии, Германии, Франции, Испании, Италии и Турции). Чтобы лишний раз не расстраиваться, сравнивать объемы выручки здесь не будем. Однако сопоставление удельного веса каждого источника в совокупной выручке выглядит вполне целесообразно.
Коммерческие права. Только в РФПЛ один из источников обеспечивает более половины совокупной выручки клубов (58%). УЕФА не детализирует выручку от реализации коммерческих прав. При этом не сложно догадаться, что львиную долю этих 473 млн евро обеспечивают спонсорские контракты клубов с их же акционерами (история со спонсорским контрактом между Динамо и банком ВТБ до сих пор свежа в памяти).
ТВ-права. Сколько бы попыток не предпринималось, заставить российского зрителя платить за отечественный футбол остается неразрешимой проблемой. При этом, в сравнении с 2014 финансовым годом РФПЛ увеличила данную статью выручки на 77%, что можно было бы считать даже очень приличным результатом. Однако на тот момент за ТВ-права лиги отвечала ныне расформированная «Лига-ТВ». Интересно будет узнать, какой экономический эффект принесло российскому футболу появление федерального спортивного телевизионного канала, который сделал почти все матчи РФПЛ общедоступными.
Билетные программы. Посещаемость лиги стабильно держится на уровне 11 тысяч зрителей в среднем за матч, что, конечно же, не стимулирует рост matchday-выручки и только лишний раз вызывает тревогу перед введением в строй 40-тысячных стадионов для чемпионата мира.
Другие источники включают 81 млн евро, полученные российскими клубами за участие в еврокубковых турнирах, а также «пожертвования», которые могут производиться акционерами клубов или иными заинтересованными лицами. В случае российских клубов в данную статью выручки еще включаются государственные субсидии и дотации. Для клубов РФПЛ данный источник является вторым по значимости (22%) после коммерческих прав, тогда как для ведущих европейских чемпионатов он составляет не более 8% от общей выручки.
Зарплаты
В отчете сказано, что 563 млн евро было потрачено клубами РФПЛ на содержание спортсменов. Причем 113 млн евро (то есть 20% от всех зарплат лиги) пришлись на долю петербургского Зенита. Таблица ниже показывает, что разброс зарплатных ведомостей клубов РФПЛ весьма велик. Следовательно, получается, что на самом деле не все футболисты в России получают много, а просто некоторые получают ОЧЕНЬ много, а остальные – поменьше.
Однако для нашей цели необходимо определить, адекватен ли заработок спортсменов в сопоставлении с финансовыми возможностями клубов. Частично ответ на этот вопрос дает показатель соотношения зарплатных ведомостей клубов к их выручке. В среднем по РФПЛ данный показатель чуть выше 75%, что на порядок больше аналогичных показателей клубов ТОП-5. Лишь в Турции клубы еще больший процент от своей выручки тратят на содержание игроков. Однако, как мы знаем, особых спортивных результатов это не приносит.
Что с этим делать?
Получив определенный срез финансового состояния клубов РФПЛ - откуда деньги берутся, и на что в основном тратятся, можем переходить к созиданию. Исходя из вышеизложенной информации, будут предложены 3 плана действий. Каждая альтернатива будет заточена под конкретную задачу.
Альтернатива 1: Хотим, чтобы 2-3 клуба могли конкурировать в еворкубках.
При подобной постановке задач можно все оставлять без изменений. Зенит, ЦСКА и в лучшем случае еще какой-нибудь клуб будут стабильно заявлять о борьбе за выход в плей-офф Лиги Чемпионов и, в конечном счете, радоваться третьему месту в группе и весенним матчам в Лиге Европы. Начиная с сентября, российские футбольные болельщики будут пристально следить за злосчастными еврокубковыми очками в таблице коэффициентов и бросать это дело к декабрю, когда опять не получится обойти Португалию. Кстати клубы высшего дивизиона Португалии заработали 344 млн евро за 2015 финансовый год - в два раза меньше российских клубов.
При этом, поскольку прямая и косвенная причастность большинства клубов РФПЛ к государственными структурам не перестает быть актуальной, то и вышеизложенный сценарий может продлиться еще несколько лет. На федеральном уровне уже заявлялись намерения государства ограничить использование бюджетных средств при финансировании профессионального спорта. Клубам, начиная с ноября 2016 года, запрещено использовать бюджетные средства на «на оплату услуг спортивных агентов, предоставление компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, а также на выплаты другим профессиональным спортивным клубам, связанные с переходом спортсменов.» Минфин уже успел выступить с возмущением относительно того, что дотационные регионы финансируют профессиональный футбол.
Альтернатива 2: Хотим, чтобы клубы жили по средствам
Каждый клуб будет ограничен лишь собственными средствами при формировании зарплатной ведомости. В таком случае аналогично, например, практики английской Лиги 1 будет выставлено предельное соотношение зарплаты доходам, превышение которого провоцирует запрет на регистрацию новых футболистов. Следовательно, условный потолок зарплат будет индивидуален для каждой команды. Таким образом, необходимо определить предельное значение зарплат к выручке, и какие статьи выручки будут использоваться в подсчетах.
В низших лигах Англии нельзя использовать более 60% совокупного дохода (то есть выручка + доходы от трансферов + внеоперационные доходы) клубов на зарплаты спортсменов. На 15% единовременно сократить зарплатные ведомости клубов видится излишне утопическим событием для российского футбола. Однако следует учесть, что российские клубы в разы больше злоупотребляют «пожертвованиями» в виде безвозмездных выплат акционеров и государственных субсидий. Без этой статьи дохода клубы РФПЛ отдают 97% выручки на содержание спортсменов. При этом, как показывает рисунок ниже, для остальных стран ситуация не сильно изменилась при вычете «других источников» выручки. При таком раскладе желательно хотя бы близко подойти к показателю топ-5 чемпионатов и приравнять предельное соотношение зарплат выручки к 75%.
Официальных данных о доходности клубов РФПЛ не имеется. Однако в отчете УЕФА указана выручка Зенита, поскольку петербургский клуб вошел по данному показателю в топ-30 по Европе. Детализации источников не дано, однако даже без вычета «других источников» сине-бело-голубые показывают соотношение зарплат к выручке равное 57%. То есть результат от Альтернативы 2 в большей степени ударит по клубам с меньшими доходами и, возможно, еще более увеличит разрыв между бедными и богатыми.
Альтернатива 3: Хотим, чтобы все клубы в лиге были конкурентоспособны финансово и спортивно
Решение данной задачи лежит плоскости североамериканского опыта, откуда как раз и взялась практика внедрения потолков зарплат. Если построить «потолок» по формуле, используемой Национальной Футбольной Лигой (NFL), то формула будет выглядеть следующим образом:
55% выручки от медийных прав лиги.
45% выручки лиги от коммерческой деятельности.
50% выручки от выручки с билетных программ и других источников.
По сравнению с результатом прошлого года потолок бы упал на 290 тысяч евро на команду, что с учетом сегодняшних реалий профессионального футбола сравнимо с каплей в море. Однако позитивная динамика могла быть дать повод для оптимизма. Североамериканские лиги также устанавливают и «пол» зарплат, то есть минимальное значение совокупной зарплатной ведомости команд. Делается это как раз затем, чтобы регулировать разброс в зарплатах , тем самым уравнивая финансовую составляющую и, следовательно, соревновательную. В NFL пол зарплат составляет 89% от потолка.
Подобная мера позволит выровнять финансовое положение клубов и обострит спортивную конкуренцию внутри лиги. При этом, весьма вероятно, что подобный механизм сильно ослабит шансы клубов РФПЛ бороться за серьезные результаты в европейских турнирах. Однако вполне допустимо, что теперь Европа сможет мотивировать российских футболистов не только исполнением детской мечты сыграть на Беранбеу или услышать “You will never walk alone” на Энфилде, но и более выгодными финансовыми условиями.
Также надо учитывать, что не все клубы смогут «вписаться» в нижнюю границу зарплатного ограничения, которая была посчитана в альтернативе 3. Например, Томь уже успела заявить , что будет в состоянии платить своим игрокам не больше 300 тысяч рублей в месяц… Таковы суровые реалии российского футбола.
Что выбираем?
Вся зависит от того, чего мы хотим. Сиюминутные спортивные результаты? Тогда третью альтернативу точно отвергаем. Чемпионат, где 5-6 команд борются за чемпионство? Тогда, наоборот, альтернатива номер 3 – оптимальный выбор. Можно подойти еще более креативно к вопросу: поставить несколько задач и сформировать поэтапный план их решения. Например, сначала сделать заработок лиги адекватным, исходя из реальных финансовых возможностей российских клубов, а уже потом ориентироваться в соревновательном плане на Европу.
Благодарю за уделенное время. Извиняюсь за излишне долгое рассуждение. Буду рад услышать в комментариях, какие альтернативы Вам кажутся наиболее оптимальными.
Более подробно о наших исследованиях можете узнать на сайте Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова
Материал подготовил Осокин Никита Андреевич
В ЦСКА Больше всех получает Акинфеев, а это около 2,5 в год
Ионов не получает в ЦСКА 3,% и не может получать. Думаю, что не больше ляма даёт ЦСКА, остальное проблемы Динамо.
Заняв в чемпе 1-2 место выйти в группу ЛЧ, осенью упор на ЧР и как можно меньше сил тратить в ЛЧ, так как в конце осени каждый год сильный спад. Перезимовав и избавившись от игр в европе весной снова все силы кидаются на завоевание путёвки в ЛЧ.
Разница в призовых между вылетом из группы и вылетом из 1/8 ЛЧ не слишком велика, а вот отпустить конкурентов по ЧР за осень, играя на 2 фронта на победу, можно достаточно далеко, что в свою очередь черевато пролётом мимо ЛЧ в следующем году. Пример: Зенит последних лет. Приличное количество потерянных очков по осени в матчах, где должны были побеждать и как итог повод позлорадствовать хейтерам(1 чемпионство как результат покупки Халка и Витселя).
В ЛЕ платят довольно мало, так что выход туда через 3е место в группе тоже слабая мотивация. Вот и получаем 4е место в группе каждый год.
P.s. это попытка взглянуть на происходящее со стороны руководства клубов. То, что игрокам хочется побеждать везде и всегда и так ясно.