7 мин.

Уроки футбола. Я - тренер

Всем любителям поиграть в футбол посвящается.

Несколько дней назад я начал пробовать себя в необычной роли — роли тренера у своих знакомых ребят. Ну, как бы тренера. Никаких тренировок я, естественно, не провожу. В мою задачу входит только предыгровая расстановка игроков, объяснение их задач и подсказы во время игры. В футбол я сам пока не играю по личным мотивам, а участвовать в процессе очень хочется. Пробовал раз быть судьёй — не то. А вот тренером, точнее мне больше подходит термин «наставник», быть очень даже интересно.

Дело в том, что среди моих друзей существует свой как бы мини-турнир, состоящий всего из двух команд. Формат игры примерно 7х7, но может меняться в зависимости от того, сколько народу приедет. Снимаем площадку, определяемся, кто с кем будет играть весь год, и считаем, кто больше матчей выиграет. Статистику свою бомбардирскую ведём. Призы вручаем по итогам года. Всё по-взрослому. Так интереснее играть, когда стимул есть.

Только поделились, на мой взгляд, не совсем корректно. В одной команде оказалось два лучших игрока. Статистика по забитым мячам и отданным голевым передачам у них такая, что никого и близко нет. Ну, и конечно, более слабую команду начали рвать. Особенно после летнего трёхмесячного перерыва. Три матча — три поражения.

И вот, я вызвался быть тренером у более слабой команды. Возможности всех игроков мне известны. Определил сильные и слабые стороны, навёл дисциплину, каждому игроку объяснил задачи. И результат встреч стал совсем другим. Две игры под моим присмотром — две победы. А последнюю игру выиграли так, что соперник не забил ни одного мяча! Зато моя команда наколотила больше десятка! Такого раньше в истории наших встреч никогда не было, что б всухую.

Да, могли меньше забить и больше пропустить. Составы на этот раз были поровнее. При достижении конечного результата много нюансов. Но есть общие принципы, о которых я хочу рассказать, а также поделиться новыми для меня ощущениями.

По большому счёту, функция тренера в команде уже была. Несколько человек пробовало себя в этой роли, но это были играющие тренеры. Я сам на позиции защитника пытался что-то подсказывать, что-то доказывать, но безуспешно. И это неудивительно. Во-первых, тебя не так серьёзно воспринимают. А некоторые вообще не слышат. Во-вторых, игра изнутри видится несколько хуже, чем снаружи. Даже, когда стоишь в рамке, у тебя всё внимание на игроке с мячом, из вида могут ускользнуть некоторые детали. А вот когда стоишь на бровке и не играешь — совсем другое дело. Конечно, от темперамента человека зависит, но всё же, когда созерцаешь со стороны, а не носишься туда-сюда, анализ игры лучше должен даваться. И виднее становится, кто на своей позиции проваливается, кто не соблюдает дисциплину, кто сачкует и т.д.

Очень важно следить в команде за психологическим климатом. И дворово-любительский футбол имеет тут свои проблемы. Чуть что начало получаться — сразу эйфория. Или проигрываешь 2-3 матча или даже мяча подряд — разлад в команде, грызня, отсутствие дисциплины, потеря мотивации или наоборот, бросание своей позиции и попытки отдельных игроков спасти матч в одиночку. Думаю, это и более профессиональному футболу присуще. Всё это наладить снаружи гораздо легче, чем изнутри. Собственно в этом задача наставника и заключается.

Наставник должен быть психологом. Публика попадается разная. Кого-то крики, часто матерные, подстёгивают, не дают расслабиться и повышают концентрацию, а кому-то они очень мешают - человек раскисает. Всё это надо учитывать. Кого-то остудить, кого-то подогреть, и в идеале климат в команде должен быть здоровым, с желанием всех игроков выкладываться.

Мне пришлось столкнуться с такой проблемой. Команда потерпела несколько поражений подряд. Пошло выяснение отношений, переход на личности. Пришлось придумывать наказание и для тех, кто предъявляет претензии (не люблю слово «пихать»), и для тех, кто косячит. Тут обязательно, во-первых, нужно соблюсти принципы справедливости, чтобы обиженных не было, и во-вторых, наказание, это громко сказано. Оно должно происходить в шутейном виде, но и так, чтобы под него в следующий раз попадать не захотелось. Как вариант мы придумали расстрел пятой точки провинившегося. Ну, вы наверняка такое видели и даже участвовали в этом. Игрок встаёт в ворота, поворачивается спиной, а дальше уже расстояние и сила пробивания зависит от совести «палачей». Ну, и в-третьих, чтобы минимизировать ошибки одних, и окрики других, надо каждому определить правильную позицию.

А это уже отдельная большая задача. У меня вообще интересно. Набор команды состоит практически из одних нападающих. По крайней мере, так они о себе думают. Никто в защите играть не хочет, все лезут вперёд и постоянно приходится кричать, чтобы возвращались назад. Основной вратарь частенько игры пропускает, а его главный сменщик не может постоянно играть в воротах, так как является главным забивалой команды. Остальные идти в рамку не могут, не хотят, нужнее на других позициях и т. д. А как их заставишь, я ж зарплату им не плачу!

Постоянный вратарь — это очень важный элемент для команды. Как говорится, полкоманды. Стоит устроить чехарду, как это часто бывает - стоять до гола поочереди, сразу вся игра может пойти насмарку в виду того, что приходится постоянно перестраиваться.

Что же касается защиты, то тут приходится кем-то жертвовать. И строго следить, чтобы играли по позиции. Мне пришлось поставить в защиту второго по бомбардирской статистике в команде игрока. Просто на мой взгляд, он смотрелся в полузащите слабее другого парня.

Ещё, как вариант, можно разрешить подключаться в атаку и защитникам, чтобы интерес к игре у людей не пропал, но обязательно нужно обсудить вариант с подстраховкой позиции. Бывают случаи, когда полузащитники подставляют защитников — ты, мол, иди вперёд, а я прикрою — и не прикрывают их позицию. В итоге команда пропускает из опустевшей зоны.

Самым важным ключом к победе, я считаю выигрыш середины поля. Хоть на любительском, хоть на профессиональном уровне. Проанализировав последние игры (а мы все матчи снимаем с трёх камер и на этой основе даже делаем отдельно хайлайты — я же говорил, у нас всё по-взрослому), а также вспомнив некоторые давние игры, я пришёл к выводу, что соперник слишком вольготно чувствует себя в центре поля. Их атаки на скорости очень опысны, плюс те ребята обладают более высоким техническим оснащением, чем мои. Всё, что нужно было сделать - заполнить пустоты в середине поля своими лучшими игроками и даже попытаться создать численный перевес в этой важной зоне, оттянув назад игрока из атаки.

Несмторя на формат 7х7, наша площадка достаточно мала для игры. Всего 30х30 метров. Поэтому, одного чистого нападающего в атаке достаточно. В последней, легендарной для нашего круга игре мы много забили с позиции полузащитников. Особенно удачно получалось, когда нападающий или свои защитники, прижимаясь к воротам, загораживали обзор голкиперу.

Ещё немного тактики. Очень важно уметь грамотно отбирать мяч. Раньше с этим были большие проблемы, так как мы не использовали систему подстраховки — один вступает в отбор, второй или ещё двоё не бросаются ему помогать, а встают по диагонали и сзади. В этом вопросе помогла любимая книга. Таким образом, я трёх защитников поставил не в линию, как обычно, а центрального выдвинул чуть вперёд, в опорную зону, а остальные остались по краям. И следил за тем, чтобы полузащитники слишком сильно не прижимались к своим воротам.

Очень часто, когда мяч переходил к защитникам или полузащитникам соперника, я просил включать прессинг. Оказалось, что при прессинге соперник быстро терял мяч — их игроки разобраны, им приходилось пулять абы куда.

Вот пока все нюансы моей тренерской работы, что удалось вспомнить. Нисколько не жалею о своём новом занятии. Ты настолько поглощён игрой и настолько стараешься принимать максимальное участие в процессе, что не замечаешь как летит время. Многим, кто не имеет возможности играть так, как хотелось бы, но понимает футбол по-своему, любит футбольную аналитику, я рекомендую заняться именно этим делом. Пусть и непрофессионально. Кому-то, возможно, это даже покажется более интересным, чем играть самому. И уж тем более интереснее свои идеи продвигать в реальной жизни, а не сидеть за компом, играя в какого-нибудь пятнадцатого-шестнадцатого Менеджера.

Кстати, в Интернете можно найти ролики, например, по мини-футбольной тактике. Вот ссылка на один из таких каналов.

Они не били по мячу, как профессионалы

 

Смотрите также:

Уроки футбола. Предисловие

Уроки футбола. Удар носком (пыром)

Уроки футбола. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)

Уроки футбола. Спортивные травмы или моя история лечения

Уроки футбола. Если ты защитник

Уроки футбола. Нормы ГТО и Слава Метревели

Уроки футбола. Игра головой

Уроки футбола. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое

Уроки футбола. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот

Уроки футбола. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот

Уроки футбола. Остановка мяча

Уроки футбола. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов

Уроки футбола. О заразительных пятках

Уроки футбола. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе

Уроки футбола. Ведение мяча и финты

Уроки футбола. Удары с подрезкой мяча

Уроки футбола. «Предпочитаю неважно отыграть 89 минут и забить гол, чем прекрасно действовать все 90 и не отличиться»

Уроки футбола. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем

Уроки футбола. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева

Уроки футбола. Удар с полулёта

Уроки футбола. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто

Уроки футбола. Черчесов, Денисов, Якушин...

Уроки футбола. Удар «Рабона»

Уроки футбола. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов

Уроки футбола. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?