11 мин.

Переходы из Зенита в Спартак и обратно

Переходы из

Шум, поднятый в футбольных кругах недавним официальным подтверждением трансфера нападающего московского «Спартака» Артёма Дзюбы в «Зенит», спровоцировал нас на изучение темы, которую можно сформулировать так: «А сколько было подобных трансферов в прежние годы, и насколько удачными можно назвать их итоги?».

Сразу поставим граничные условия.Во-первых, попадавшие из «Зенита» в «Спартак» игроки или обратно транзитом через другие клубы, к примеру, Сергей Дмитриев и Павел Погребняк, нас в данном случае «пристально» не интересуют.

Во-вторых, были случаи и непосредственных переходов из стана одной команду в другую, но... не через основной состав, а из дубля. Эти варианты нами также «пристально» рассматриваться не будут, ибо тоже не показательны.

И после учёта этих условий остаётся ровно 10 игроков, перешедших непосредственно из основы одного клуба в основу другого.

Сергей Сальников, нападающий («Зенит» → «Спартак»)

В ленинградском «Зените» уроженец Краснодара Сергей Сальников оказался волей случая. В 1943 году зенитовцы вернулись из эвакуации из Казани в подмосковный Калининград. Где жили, работали на оборонном заводе и по мере возможности тренировались на стадионе «Динамо» посёлка Болшево. В их тренировках нередко принимал участие 18-летний воспитанник московского «Спартака» Сергей Сальников, благо, спартаковская Тарасовка располагалась всего в нескольких километрах от Болшево. Кроме того, выступал он за «Зенит» и на открытом первенстве Москвы 1943 года. За это время Сальников настолько сдружился с зенитовцами, что когда в начале 1944-го те засобирались домой, в Ленинград, он, недолго думая, уехал вместе с ними.

За «Зенит» левый крайний нападающий Сальников отыграл немного, немногим более полутора лет. Но успел остаться в его истории одним из главных героев триумфального Кубка-1944 – лучшим бомбардиром команды в розыгрыше этого приза. На его счету 3 важнейших гола: победный в четвертьфинале, важный в полуфинале и вновь победный в финале против ЦДКА.

По завершении чемпионата СССР 1945 года 20-летний Сальников вернулся в Москву, в свой «Спартак», в составе которого стал неоднократным чемпионом и обладателем кубка СССР. А также вошёл в состав сборной СССР, став чемпионом Олимпиады-56 и заслуженным мастером спорта СССР, и оставшись в летописи отечественного футбола в ранге одного из лучших нападающих в его истории.

Борис Чучеловнападающий («Зенит» → «Спартак»)

Уроженец г. Чудово Новгородской обл. Борис Чучелов довольно поздно попал в поле зрения тренеров футбольных команд мастеров. Лишь осенью 1939 года 23-летнего нападающего команды физкультурного техникума приметил тренер ленинградского «Электрика»Константин Лемешев, но всего через два месяца Чучелов вместе со своей новой командой отправился в низшую лигу. А потому полноценный дебют нападающего за команду мастеров высшего дивизиона состоялся лишь в 1944 году, когда форварду исполнилось уже 28 лет. Один из лучших нападающих «Зенита» первых послевоенных лет, обладатель кубка СССР 1944 года, играл обычно на позиции центрфорварда. На волне омоложения состава, предпринятого по окончании сезона-47, был вынужден покинуть «Зенит».

В «Спартаке» оказался волей случая. Получив расчёт в «Зените», 31-летний Чучелов направился в московский «Локомотив», который сразу заинтересовался оставшимся не у дел классным форвардом. Но до «Локо» футболист так и не добрался, будучи перехваченным по дороге своим давним партнёром по атаке «Зенита», а ныне игроком «Спартака» Сергеем Сальниковым. В составе красно-белых Чучелов стал бронзовым призёром чемпионата СССР, но отыграл лишь один сезон – в команде началось стремительное восхождение будущей звезды советского футбола, 22-летнего Никиты Симоняна, конкурировать с которым за место центрфорварда было для ветерана делом вполне безнадёжным.

Чучелов вернулся в Ленинград, где провёл ещё несколько хороших сезонов за ленинградское «Динамо», демонстрируя отменную для своего возраста результативность.

Александр Орлов, нападающий («Зенит» → «Спартак»)

Уроженец г. Саратова левый крайний нападающий Александр Орлов с детства мечтал играть в Москве. И к цели своей шёл упорно и упрямо на протяжении нескольких лет, один за другим меняя клубы и постепенно выбираясь из глубокой провинции поближе к столице. Попав в 1949 году в «Зенит», оказался от Москвы в самой непосредственной близости, а потому приложил все силы к тому, чтобы быть замеченным. Свой единственный сезон за «Зенит» отыграл ярко, став одним из лучших бомбардиров команды и, к тому же, оформив в чемпионате сразу два хет-трика. Причём, в ворота далеко не самых слабых команд – будущих серебряного и бронзового призёров ЦДКА и «Спартака». Очевидно, его подвиги всё же произвели впечатление на руководство красно-белых, и в следующем сезоне Орлов таки перебрался в вожделенную столицу.

Однако в «Спартаке» заиграть ему было не суждено. Всего один-единственный матч провёл он за столичный клуб, после чего усугубил старую травму и из состава выпал. Доигрывал в заурядных командах низших лиг.

Немесио Посуэло, нападающий («Спартак» → «Зенит»)

Сын члена Центрального комитета коммунистической партии Испании, бежавшего перед войной в СССР от режима генерала Франко, Немесио Посуэло родился уже в СССР, в Харькове. Большую часть футбольной карьеры посвятил московскому «Торпедо», а затем перебрался в «Спартак». В рядах красно-белых отметился не только дублем в ворота «Зенита», но и весёлым, беззаботным нравом и разгульным образом жизни, во многом из-за чего надолго там не задержался – всего через полгода оказался в составе «Зенита».

Впрочем, и в Ленинграде ничего, кроме многочисленных нарушений спортивного режима, этот нападающий продемонстрировать также не сумел, и вскоре был отчислен и из «Зенита». Попутно, в связи с известным «делом Севидова» 1965 года, решением Спорткомитета СССР был пожизненно дисквалифицирован с запрещением играть за любые команды мастеров. Ныне проживает на исторической родине.

Валерий Рудь, защитник («Зенит» → «Спартак»)

Уроженец далёкого Уссурийского края, воспитанник краснодарского футбола, в «Зените» Рудь провёл три сезона. Из которых два был твёрдым игроком основного состава, выступая обычно на правом фланге обороны. 

В начале 1968 года получил травму, из-за чего потерял место в основе и за весь год вернуть его так и не сумел. По окончании сезона покинул Ленинград – его следующим пристанищем оказался московский «Спартак», в котором он провёл всего 3 матча. Правда, благодаря им, Рудь может с полным на то основанием считаться чемпионом СССР 1969 года.

Сергей Швецов, нападающий, («Зенит» → «Спартак»)

Вплоть до середины 2000-х и шума, поднявшегося вокруг перехода в «Спартак» полузащитника Быстрова, именно Швецов почти четверть века считался в футбольных и околофутбольных кругах Ленинграда-Петербурга олицетворением беспринципности и обмана.

Уроженец грузинского города Кутаиси, в «Зените» этот рослый и не по годам мощный центральный нападающий появился в 18-летнем возрасте. Неплохо проявил себя на финише бронзового 1980-го, забил несколько важных голов, после чего стал одной из главных надежд ленинградского футбола. Тогда же пошли упорные слухи об интересе к этому игроку со стороны московского «Спартака». Но на прямой вопрос корреспондента о возможности своего ухода из «Зенита» Швецов заявил, что никуда уходить не собирается. Не прошло и месяца после этого клятвенного заверения, как игрок оказался... в «Спартаке». Это деяние вызвало в Ленинграде настоящий взрыв возмущения, после чего слова «Швецов» и «предатель» на долгие годы стали для ленинградских болельщиков словами-синонимами.

Дальнейшая судьба этого игрока оказалась драматичной. Неплохо отыграв за «Спартак» пару сезонов, Швецов на тренировке получил тяжёлую травму, после которой вернуться на прежний уровень так и не сумел. Продолжил карьеру в командах низших лиг.

Дмитрий Радченко, нападающий («Зенит» → «Спартак»)

Одна из главных надежд болельщиков рухнувшего в первую лигу в конце 1980-х «Зенита». Провёл отличный сезон за ленинградскую команду в первой лиге, но после него перебрался в Москву, в «Спартак». В отличие от Швецова, этот переход большого взрыва негодования в Ленинграде не вызвал: уж слишком плачевным было положение «Зенита» в 1990 году, и болельщики понимали, что оставшись в Ленинграде, талантливый форвард смело может поставить на своей карьере крест. Хотя, конечно, адрес его перехода был и неприятен...

В звёздном «Спартаке» начала 1990-х Радченко быстро выдвинулся в число ключевых игроков атаки, стал чемпионом и обладателем кубка страны, заиграл за сборную СССР, а затем и России, после чего несколько лет играл в различных испанских клубах не элитного уровня. Впрочем, без особых успехов. Попытка Радченко вернуться в «Зенит» в начале 2000-х завершилась неудачей – физическая форма ветерана, последние годы проведшего в испанской низшей лиге и в чемпионате Японии, была далека от требуемой.

Василий Кульков, защитник («Спартак» → «Зенит»)

Один из лучших защитников страны рубежа 1980-90-х, игрок сборных СССР и России, после довольно успешных выступлений за грандов португальского футбола «Бенфику» и «Порту»вернулся в «Спартак». Затем вновь отправился за рубеж, в Англию, опять вернулся в «Спартак» и вот тогда его пригласил в «Зенит» хорошо знающий Кулькова по совместной работе в сборной СССР тренер Анатолий Бышовец.

За «Зенит» 31-летний ветеран честно отыграл полтора сезона, оказав команде существенную помощь в деле закрепления в высшей лиге российского чемпионата. Несмотря на как раз в те годы окончательно испортившиеся отношения между болельщиками «Зенита» и «Спартака», в Петербурге Кульков был встречен без эксцессов, и память о себе оставил добрую. После смены на тренерском мостике «Зенита» перебрался в Самару, в менее амбициозные и более спокойные «Крылья Советов», и вскоре завершил карьеру.

Владимир Быстров, полузащитник («Зенит» → «Спартак» → «Зенит»)

Самый скандальный переход между командами за всю историю их взаимоотношений. Усугубилась эта скандальность и тем, что переходов этих оказалось два: с шумом уйдя из «Зенита» в «Спартак» и сделав затем в прессе несколько провокационных заявлений, некоторое время спустя Быстров, тем не менее, с не меньшим скандалом вернулся обратно. Таким образом, безнадёжно испортив отношения с болельщиками обеих команд.

Во многом Быстров повторил судьбу ещё одного скандального перебежчика по маршруту «Зенит» – «Спартак» Сергея Швецова. После возвращения в «Зенит», Быстров, хорошо отыграв пару сезонов, как и Швецов, получил тяжёлую травму, после которой тоже на прежний уровень вернуться не сумел. И вскоре твёрдое место в основе «Зенита» потерял.

Артём Дзюба, нападающий («Спартак» → «Зенит»)

И ещё один скандальный переход. Точнее, болельщики «Спартака» особого шума вокруг скорого ухода нападающего Дзюбы из их команды не поднимали. Зато в стане болельщиков «Зенита» планируемый приход этого футболиста вызвал оценки крайне неоднозначные. Странный расклад: форвард яркий, заметный, результативный, но одни провожают его без сожаления, а вторые встречают без восторга. Не будем пока углубляться в причины такого любопытного явления – всё в руках Артёма. Нам же остаётся надеяться, что покинет он «Зенит», когда придёт время, под громкие овации и единодушные слова благодарности.

Ну и для полноты картины перечислим всех остальных игроков, в то или иное время защищавших цвета и «Зенита», и «Спартака», но нашим граничным условиям, перечисленным в начале статьи, не отвечавшим.

Владимир Мещеряков, защитник (1950-60-е)после «Зенита» (143 матча, 2 гола), транзитом через «Торпедо» и «Шахтёр», попал в «Спартак» (22 матча).

Анзор Кавазашвили, вратарь (1960-е) – после «Зенита» (30 матчей), транзитом через «Торпедо», попал в «Спартак» (74 матча), в составе которого стал чемпионом и обладателем кубка СССР.

Анатолий Родионов, полузащитник (1970-е) – воспитанник душанбинского «Памира», отыграл сезон в дубле «Спартака», после чего вернулся в «Памир», затем попробовал силы в «Зените», но не заиграл и здесь (1 матч).

Михаил Бирюков, вратарь (1970-90-е) – воспитанник подмосковного футбола, дублёр «Спартака», транзитом через благовещенский «Амур» оказался в «Зените» (316 матчей), в составе которого стал чемпионом СССР и лучшим вратарём страны 1984 г.

Александр Гридюшко, нападающий (1980-е) – спартаковский дублёр, после перехода в «Зенит» проведший за него 3 матча.

Валерий Попелнуха, защитник (1980-90-е) – вечный спартаковский дублёр, за свою карьеру сделавший три безуспешные попытки закрепиться в его основе (5 матчей), в промежутках между которыми играл за различные команды, в том числе, и за «Зенит» (15 матчей).

Игорь Козлов, полузащитник (1980-90-е) – многолетний спартаковский дублёр (за основу всего 2 матча), транзитом через несколько клубов отметился и в «Зените» (1 матч).

Сергей Дмитриев, нападающий (1980-90-е) – за «Зенит» провёл 192 матча, забил 59 голов, стал чемпионом СССР, после чего, транзитом через «Тюмень» оказался в «Спартаке» (6 матчей, 1 гол), вновь став чемпионом страны.

Максим Деменко, полузащитник (1990-2000-е) – за «Зенит» провёл 47 матчей, забил 11 голов, став бронзовым призёром чемпионата России, а затем, транзитом через «Ростсельмаш» оказался в «Спартаке» (19 матчей), став в его составе обладателем кубка России.

Павел Погребняк, нападающий (2000-е) – коренной спартаковец, помотавшись по арендам в промежутках между выступлениями за дубль и основу «Спартака» (18 матчей, 2 гола), транзитом через несколько клубов оказался в «Зените». В составе которого стал чемпионом и обладателем суперкубка России, а также обладателем кубка и суперкубка УЕФА (всего за «Зенит» 90 матчей, 39 голов).

Николай Заболотный, вратарь (2010-е) – зенитовский дублёр, не стал бороться за место в основе родной команды, а предпочёл перейти в «Спартак». Где, собственно, так и не заиграл (6 матчей).

Роман Широков, полузащитник (2000-10-е) – воспитанник московского футбола, лучшую и самую успешную часть своей карьеры провёл в Петербурге, в «Зените», став в его составе двукратным чемпионом и двукратным серебряным призёром, двукратным обладателем суперкубка России, дважды признавался лучшим футболистом страны, а также стал обладателем кубка России, кубка и суперкубка УЕФА. Покинув «Зенит», за который провёл 201 матч и забил 43 гола, транзитом через аренду в «Краснодаре» перебрался обратно в Москву, в «Спартак», но там из-за конфликта с тренером так и не заиграл (5 матчей, 1 гол).

Наверное, совсем уж для полноты картинки стоит упомянуть спартаковцев Григория Тучкова, Алексея Соколова, Павла Корнилова и Константина Рязанцева, которые вместе с Сергеем Сальниковым играли за «Зенит» в открытом первенстве Москвы 1943 года. Впрочем, это тема для отдельного долгого разговора, поэтому ограничимся лишь упоминанием этого факта.

Источник: http://zenit-history.ru/4504-perekhody-iz-zenita-v-spartak-i-obratno