9 мин.

Дженнаро Гаттузо — явный эксперимент в системе «Скуадры Адзурры»

Политизированные речи не красят и даже наивно подсвечивают облик новоиспеченного 47-летнего главного тренера. Пощечины в перерыве матча с Эстонией и бедная голова Джакомо Распадори  буквально кричат о старомодности тестостеронового идола итальянской публики в прошлом:

«Все думают обо мне как о сплошном сердце и мужестве, но сегодня я бы не включил старого Гаттузо в команду, которую хочу построить. Это воплощение мечты. Надеюсь, я справлюсь с этой задачей. Нам нужно создать для них правильные условия, чтобы они могли показать свой максимум. Цель — вернуться на чемпионат мира. Создание семьи — самое главное. Помимо тактики и техники, нам нужно восстановить тот командный дух, который определял нас на протяжении стольких лет», — говорит Дженнаро при первой крупной на все таблоиды Апеннин.

Гость, помогающий разобраться в данном вопросе, Иван, автор тг-канала «Болонья ФК /U & Whose Army» и один из админов «LGdC».

— Дженнаро Гаттузо с 9 футбольными коллективами в тренерском списке — лучший ученик из «класса Липпи»? Что из себя в медийном и профессиональном плане представляет бывший футболист?

— Лучшим учеником из класса Липпи может оказаться Буффон — главный спонсор приглашения Рино Гаттузо в сборную. Если у Дженнаро получится, все будут говорить о прозорливости Джиджи. Что касается самого Гаттузо, то его путь действительно обширен и всеобъемлющ: от Кипра до Серии Б, от «Милана» до Хорватии транзитом через «Наполи», «Валенсию» и «Марсель».
Память действительно играет с нами в интересные игры: казалось бы, карьера Гаттузо как тренера длится уже долго.

И все же мы воспринимаем его как новичка, скорее всего, да притом еще и весьма сомнительного для его новой важной должности. В медийном плане, очевидно, всплывают некоторые избранные пресс-конференции Гаттузо-тренера («Sometimes may be good sometimes may be shit!») и его эпичные диспуты со всеми подряд на бровках многочисленных стадионов.
С профессиональной точки зрения это тренер, которого в свое время очень критиковали за упертость в отношении любимой расстановки 4-3-3. При этом, на протяжении карьеры, Гаттузо не то, чтобы эволюционировал, но менялся. Применял тройку цз, экспериментировал со схемой 4-4-2.
Идейное наполнение тоже было гуттаперчивым: низкий блок, отказ от мяча, средний блок, быстрые переходы в атаку за счет розыгрышей с переводом мяча на фланги, забросы на пару форвардов и так далее. Гаттузо любит техничных игроков, но при этом любит сохранять баланс своих команд. Эти два стремления: играть современно, но при этом не рисковать, будто сковывают его и приводят к внутреннему раздраю тренера, что выливается в его внешнее буйство.

— Опиши лицо современного итальянского футбольного функционера: как за последнее пятилетие «скуадра адзурры» с Манчини и кубком ЧЕ докавыляла до тряски в отборе к ЧМ с Гаттузо?

— Если бы только к «тряске в отборЕ»: Италия же рискует не поехать уже на 3 (третий) ЧМ подряд.
На мой взгляд, Манчини в сравнении со своим предшественником Вентурой и последователем, Спаллетти, выгодно отличался тактическим детерминизмом [согласно определению: все происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено либо судьбой, либо богами].
Он играл так, как никто не ожидал, что Италия может: много контроля мяча, красивые владения и хитрые комбинации накоротке. Это привело Национале к победе на Евро. Спаллетти поначалу придерживался той же стратегии прогрессивного футбола, но был нещадно бит на своем Евро. После свернулся в улитку 3-6-1. Старина Вентура игрался с наследием Конте (3-5-2), чтобы затем имплементировать любимые сердцу 4-2-4. Федерация футбола Италии ничем не отличается от любых других государственных институтов Республики: страна старая, деды правят балом, а новые лица берут в основном популистскими лозунгами. Приходя к власти, люди меняются, дрифтуя в сторону традиционализма, осторожности, стремления к минимизации рисков.
В случае с президентом Гравиной мы видим, пожалуй, даже эволюционный дрифт: кошмарные результаты теперь воспринимаются, как данность.
Критика жестка, но… Суть не в том, что чиновники плохие, суть в том, что футбольные структуры неотделимы от государства, в котором они произрастают. Если государство является идейным геронтократом [принцип, при котором власть принадлежит старейшим], в котором просыпаются умные, популярные у народа мысли лишь в период очередной предвыборной кампании, то ничего свежего ждать не приходится.

— Куда эту сборную привели импульсивные решения, завышенные ожидания и вся ли проблема кроется в «слабом поколении»?

— Завышенные ожидания привели к депрессии Лучано Спаллетти: его свежий стиль был истоптан на последнем Евро. Недавние — регулярные выходы итальянских клубов в финалы Еврокубков, в целом, вселили надежду на возрождение кальчо, но надежды эти разбиваются, когда ты заходишь в обоссанную подтрибунку условного «Ренато Далл’Ара», а ведь «Болоньей» владеет богатейший человек.

Серию А становится интереснее смотреть, там появляются новые сильные команды с понятной, прогрессивной структурой, но инфраструктура, лимфа самого итальянского футбола гниет подобно оболочке персонажа Деми Мур в недавно нашумевшем фильме [прим.: фильм «Субстанция» рекомендуется к просмотру].
Мы привыкли к тому, что в кальчо много хороших и разных тренеров. Некоторые заслуженно двигают италфут вперед, пользуясь популярностью и за пределами страны-сапога. При этом рассчитывать на то, что идеи тренера могут двигать труп кальчо глупо и наивно: есть сильные игроки – нет школ; есть хорошие команды, но они играют в мусорных ведрах; есть амбиции, но они в последнее время постоянно разбиваются о реальность. С теми данными, что есть сейчас, сборная Италии, как выражение кальчо, будет в глобальном смысле страдать при любом тренере.

— Доработает ли Дженнаро до конца отборочного цикла? Хватит ли сборной упора на авторитет, дисциплину и психологическую накачку для поездки на мундиаль?

— Гаттузо под слоем харизмы и противоречивой репутации все же является тренером. Его любимые идеи, описанные выше (4-3-3, стремление к владению, резким, пропозитивным ходам на поле) вполне могут найти отклик у нынешнего поколения игроков, годных для вызова.
Футбольная многонациональность Гаттузо-тренера с его опытом работы в разных странах может вполне обеспечить интересное кадровое наполнение команды: вызовы условных Ньонто или Грифо, которые при Манчини казались извращенными причудами, вполне могут стать новой реальностью.
Есть ощущение, что Гаттузо — не самый плохой кандидат на роль тренера сборной. Главное, чтобы тренер не стал в итоге медийным громоотводом: Гаттузо легко воспламеняется и теряет все в таких случаях.