6 мин.

Роберто Де Дзерби — хайповое будущее Италии за ее пределами! Узнаем принцип?

Роберто Де Дзерби в «Марселе» — это попытка построить футбол, в котором владение становится не самоцелью, а инструментом для управления ритмом и пространством.

Но для многих отрешенных обывателей союз эксцентричного тренера с жарким клубом на юго-востоке Франции — отличный повод наблюдать за спортивной драмой с витиеватым концом. Лишь за пол сезона итальянский специалист прокатил на американских горках не только своих футболистов, но и, собственно, провансальских фанатов дважды. Исмаэлю Коне в грубой форме вместе с его агентом порекомендовали искать новый клуб, а когда между лидерами после поражения в одном из первых туров случилась потасовка — Роберто доверился опыту и все равно получил хейт.

Контекст ситуации: обидное поражение в первом же туре спровоцировало мордобой. После игры высказывались все лидеры — Балерди, Хойберг, но Рабьо был наиболее красноречив, устроив персональную критику в адрес Роу, что не понравилось англичанину. В конфликт вмешался тренер и даже вроде бы его погасил вопросов в адрес Роу: «Если Адри тебе что-то говорит — это сразу критика или он хочет тебе помочь (улучшить игру)?». Роу ответил: «Чтобы помочь». Позже Де Дзерби попросил игроков показывать характер на поле, а не в раздевалке.

Удивительно, но функционеры (главный из которых сейчас Мехди Бенатья) в спешке определили всю тройку в Италию.

В этом тексте мы не собираемся клеймить главного героя, ведь тактический взор специалиста затмевает любые коммуникационные недостатки. «Марсель» Де Дзерби стремится диктовать ход матча через структуру, где каждая микрофаза: от первого паса до финального удара подчинена идее контроля. Команда при нём —это не про хаотичную вертикальность и не про статичное перекатывание, а про последовательное создание преимущества через позицию, перегруз и правильный тайминг.

Начало атак почти всегда строится через вариативную структуру 4-2-2-2, которая по сути становится гибридом 4-2-4: два опорных образуют базу, а вингеры и атакующие формируют узкий квадрат ближе к центральным зонам. Вратарь — полноценный участник розыгрыша, создающий эффект «третьего защитника» и позволяющий переводить линию в форму 3+2 уже на первых секундах билдапа. Центральные защитники широко раскрываются, опорники формируют «карманы» для паса, а фулбэки удерживают ширину, вытягивая прессинг. Такой подход делает «Марсель» устойчивым под давлением: команда не спешит, провоцирует соперника, приглашает его в прессинг и затем в нужный момент — вскрывает его.

Как только первая фаза пройдена, структура перерастает в классическую для идей Де Дзерби форму 3-2-5. Один из фулбэков поднимается выше, превращая линию обороны в тройку, второй готов идти ещё выше, иногда фактически становясь дополнительным атакующим. Два опорника образуют платформу, через которую мяч может циркулировать. Стабилизирующий слой, удерживающий темп и задающий направление атаки. Пятёрка впереди — вингеры максимально широко, атакующие игроки занимают полуфланги, «девятка» работает по линии защитников - создаёт плотность и постоянное движение.

Иногда структура смещается к 3-1-6, когда один опорник опускается ниже, а «шестёрка» игроков заполняют последнюю линию: это крайняя форма перегруза, используемая против глубоких блоков. В таких сценариях «Марсель» атакует волнами, меняя ритм, используя короткие комбинации, диагонали, разрезающие передачи и быструю смену направления.

Важная часть — постоянная позиционная ротация. Де Дзерби требует, чтобы игроки не просто перемещались, а создавали преимущества числом и позицией: опорник может опуститься в линию, атакующий — сместиться вглубь. Эти микродвижения ломают плотность соперника, заставляют его принимать решения с запозданием, и именно через этот разрыв «Марсель» находит пространство. В статистике это проявляется в большом количестве прогрессий через пас и высоком контроле мяча - владение регулярно держится на уровне 55–60%, при хорошем проценте успешных передач между линиями.

Но как только мяч потерян, структура почти мгновенно сжимается в 4-2-3-1. Здесь проявляется дисциплина: Де Дзерби не требует тотального высокого прессинга каждую секунду, команда часто встаёт в средний блок, перекрывая центральные зоны и оставляя сопернику только фланговые решения. Два опорника — ключевые фигуры: их задача не только перехватывать и страховать, но и выравнивать структуру, удерживая компактность между линиями. Атакующая тройка работает по мячу направленно — без хаоса, с конкретными триггерами: ошибка в приёме, плохой разворот, неправильное открывание. В такие моменты «Марсель» резко ускоряется и пытается вернуть мяч максимально быстро, используя короткий контрпрессинг.

Однако такой стиль требует идеальной синхронности. Высокие позиции фулбэков и плотный атакующий блок делают команду уязвимой к прямым контратакам: если опорники не успевают перекрывать зоны, соперник получает пространство для взрывных выходов. Добавим сюда требовательность к технике — каждый защитник должен уметь играть под давлением, принимать решение с минимальной паузой, и цена ошибки становится огромной. Встречи, где «Марсель» теряет контроль, обычно сопровождаются высоким количеством допущенных ударов после быстрых атак — закономерность, а не случайность.

Скажем прямо, Роберто Де Дзерби — отличный шанс для проблемного и статусного в прошлом французского топ-клуба обрести потерянное величие, а самое главное современный стиль игры, сопутствующий результату. Ведь «южане» лишь второй раз за пять лет смогли запрыгнуть на второе место, обеспечив себе выступление в Лиге Чемпионов после трехлетнего перерыва. В этом сезоне уже смогли победить «Ньюкасл» и ПСЖ, а в Мадриде получили свою порцию оваций.

Лучшую мысль, завершающую этот текст, пожалуй, сформулировал бывший футболист клуба и сборной Франции Андре-Пьер Жиньяк:
«Я смотрю все матчи «ОМ», но «ОМ» — это страдание, и в этом его красота. Это клуб, как «Тигрес»: если мы не страдаем, то это не «Тигрес», В «Марселе» все то же самое!
Де Дзерби — лучший тренер в мире. Я всем сердцем надеюсь, что этот клуб станет чемпионом. Руководство, тренер и игроки, пожалуйста, дайте нам мечту!»

Если материал понравился, то самое время подписаться на наши каналы в Телеграме: 

  • Ciao, Calcio! — флагманский канал от альянса авторов об итальянском футболе.

  • Зинедин Седан – авторский канал с футбольной аналитикой.

  • Аталанта — автор новостного канала об Аталанте с эксклюзивным дизайном на любую футбольную тематику. 

  • Демоны Лукаку – несменный автор опросов во Вселенной любителей кальчо.