Мой топ-6 удалений в истории Премьер-лиги
С момента своего основания в 1992 году Премьер-лига прошла путь от сурового дворового футбола до гламурного шоу, где удаление это часть истории.
Перед прочтением хочу рассказать про свой проект «Ретро Футбол», главная цель это собрать единомышленников которые любят футбол прошлого, если вы взрослый и адекватный человек, мы вас ждем в нашем сообществе.
Брайан Макаллистер, «Тоттенхэм» — «Уимблдон», 1993
В дебютном сезоне Премьер-лиги о блеске и роскоши можно было только мечтать. Телетрансляции уже были, слёзы Газзы добавили драматизма, но сам футбол всё ещё напоминал старые добрые 80-е — с их суровостью и простотой. На трибунах уже не было толп агрессивных фанатов, но на поле страсти кипели по-прежнему.
Лучше всех ту эпоху олицетворял «Уимблдон» — маленький клуб с юга Лондона, который держался на плаву благодаря упрямству, силе и умению бить по мячу так, что враги вздрагивали. Позже Премьер-лига превратилась в символ богатства и лоска, а тогда «Безумная банда» радовала болельщиков своей неукротимой энергией и заняла крепкое место в середине таблицы.
Но иногда реконструкция требовалась не только стадионам, но и лбам игроков. В одном из майских матчей 1993 года полузащитник «Тоттенхэма» Пол Аллен решил побороться за мяч с защитником «Уимблдона» Брайаном Макаллистером. После серии «теннисных» перебросов в центре поля Макаллистер пошёл в стык локтем вперёд и оставил Аллена с шестью швами на брови.
Это был классический удар в стиле «железной леди» — жёстко, но без лишней драмы. Судья тут же показал красную карточку, Макаллистер спокойно ушёл с поля, а Аллен, вытирая кровь, последовал за ним. Остальные игроки даже не обратили особого внимания — просто продолжили матч, будто ничего не случилось. Таковы были суровые будни ранней Премьер-лиги: минимум эмоций, максимум действия.
Фабрицио Раванелли, «Мидлсбро» — «Шеффилд Уэнсдей», 1997
Британская сдержанность на поле продержалась недолго. Премьер-лига с самого начала намекала на грядущий интернационализм — Шмейхель, Кантона, Канчельскис уже были в деле, — но настоящий наплыв иностранных звёзд начался только спустя пять лет. Лето 1996-го стало для английского футбола настоящим открытием: после Евро в страну хлынула волна ярких легионеров. Вместе с молодыми талантами вроде Патрика Бергера и Карела Поборски появились и настоящие суперзвёзды, такие как Джанлука Виалли. Игроки приезжали со всех уголков мира — от Кальяри до Коста-Рики.
Адаптация, правда, шла не всегда гладко. Франк Лебёф, только приехав в «Челси», был шокирован условиями тренировок: «В жизни не видел ничего хуже!» А Флорин Рэдучою из «Вест Хэма» вместо матча Кубка Англии отправился за покупками в «Харви Николс», чем немало удивил тренера Гарри Реднаппа.

Но плавильный котёл Премьер-лиги закипел, и одним из самых ярких символов новой эпохи стал переход Фабрицио Раванелли в «Мидлсбро». Ещё недавно он забивал в финале Лиги чемпионов за «Ювентус», а теперь приехал покорять Тиссайд. Его дебютный хет-трик против «Ливерпуля» стал настоящим праздником, а вот его жена быстро сбежала обратно в Рим, сославшись на «слишком чистый воздух». Сам Раванелли остался в деревне Хаттон-Радби, где прославился как мастер дартса в местном пабе.
На поле же Раванелли был полной противоположностью типичного англичанина: харизматичный, эксцентричный, невероятно одарённый и, главное, до смешного эмоциональный. Однажды он даже устроил ссору с одноклубником Нилом Коксом из-за газетного интервью прямо накануне финала Кубка Англии.
Но его звёздный час настал в январе 1997 года в матче против «Шеффилд Уэнсдей». Уже забив пенальти, Раванелли на 70-й минуте оказался в офсайде и, не сдержав эмоций, устроил сцену лайнсмену — подпрыгнул и накричал прямо в лицо. Жёлтая карточка. Через две минуты — повторение ситуации, только теперь с жестикуляцией. В итоге — две жёлтые, красная, удаление, но и победа 4:2. Один гол, две жёлтые, три очка и море эмоций для болельщиков. Английский футбол понял: теперь здесь есть место настоящим артистам!
Ники Батт, «Арсенал» — «Манчестер Юнайтед», сентябрь 1998
В конце 90-х противостояние «Арсенала» и «Манчестер Юнайтед» было настоящим украшением Премьер-лиги. Ещё до того, как команда Фергюсона отправилась на «Хайбери» в сезоне своего будущего хет-трика, страсти кипели нешуточные: Иан Райт и Петер Шмейхель устроили драку в феврале прошлого года, а между Фергюсоном и Венгером разгорелась настоящая словесная война. Венгер доказал, что не только говорит, но и делает — его «Арсенал» разгромил «Юнайтед» на пути к своему дублю.

Вражда между этими клубами была захватывающим зрелищем, где ненависть и уважение шли рука об руку, а самые яркие моменты делились на две категории: блестящий футбол и не менее впечатляющую жёсткость. С февраля 1997 по февраль 2005 года в их матчах было показано семь красных карточек: Виейра за удар ван Нистелроя, Кин за удар Овермарса, Джефферс за удар Фила Невилла, и даже Венгеру — за бросок бутылки с водой и позу «Христос-Искупитель» на «Олд Траффорд».
На этом фоне удаление Ники Батта (его второе за пять дней!) в проигранном матче 3:0 выглядело почти скромно. Грэм Барбер не стал церемониться и показал красную за ненужную грубость. Но именно эта карточка задала тон будущим встречам: смесь жёсткости и мелочных стычек стала визитной карточкой главного противостояния Премьер-лиги.
Жереми, «Челси» — «Лестер», август 2003
Почти десять лет титул разыгрывался между командами Фергюсона и Венгера, но ничто не вечно — особенно в футболе, где всё может изменить один богатый человек. Летом 2003 года Роман Абрамович ворвался в английский футбол, запустив эру миллиардеров-владельцев и превратив Премьер-лигу в настоящий клуб миллионеров. Спустя годы почти у каждого клуба появился свой состоятельный покровитель, зачастую из-за рубежа.
Абрамович сразу дал понять, что пришёл всерьёз и надолго: никто раньше не тратил столько денег за одно трансферное окно. Но первый «Челси» эпохи Абрамовича был скорее хаотичной коллекцией — тут были и звёзды, и перспективная молодёжь, и дорогие разочарования. Летние покупки напоминали шопинг без списка: всё подряд, лишь бы было дорого и много.

Этот хаос в итоге привёл к домашнему краху против «Монако» и увольнению Клаудио Раньери. На смену ему пришёл Жозе Моуринью, который принёс с собой железную дисциплину, жажду побед и готовность идти на всё ради результата. С тех пор «Челси» стал настоящей машиной по завоеванию трофеев.
В первом домашнем матче новой эры на поле вышли Адриан Муту, Хуан Верон, Марио Мельхиот — команда ещё не была похожа на будущий трофейный механизм Моуринью. Но красная карточка Жереми за жёсткий подкат в центре поля, когда «Челси» уже громил «Лестер», стала символом новой эпохи: богатство, амбиции и готовность идти до конца — даже если для этого придётся оставить соперника без шансов и без ноги.
Марк Видука, «Болтон» — «Лидс», май 2004
Пока «Челси» Абрамовича только набирал обороты, на противоположном конце футбольной вселенной «Лидс» стремительно катился вниз — клуб, который когда-то тоже мечтал купить себе место среди элиты, но в итоге рухнул в пропасть. Весной 2004 года их вылет из Премьер-лиги стал делом времени, но случился он с особым размахом: ведя 1:0 против «Болтона», «Лидс» умудрился проиграть 1:4.
Главный герой этого фарса — Марк Видука. Сначала он уверенно реализовал пенальти и вывел команду вперёд, а потом за какие-то полчаса собрал две жёлтые карточки: сначала за удар по ногам Эмерсона Тома, а затем за оплеуху Бруно Н’Готти. Как только австралийца отправили отдыхать, «Лидс» окончательно рассыпался — за полчаса пропустил четыре мяча и подписал себе приговор.

С тех пор выражение «поступить как Лидс» стало синонимом безрассудных трат и финансового краха. Их падение — классическая футбольная притча о том, что деньги не всегда приносят счастье, а иногда и вовсе ведут к катастрофе. В мире, где кажется, что всё можно купить, история «Лидса» напоминает: за всё приходится платить, и безответственность не прощается.
33 минуты Видуки на поле стадиона Reebok стали квинтэссенцией целого пятилетия для «Лидса»: стремительный взлёт, почти прикосновение к мечте — и такое же стремительное, болезненное падение, от которого клуб так и не оправился.
Рафаэль да Силва, «Челси» — «Манчестер Юнайтед», май 2013
Футбол всегда был немного театром, но с ростом популярности Премьер-лиги этот элемент только усилился. Английский футбол превратился в глобальное шоу, за которое телекомпании готовы платить миллионы, а сами матчи — в настоящую мыльную оперу с героями, злодеями, драмой и неожиданными поворотами.
Пафос стал нормой, а игроки быстро освоили новые навыки: теперь в арсенале каждого — эффектные симуляции, яркие празднования голов и мастерское выражение невинности после самых очевидных фолов. Всё ради шоу!
Идеальным примером этой новой эпохи стала красная карточка Рафаэля да Силвы. Давид Луиз, настоящий артист футбольной сцены, спровоцировал соперника на грубость в концовке сезона. Получив лёгкий удар, Луиз рухнул на газон, как будто его сразили наповал, а затем, приоткрыв глаза, хитро улыбнулся болельщикам. После этого он снова принял позу страдальца, пока Рафаэль отправлялся в раздевалку.

Журналист Джеймс Лоутон из Independent писал: «Может, были и более вопиющие случаи, когда один игрок подставлял другого, но этот забыть невозможно. Луиз умеет вызывать мурашки по коже. Футбол всё больше становится игрой откровенного театра». Так что эпоха пантомимы в Премьер-лиге не только восхищает, но и раздражает — и виноваты в этом не только игроки, но и все мы, кто любит это шоу.
Понимаю, что у каждого свой взгляд на самые яркие удаления в истории Премьер-лиги — наверняка многие со мной не согласятся. Делитесь в комментариях своим топом запоминающихся красных карточек — обсудим вместе!
И еще удаление Бергкампа, но не вспомню в каком сезоне, 97/98 возможно или даже чуть раньше. Бергкамп у всех ассоциируется с грацией, техникой, каким то созидательным мышлением. Так вот он на деле довольно быстро и конкретно адаптировался к АПЛ 90ых и в одном матче максимально откровенно дал с локтя кому-то в нос просто, потому что тот его достал)) И с чувством выполненного долга пошел отдыхать
UPD: господи, как я мог забыть про удаление Гиббса в 1000ом матче Венгера
Окслейд-Чемберлен такой: упал, очнулся - Гиббс