8 мин.

Король Иордании: правит 26 лет, уважает ралли, снимался в «Стартреке». Его имя носит улица в Грозном

Кто такой Абдалла II?

РФС насытил календарь сборной на всю осень, первая остановка – домашний матч с Иорданией, которая сенсационно пробилась на ЧМ-2026. 

Иордания – это королевство, где всем заправляет Абдалла II. Король неравнодушен к спорту: при нем страна впервые принимала чемпионат мира по ралли, а главная команда палестинских беженцев выступает на арене, названной его именем. 

Абдалла II – автогонщик, парашютист и дайвер. При нем чемпионат мира по ралли прошел по библейским местам Иордании

Иордания – молодое государство, оно стало независимым только в 1946 году. Но по форме правления страна будто в далеком прошлом. Главный тут – король. Нынешнего зовут Абдалла II, он четвертый по счету монарх в истории – правит с февраля 1999-го. 26-лет на троне – отнюдь не рекорд, его отец Хусейн ибн Талал руководил с 1952-го, то есть 47 лет.

В первые годы после прихода к власти Абдалла сильно выделялся на фоне предшественника. Иорданию возглавил молодой, энергичный и деятельный король с задатками реформатора. На образ работали европейское образование и отважное хобби – быстрые машины. 

Абдалла в молодости

В 1980-х Абдалла участвовал в национальном чемпионате по ралли и выиграл несколько этапов. В то время он рассекал на «Опеле Манта» – сейчас машина в автомобильном музее Аммана, столицы Иордании. По молодости Абдалла постоянно охотился за острыми ощущениями. Служил в ВВС, ВМФ и сухопутных войсках – летал на самолетах, прыгал с парашютом и нырял с аквалангом. А чуть позже ненадолго стал актером. В 1996-м он сыграл эпизодическую роль в культовом сериале «Звездный путь: Вояджер». Наследный принц обожал франшизу, и его американский советник устроил короткое появление на экране. Абдалла засветился во втором эпизоде в образе младшего офицера. 

Будущий король – в зеленом

После прихода к власти любовь к автоспорту никуда не делась и даже, возможно, расцвела. В нулевые Иордания запустила переговоры с FIA о проведении одного из этапов чемпионата мира по ралли. Предложение лоббировал младший брат Абдаллы – принц Фейсал ибн Аль‑Хусейн, глава компании Jordan Motorsport (с ирландской командой «Джордан», выступавшей в «Формуле 1» до 2005-го, никак не связана). В то время к соревнованиям на Ближнем Востоке еще относились с недоверием, но Аль‑Хусейн убедил FIA, что его страна идеальна для ралли. 

Возможно, помогла раскрученность мест – их упоминали еще в Библии. Гонки предложили провести на западе страны – на горе Небо (с ее вершины Моисей впервые увидел Землю обетованную). Дальше этап проходил рядом с Мертвым морем через Вифанию (место крещения Иисуса Христа) и на север – вдоль реки Иордан. Концепт одобрили – так в 2008-м чемпионат мира по ралли дебютировал на Ближнем Востоке.

На подготовку трассы и площадок для гонщиков снарядили армию. Иордания планировала зарабатывать за каждый недельный ивент по 20 миллионов долларов. Правда, уже в 2009-м ближневосточный этап отменили. Его возвращали в календарь в 2010-м и 2011-м, но затем организаторы убрали часть заездов за пределами Европы, чтобы снизить расходы команд. С тех пор Иордания окончательно выпала из расписания.

Политическая жизнь в Иордании мертва. Но ее заменил футбол, где бьются клуб палестинцев и команда коренных

Король Абдалла II ведет себя по меркам ближневосточного монарха довольно скромно. Резиденция Аль-Макуар не утопает в золоте, а на улицах Аммана правителю пока не ставят памятники. Даже улицы в его честь не переименовали – по крайней мере в Иордании. Потому что в России одна такая есть! С 2011-го имя Абдаллы II носит длинная улица на юго-западе Грозного, а в честь предыдущего короля, Хусейна, переименовали соседний парк. Жест заметили: тогда же в столице Иордании появилась улица Рамзана Кадырова. 

Королевская семья отыгрывается на стадионах. Многие крупные арены носят имена принцев, а монарху досталась вторая по величине. На стадионе Короля Абдаллы II выступает одна из лучших команд страны, 17-кратный чемпион Иордании «Аль-Вехдат». Главная особенность клуба – в его социальной базе. «Аль-Вехдат» существует с 1956-го и с тех пор за него болеют преимущественно палестинцы. В этом команда не похожа на главного соперника по столичному дерби – «Аль-Файсали», его поддерживают в основном коренные иорданцы. 

Футбол в Иордании стал в какой-то мере суррогатом политической жизни. В королевстве есть номинальный парламент, но все решения принимает король. В стране хватает внутренних противоречий, например, на этнической почве. В 1950-м Трансиордания (так тогда называлось королевство) аннексировала Западный берег реки Иордан – территорию-ядро частично признанного государства Палестина. Хотя палестинцы и иорданцы – братья по вере, аннексию жители региона не приняли. Король даровал им подданство, но многие мечтали о независимости. В 1970-м даже вспыхнуло восстание, когда глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат пытался свергнуть короля. Бои шли почти год и унесли жизни нескольких тысяч человек, но монархия устояла.

Иордания отказалась от притязаний на Палестину только в 1988-м. К тому моменту многие выходцы с западного берега переселились на восточный. Среди них – как беженцы, спасавшиеся от бесконечных арабо-израильских войн, так и те, кто давно интегрирован в иорданское общество. Сегодня в Иордании проживают 11 млн человек, примерно у трети из них – палестинское происхождение. Конфликт между крупнейшими этническими группами очевиден. После того, как Иордания ушла с западного берега, многие палестинцы лишились документов. Им сложнее устроиться на работу, получить лечение и образование, они зачастую беднее коренных. При этом на исторической родине их тоже никто не ждет. 

Своей партии у палестинцев тоже нет. Зато есть клуб «Аль-Вехдат». Противостояние с «Аль-Файсали» давно вышло за границы футбола. Матчи нередко заканчиваются громкими скандалами или даже трагедиями. Одна из них случилась в 2010 году, когда после поражения «Аль-Файсали» его фанаты бросали тяжелые предметы в болельщиков «Аль-Вехдата». Те пытались спастись на поле, но там их прижали полицейские. Началась давка, забор на трибуне рухнул – пострадали 250 человек. К счастью, обошлось без жертв. 

Но в 2022-м все закончилось хуже. После победы в дерби фанаты «Аль-Вехдата» праздновали на улицах Аммана. В толпе был и 12-летний болельщик, которого ударили бетонным кирпичом. Он погиб. Виновным признали 16-летнего фаната «Аль-Файсали». 

При этом король находится над схваткой, хотя поводов симпатизировать этническому меньшинству у него достаточно. Его жена Рания аль-Абдалла – как раз из палестинцев, хотя и родилась в Кувейте. 

Брат короля – бывший вице-президент ФИФА. Он конкурировал с Блаттером и Инфантино

Сборная Иордании на подъеме. Выход на чемпионат мира логично вытекает из успехов на последних Кубках Азии – в 2023-м команда впервые сыграла в финале. Но прежде иорданский след в футболе сводился к одному человеку – другому младшему брату короля, принцу Али. В 2011-м его избрали вице-президентом от Азии, он шел на выборы с программой поддержки женского футбола. Для Иордании это направление давно в приоритете. Местная женская лига – старейшая среди всех арабских стран, а в 2016-м в Иордании прошел первый на Ближнем Востоке женский турнир ФИФА (чемпионат мира U17). 

Важнейшая инициатива Али – отмена запрета на хиджаб среди футболисток. С 2007-го ФИФА не допускала игроков в головных уборах. Принц полагал, что это мешает развитию футбола в мусульманских странах, и в 2014-м добился послабления.

Влияние принца на футбол стало бы еще ощутимее, если бы он победил на выборах президента ФИФА. В 2015-м Али стал главным конкурентом Зеппа Блаттера – набрал 35% голосов. Через полгода, когда грянул коррупционный скандал и Баллтер ушел, брат иорданского короля снова выдвинул кандидатуру, но вчистую проиграл конкурентам – Джанни Инфантино и члену королевской семьи Бахрейна Салмана бин Ибрагиму. 

Фото: East News/SOEREN STACHE / DPA / dpa Picture-Alliance via AFP; commons.wikimedia.org/Strelkakb, Thomas R. Koeniges/LOOK Magazine; the-afc.com; Gettyimages.ru/Reporter Images, Francois Nel, Philipp Schmidli