7 мин.

Финал Серии А – самый захватывающий в топ-лигах. Нервы сдают у всех

12 клубов не знают будущего.

На прошлой неделе все девять воскресных матчей Серии А стартовали одновременно. Я выбрал «Интер» – «Лацио», обещавший встречный футбол в нетривиальной стилистической обертке. Он продлился 101 минуту; судья добавил семь, но не успевал свистнуть – миланцы слишком быстро накатывали на штрафную.

Тем не менее «Наполи» я тоже досмотрел в прямом эфире. Они закончили на 104-й. Казалось, Федерация заставит играть до тех пор, пока претенденты не определят чемпиона.

Наутро наверстав записью, я понял причину. «Наполи», самый слабый чемпион новейшей эпохи, ползущий к титулу благодаря другим, а не себе, в своей опосредованности так прокачался, что всю игру, весь ее тактический рисунок и даже затяжки времени подстроил под чужой матч.

Даже «Парма», которой все еще грозит вылет, выглядела самодостаточнее. Киву сыграл в свой футбол и реагировал на неаполитанцев. План не менялся, если «Эмполи» и «Лечче» выходили вперед. Румын пришел за своим и ничего не ждал от конкурентов. А Конте занервничал, когда «Интер» повел в счете. Его «Наполи» помчался вперед, без особенного толка и мысли, только из необходимости, и разбился об организованного соперника. Тренер отпустил управление. Только кипел – чем дальше, тем сильнее.

За него все сделал Педро – тот самый, который пересекался с ним в «Челси» и девять лет спустя снова стал его лучшим игроком. Он сравнял счет ближе к концу, когда Конте был близок к удару, а после, когда миланцы вновь повели, сделал это снова – на последней минуте основного. К тому моменту неаполитанцы были на грани. Киву будто нарочно донимал их катастрофически медленными заменами. Ловик, Ондрейка и Джурич выползали на поле больше двух минут. Даже невозмутимый Мактоминей потерял лицо. Антонио вовсе едва не сошел с ума.

Практически сразу после этого на стадионе раздалось: в Милане смотрят ВАР – возможен пенальти в пользу «Лацио». Все замерло. Нарушение разглядели. Где-то вскричали «гол». Игра в Парме остановилась. В технической зоне «Наполи» праздновали так, словно забили сами. Лукаку схватил Конте за руку и что-то кричал. Трибуны скандировали «2:2». Неаполитанцы снова стали временными чемпионами – третий раз за час.

В этот момент судья объявил 7 добавленных – здесь и в Милане. Экстатическое ликование переросло в драку. Кто-то из «Пармы» попросил шесть, на одну минуту меньше, и Конте сорвался. Трансляция выхватила фразу: «Дерьмо, я тебя выловлю», обращенную то ли к Киву, то ли к его помощнику Гальярди. Рефери достал красные для обоих главных.

К этому времени оба тренера в параллельной игре тоже отправились на трибуны: Индзаги и команда набросились на судью, выскочили из технической зоны, Барони сказал, что так нельзя, кто-то чего-то не понял – и завертелось. Две самых важные концовки сезона остались без тренеров.

Конте, спрятавшись на лестнице в раздевалку, кричал отойти в защиту и ни за что не давать бить. Если бы он видел, как поплыл «Лацио», установка, возможно, была бы иной. Но выглядело это абсурдно. Команда, которая могла досрочно забрать чемпионство в игре с аутсайдером, рассчитывала на милость конкурента.

На 93-й минуте Арнаутович, расправившись с Романьоли, из верного положения не попал по мячу. Если бы в «Интере» нашелся кто-то суеверный, у кого в этот момент хватило бы времени осмыслить случившееся, он бы наверняка принял промах за сигнал от вселенной; в самом деле – какова вероятность, что Марко, на которого почти ни в чем нельзя положиться, кроме техники, подведет именно техника.

На 96-й череда потерь и падений закончилась проникновением Нереса справа. Ловик, пойманный под опорную, уложил его. Чистый фол. Судья назначил пенальти, три минуты смотрел повтор, совещаясь с ассистентами, и наконец отменил решение – разглядел фол Симеоне в начале атаки.

Едва он отнял у неаполитанцев надежду, в Милане забил Арнаутович – отправил в ворота мяч, который и так туда, кажется, летел; по крайней мере, был шанс, что вратарь до него не дотянется. «Наполи» оказался в состоянии утопающего, который на несколько секунд показался на поверхности, но уже из последних сил, и разом ушел на самое дно. Но не надолго. У австрийца разглядели офсайд.

После этого неаполитанцы шли в атаку втроем-вчетвером. Но Конте и этого показалось много. Когда игра в Милане завершилась ничьей, он попытался прорваться сквозь кордоны и вернуться на скамейку. Ему почудилось, что команда не слышит; пара тумаков и хорошие децибелы заставили бы их отойти назад. Антонио боялся атаковать – вернее, боялся того, на что способна «Парма» в быстрых ответках.

В этом было что-то противоестественное. Антонио Конте не забирал скудетто силой, как нечто само собой разумеющееся и по праву его, а вел себя как пай-мальчик, который покорно исполняет задание, чтобы его наградили за хорошее поведение. Наверное, никто такого не ждал. Чемпионская гонка обещала заочное стилистическое противостояние, практически научный эксперимент, в котором эффективность мрачной автоматизации «Наполи» сравнивалась с направленным хаосом «Интера», но так измотала участников, что извратила их суть.

То же самое случилось в остальных гонках. Тудор в решающий момент отказался от тройки защитников и выпотрошил «Удинезе» в надежной 4-2-3-1, оставшейся от предшественника. Ди Франческо забыл о контратаках, которыми подтащил «Венецию» к грани спасения, сорвался, как бросивший курильщик, и накопил 58% владения на выезде – но получил три гола в ответ. Джампаоло отказался от мяча.

Один «Милан» остался собой сегодняшним: схватил раннее удаление и потерял все.

Все интриги отсрочили на последний тур. «Интер» и «Наполи» определят чемпиона без тренеров; скорее всего, неаполитанцев уже не остановит и Конте – соперник, «Кальяри», на этот раз удобен.

«Юве», «Рома» и «Лацио» поделят последнюю лигочемпионскую путевку. Туринцы в поул-позиции, римляне – в сердцах болельщиков. У Тудора очко форы и выезд в Венецию; он попытается задавить атлетизмом и классом, но перчинка игры в том, что в одном месте соберутся лучшие дриблеры чемпионата (Ористанио, Йылдыз, Консейсау, Йебоа).

«Лацио», весь сезон проведший в атаке и совершенно влюбивший игрой без оглядки, примет «Лечче».

Раньери единственному достался немотивированный соперник, будто в награду за чудо, которое он совершил (прошел свой отрезок вровень с «Интером» и «Наполи» и проиграл один матч за последние полгода). Но этот соперник – «Торино» на выезде.

«Фиорентина» попытается зацепиться за еврокубки.

«Верона», «Парма», «Эмполи», «Лечче» и «Венеция» выявят двух неудачников. Венецианцы почти обречены, как ни жаль (почему-то команды Ди Франческо в конце концов приходится жалеть), но, упершись, они способны оставить «Ювентус» без ЛЧ.

«Эмполи» не повезло принять «Верону»: соперник может закрыться, а Д’Аверса предпочитает контратаки. По игре тосканцы безнадежны почти весь сезон. Но у них классная молодая команда и 30-летний проект, которому почти нет аналогов в итальянском футболе – такая работа должна поощряться.

«Парма» Киву, которая не может без драм (обыграли «Юве», остановили «Интер», «Наполи», «Лацио» и «Фиорентину»), на этот раз сыграет с отпускной «Аталантой».

До конца сезона несколько часов, а 12 клубов до сих пор не знают, где и в каком статусе начнут август. Это в несколько раз больше, чем в других топ-лигах. Сложно представить, сколько трагедий оставит развязка; судя по предпоследнему туру, нервы у всех на пределе.

Многим достаточно быть собой, чтобы решить все вопросы. Но Серия А в этом году настолько закрученная, что в конце мало кому удается следовать плану.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini; East News/Nicolo Campo / AFP, Fabrizio Carabelli / LiveMedia / DPPI via AFP; Alfredo Falcone/Keystone Press Agency/Global Look Press