Слезы, триумф и случай с Элтоном Джоном: как «Уэмбли» стал личной территорией Пепа Гвардиолы
В прошлые выходные Пеп Гвардиола провёл добрых пятнадцать минут, стоя на газоне «Гудисон Парк», ещё задолго до того, как его игроки из «Манчестер Сити» выбежали на разминку.
«Помню, когда я был маленьким мальчиком», — вспоминал он позже о «Гудисоне», предвкушая переезд «Эвертона» этим летом на новый стадион в Брамли-Мур Док. — «Сегодня я смотрел на большом экране голы Гари Линекера и подумал: “Вот оно — настоящее английское футбольное волшебство”».
В Испании Гвардиолу вполне могли бы назвать митоманом — человеком, который с лёгкостью возводит других в ранг кумиров. В его случае — это не только футболисты, но и сами стадионы, турниры, да и вся футбольная атмосфера целиком, как какой-нибудь музей детских мечтаний.
В детстве, в каталонском городке Сантпедор, он с упоением смотрел английский футбол по телевизору. Хотя в 1970‑е и 1980‑е годы трансляций было меньше, чем дождливых дней в Манчестере, их оказалось достаточно, чтобы впечатления прочно вросли в память.
«Исторически в Англии играли именно так ещё и из-за состояния полей», — рассказывал он авторам книги «Город Пепа: Как создавалась суперкопанда» — Лу Мартину и Полу Больюсу из The Athletic. — «Поля тогда были такими, что о красивом футболе можно было только мечтать. Там не трава была, а натуральные грязевые ванны».
Английские команды всё-таки мелькали на испанском ТВ, правда, в основном, когда выходили против испанских клубов в Кубке чемпионов. Впрочем, одно событие из Англии стабильно попадало в каждый испанский сезон — финал Кубка Англии.
«Финал Кубка всегда проходил на старом “Уэмбли”, — рассказывает Гвардиола в той же книге. — Это был для нас образ самой Англии: ты сидел перед телевизором, широко раскрыв глаза, и мечтал». Как будто старый «Уэмбли» был не стадионом, а порталом в другую футбольную реальность.

Кубок Англии занял особое место в британском футбольном фольклоре, с давней традицией целого дня телеэфира, историями легендарных финалов, почти мистической редкостью солнечной погоды в мае и, конечно, самим «Уэмбли» — будь он старым или новым.
Трудно поверить, что кто-то вне Англии мог бы почувствовать всю эту магию в полной мере, но учитывая, какое место финал занимал в испанской телевизионной сетке, становится проще понять, как Пеп — человек, у которого футбол в крови, — с первого взгляда потерял голову от этой любви.
«Моё главное воспоминание об английском футболе — это финал Кубка Англии, а не Премьер-лига и даже не Лига чемпионов», — вспоминал Гвардиола перед полуфиналом с «Челси» на «Уэмбли» прошлой весной. — «В Испании мы видели именно финал — с его традициями, с этой непередаваемой атмосферой, где всё казалось красивым, даже трава под ногами».
И ещё он как-то вспоминал: «Эта традиция — когда два тренера вместе выводят свои команды на поле... Я просто влюбился в этот момент». Словно капитаны двух пиратских кораблей, гордые и торжественные.

Для многих поколений в Испании история будет похожей: мечты о «Уэмбли», запечатлённые через экраны телевизоров. Но пережить всё это по-настоящему, как Пеп Гвардиола — почувствовать запах мокрого газона и величие стадиона своими ногами — удастся немногим.
«Я обожаю быть на “Уэмбли”, — говорил он за день до полуфинала год назад. — Я выигрывал здесь Лигу чемпионов дважды с “Барселоной” — сначала как игрок в 1992 году, когда мы обыграли “Сампдорию”, а потом как тренер в 2011-м, победив “Манчестер Юнайтед”. Ну и с “Сити” я здесь бывал столько раз, что, наверное, уже мог бы претендовать на свой шкафчик в раздевалке».
«Могу честно сказать: для меня это всегда особенное место, и эти воспоминания не поблекнут, даже если однажды я забуду, где оставил машину».
Обе те победы в Лиге чемпионов значили для «Барселоны» гораздо больше, чем просто очередные трофеи. Победа в 1992 году стала первой в истории клуба — и первой личной для молодого полузащитника Гвардиолы. А спустя 19 лет, новый триумф закрепил репутацию его команды как одной из величайших в истории футбола.

«Тогда многие только и ждали, когда мы снова всё испортим», — вспоминал ассистент Йохана Кройффа, Чарли Рексач, о том финале с «Сампдорией». — «Когда мы выиграли, казалось, началась новая жизнь. Будто с плеч свалили старую броню ожиданий».
Перед финалом 2011 года у Пепа спросили, сможет ли его команда превзойти ту самую легендарную «команду мечты» из 90‑х, выиграв второй Кубок чемпионов за три года. Гвардиола улыбнулся и ответил: «Мы никогда не сможем соревноваться с “Дрим Тим”... они были первыми. Они проложили дорогу».
«Мы надеемся, что в будущем люди будут вспоминать нас, — добавил он. — Что через пять, десять, пятнадцать лет кто-то скажет: “Однажды я видел ту команду...” Это как с великими фильмами: понять, насколько они хороши, можно только спустя время. И с нами будет так же».
И действительно — трудно поспорить, что «Барселона» Гвардиолы стала именно таким фильмом-эпохой. Их победа над командой сэра Алекса Фергюсона со счётом 3:1 вошла в учебники. «Это лучшая команда, против которой мы когда-либо играли», — признал Фергюсон.
«Больше всего я горжусь не счётом, а тем, КАК мы выиграли, — говорил тогда Гвардиола. — Так я хочу, чтобы играли мои команды».
Но вечер был памятным не только разгромом «Юнайтед»: игроки подбрасывали Пепа в воздух, как радостные пекари подкидывают спелый плод, танцевали под струями оросителей на поле, а капитан Карлес Пуйоль отдал капитанскую повязку Эрику Абидалю — тому самому, кто за три месяца до финала перенёс пересадку печени и теперь поднял кубок над головой.

Эти мгновения стали вехами не только в карьере Гвардиолы как игрока и тренера, но и в его личной истории.
За последние девять сезонов в «Сити» он добавил к ним немало новых страниц. Воскресный полуфинал Кубка Англии против «Ноттингем Форест» стал его двадцатым матчем на «Уэмбли» в роли тренера «Сити» (если не считать пару игр Премьер-лиги с временно бездомным «Тоттенхэмом» — те шли как бонус).
За это время он провёл там пять матчей за Суперкубок Англии, четыре финала Кубка лиги, шесть полуфиналов Кубка Англии и четыре финала Кубка Англии. И встреча с «Форест» уже седьмой подряд полуфинал Кубка Англии для «Сити» — рекорд английского футбола, который Пеп холит, лелеет и, кажется, иногда даже поливает по утрам.
Первый полуфинал в 2017 году, правда, оказался для него горьким: поражение от «Арсенала» в дополнительное время (1:2) стало его первым сезоном без трофеев в профессиональной карьере тренера. Тогда он по-настоящему боялся, что его уволят — и чувствовал, что подвёл клуб.
Но ещё на «Уэмбли» в тот день председатель клуба Халдун Аль Мубарак заверил его, что руководство верит в него и готово летом вложиться в обновление команды. Именно тогда Гвардиола впервые почувствовал, что должен этим людям гораздо больше, чем просто результаты.
Спустя десять месяцев он вернулся на «Уэмбли» и взял свой первый трофей с «Сити» — Кубок лиги, победив всё тот же «Арсенал». А к концу того года клуб выиграл Суперкубок и сделал невозможное — собрал полный комплект всех четырёх внутренних английских трофеев за сезон. Три из них, конечно же, были завоёваны на всё том же «Уэмбли», который теперь явно можно было считать его счастливым амулетом.
«Чтобы десять месяцев играть на всех фронтах и всё-таки стать первыми — нужно было держать уровень каждые три дня», — говорил потом Пеп. — «Я обожаю Лигу чемпионов, но сделать это сложнее, чем выиграть Лигу чемпионов».
Позднее, конечно, он сделал и это: в сезоне 2022/23 «Сити» Гвардиолы оформил исторический требл.
Последние недели того сезона промчались так стремительно, что детали — большие и маленькие — слились в единый вихрь. Но слёзы Пепа после победы над «Манчестер Юнайтед» в финале Кубка Англии были одним из самых искренних моментов за всё его время в клубе.
Будто только тогда до него в полной мере дошло, что именно творит его команда. До тех пор, когда его спрашивали о требле, он отшучивался: мол, поговорим, когда останется одна победа до цели. И вот — победа на «Уэмбли», благодаря дублю Илкая Гюндогана (первый гол, к слову, был забит спустя всего 13 секунд — момент настолько невероятный, что даже сейчас в него верится с трудом).
«В прошлом июне, когда мы обыграли “Манчестер Юнайтед” здесь и выиграли Кубок Англии, — это был один из величайших дней в моей карьере», — говорил Гвардиола перед полуфиналом 2024 года. — «Тогда эмоций было так много, что я с трудом всё осознавал. Но теперь, оглядываясь назад, понимаю, насколько это важно для меня».

После финального свистка Пеп Гвардиола тут же вписался в радостную кучу малу игроков, аккуратно устроившись между Эрлингом Холандом и Рубеном Диашем, словно ещё один прочный кирпичик в их живой стене. Затем он энергично погнал команду в сторону сектора с болельщиками «Сити» на другом конце поля, чтобы разделить с ними момент триумфа.
Этим вечером судьба подбросила ему ещё один сюрприз: в аэропорту Манчестера Гвардиола столкнулся с одним из своих музыкальных кумиров — самим сэром Элтоном Джоном. Словно вечер специально решил перейти от футбольной сказки к лёгкой музыкальной фантастике.
Спустя год всё шло куда менее гладко: «Сити» проиграл «Юнайтед» в повторении финала 2023 года. А через несколько месяцев в сети появилось видео, как Гвардиола у своего дома в Манчестере не сдержался на провокацию ликующего болельщика соперников — и охране пришлось его аккуратно придержать, чтобы вечер не завершился ещё более ярким эпизодом.
Сам Пеп объяснял это поражение тем, что его игроки были слегка «переполнены вчерашними радостями» после того, как за несколько дней до финала они выиграли четвёртый подряд титул чемпиона Премьер-лиги. Позже он уточнил, что пошутил — хотя, судя по тому, как он не раз потом к этой теме возвращался, шутка явно была с изрядной долей правды.
Если бы события текущего сезона сложились иначе, полуфинал и предстоящий финал вполне могли бы стать последними визитами Гвардиолы на этот исторический уголок северо-западного Лондона в качестве тренера «Сити». Источники говорят, что прошлым летом он всерьёз обдумывал предложение Футбольной ассоциации возглавить сборную Англии на замену Гарету Саутгейту.
Но в итоге Пеп продлил контракт с «Сити» ещё на два года — отчасти потому, что хотел собственными руками вытащить команду из спада, в который она угодила в ноябре.
После вчерашней встречи с «Форест», есть ощущение, что это точно будет не последнее появление Гвардиолы на полях «Уэмбли». Да и представить «Уэмбли» без него теперь почти так же странно, как представить аэропорт Манчестера без неожиданных встреч со знаменитыми музыкантами.
Оригинал статьи - Pep Guardiola and Wembley Stadium: A lifelong romance - The Athletic