Казнить нельзя помиловать - где поставить запятую в коммерческом детско-юношеском футболе
Коммерциализация детского спорта, к чему готовиться…
Не буду вторить Главе государства и Министру спорта - задача минимизировать коммерциализацию в детском спорте. То есть, сделать участие Государства в доступности спорта главенствующим и возможно как-то трансформировать рынок коммерческого спорта, которому уже не одно десятилетие. Безусловно это благие намерения! Но у медали всегда две стороны, а то и три… Одну сторону видят футбольные функционеры и государство, другую сторону бизнес, а вот на третью сторону вынуждены смотреть родители и дети. Как совместить все три стороны?
Немного цифр:
Футбольных школ в России с государственным управлением - более 2 тысяч, обучающихся более 400 тысяч. Их всех объединяет три боли — это недостаток финансирования, дефицит квалифицированного тренерского состава и отсутствие всесезонной инфраструктуры. Перед Чемпионатом Мира по стране понастроили футбольных полей, но они все открытые и как правило без подогрева. А зачем в Северной стране открытые поля - заниматься на них возможно максимум 6-7 месяцев в году, а в большинстве регионов 3-4 месяца. Есть поля, где вообще никто не занимается и их не мало.
По данным Российского футбольного союза, на 2024 год в Москве насчитывается около 150 коммерческих футбольных секций. Это как крупные футбольные школы, так и небольшие частные секции. В целом по России количество коммерческих футбольных секций оценивается в 500-600, могу предположить, что реальная цифра раз в 10 больше и близка к 5-6 тысячам.
В среднем в одной секции трудится около 5-10 человек, включая тренеров, администраторов и менеджеров. Если взять в расчет 150 футбольных школ в Москве и 500 в других регионах, то можно предположить, что в этой сфере занято примерно 6 тысяч человек по всей стране, а реальные цифры опять таки в 10 раз выше - 65 тысяч человек.
И это уже весомый вклад рынка в создание рабочих мест и поддержание экономики. В детском коммерческом футболе Москвы работает более полутора тысяч человек, средняя заработная плата 70-80 тыс. руб. А по всей стране таких работников насчитывается более 60 тысяч и среднемесячный доход составляет 30-40 тыс. руб. Единицы имеют профильное высшее образование, я уже не говорю про педагогическое образование, а из этих единиц, еще большие единицы проходили обучение в Академии Российского Футбольного Союза. То есть нашим детям в основной массе преподают футбол самоучки, которые в лучшем случае читали правильную литературу по футболу и гоняли мяч в районной команде. И это мы рассматриваем только преподавание футбола, без организации тренировочного процесса, который тоже трудоемкий.
Что нужно, чтобы сегодня открыть коммерческую футбольную школу и из чего складывается экономика:
1. Придумать название, создать сайт или группу в соцсетях - от 10 тысяч рублей до 150 тысяч рублей.
2. Арендовать футбольное поле, в идеале футбольный манеж для круглогодичных тренировок - от 1 500 рублей за час в регионах и до 14 тысяч рублей в Москве. За один час на футбольном поле 40Х20 метров можно вместить не более 25 юных футболистов. При цене абонемента в регионах 4-5 тысяч рублей, а в Москве у некоторых школ из недружественных стран Европы превышает и 30 тысяч рублей в месяц (в чем уникальность - наверняка в иностранных специалистах и трансферах в Европу - сарказм)
3. Найти тренера по футболу или быть им - зп как уже отметили - регионы 30-40 тысяч рублей, в Москве 70-80 тысяч рублей.
Простая математика коммерческой школы в регионе:
Расходы в месяц - сайт, аренда, заплата = 10 тысяч рублей + 1 500 рублей за 1 час Х 3 тренировки в неделю и Х на 4 недели + заработная плата тренера 40 тысяч рублей = 68 тысяч рублей
Выручка в месяц с одной группы детей = 25 футболистов умножаем на 4 тысячи рублей (цена абонемента в месяц) = 100 тысяч рублей.
В остатке 100 тысяч рублей - 68 тысяч рублей = 32 тысячи рублей прибыли.
В Москве экономика более привлекательна!
Не так много требуется для открытия, но что происходит внутри этой футбольной школы - для Минспорта и РФС - загадка! А родителям можно рассказать и про французскую, итальянскую, испанскую или голландскую методологию. А соответствует ли она педагогическим и спортивным нормам?! Все это так называемое уникальное торговое предложение (УТП), ни о какой методологии и речи не идет - там подсмотрел, тут подглядел, вот и вся методология.
Возможно, кому-то покажется повествование очень поверхностным, но все пройдено на личном опыте как экономическом, так и во взаимодействие с футбольными и около футбольными функционерами - чиновниками.
Вернемся к миссии этого материала - как совместить спорт, бизнес и родителей с детьми?
Отечественные традиции в футболе более чем вековые, история нашего футбола имеет как грандиозные подвиги, так и очень смутные и непростые времена 90-х. Но мы методологически упорно смотрим в сторону Европы, может не в методологии дело, а в самой структуре выращивания талантов в футболе. Неоднократно сделаны выводы, и работа над ошибками, и мы видим, что текущая ситуация в Большом футболе меняется и движется в сторону прогресса, что отражается и на детском футболе. Осталось дождаться когда количество перерастет в качество.
Приведу пример - Испания - Мадрид и Барселона - Мекка и Медина Европейского футбола. В Барселоне в каждом возрастной категории в августе и сентябре на просмотры в футбольные академии приходит по 700-800 детей и таких просмотров за два месяца порядка 8, футбол до 12 лет лежит исключительно в коммерческом поле. А после 12 лет, если ребенок обладает необходимыми навыками - путь в профессиональный футбол (бесплатный) открыт. Если рассматривать детский футбол с профессиональной точки зрения, то возраста до 12 лет слишком трудоемкие и из 100 детей 5-6 лет до 12-летнего возраста в футболе дойдет не более 10-15. Испанцы сделали вывод, что нет экономической целесообразности тратить деньги на воспитание футболистов до 12, пусть об этом позаботятся родители. Отличный опыт, который вполне применим в нашей стране. А коммерческие школы до 12 лет, безусловно должны быть подконтрольны государству, Минспорту и РФС - как надзорные органы, регламентирующие и стандартизирующие обучение футболу - создание реестра футбольных школ, которые имеют право преподавать футбол на коммерческой основе, требования к образованию тренерского состава и не только физкультурного, но и педагогического, организация турниров, тестирования детей по типу ГТО и пр.
Прошу рассматривать данный материал не как критику существующей системы, а как мнение и готовность принимать безвозмездное участие в развитии детско-юношеского футбола в нашей стране.
Александр Ионов Мнение автора может не совпадать с мнением школы ФК «Динамо» (Москва)