15 мин.

«Брайтон» Де Дзерби. Тактический разбор принципов итальянца

Впервые в истории футбольный клуб "Брайтон" пробился в еврокубки. Одним из главных авторов успеха, конечно же, является итальянский специалист Роберто Де Дзерби, возглавивший "чаек" по ходу сезона. 

В этом тексте я постараюсь рассказать и показать то, за счёт каких инструментов и принципов Де Дзерби удалось поставить команде столь узнаваемый стиль, который ещё и принёс результат в виде итогового шестого места в АПЛ.

Принципы позиционного футбола Де Дзерби

Схемы не важны

Роберто Де Дзерби, говоря о своей футбольной философии, в частности о позиционной игре, практически не уделяет внимание схемам. Для него куда важнее принципы. Наблюдая за игрой "Брайтона" под руководством итальянца, вы можете заметить многообразие формаций. "Чайки" могут играть и с двумя, и с тремя центральными защитниками, с двумя опорными или с двумя ложными фулбеками, с "десяткой" и нападающим или с двумя форвардами.

Контроль игры, куда входят знания, чтение ситуаций, принятие решений и их исполнение, для Роберто выше схем.

Контроль

Под исполнением итальянец подразумевает технику: силу и точность передач, сканирование поля, правильное положение корпуса, а также то, каким образом игрок контролирует мяч. 

Большое внимание уделяется использованию футболистами стопы. Для Де Дзерби важно, чтобы игрок использовал данный прием и применял его своевременно. Роберто рассказывал, что под его руководством находился такой футболист как Антонио Вакка, который очень любил играть стопой при первой же возможности, а Де Дзерби объяснял, что он должен использовать данный прием только тогда, когда это необходимо, например, чтобы спровоцировать прессинг соперника. И правда же, когда игрок видит прием «под подошву», он подсознательно ощущает расслабленность оппонента, и поэтому идет в более агрессивный прессинг.

«Когда вы принимаете мяч в одну из сторон, вы исключаете возможность идти в другую сторону. Если вы принимаете мяч подошвой и прямо перед собой, вы можете играть в любом направлении, обеспечивая полный контроль над мячом», — приводит ещё один аргумент в пользу использования стопы Роберто Де Дзерби на одном из семинаров.

В памяти невольно всплывает момент с тренировки Гвардиолы в "Баварии", где Тьяго во время атаки сделал перекат мяча стопой. Реакция Пепа последовала незамедлительно, он сразу же стал объяснять, что этот прием только замедлил атаку. Уверен, что за данное действие Роберто Де Дзерби тоже не похвалил бы Алькантару, ведь в нем не было необходимости (видео с тренировки найдете здесь )

Центральные защитники "Брайтона" очень часто практикуют данный технический прием, и он даёт свои плоды. Соперники провоцируются на такие действия и идут в прессинг, открывая определенную зону, которой можно воспользоваться, отыгравшись на третьего. Такие невербальные ловушки Де Дзерби расставляет по всему полю, и это не единственный вариант обмана оппонента.

Полузащитники любят показать корпусом, что они не видят прессинг соперника и не собираются открываться под передачу партнера, как вдруг в последний момент делают рывок под пас и отыгрываются на свободного третьего игрока.

Такие приёмы "Брайтона" работают при соблюдении тайминга. Важно своевременно открыться и отдать пас. Не слишком рано (нужная зона ещё не освободиться) и не слишком поздно (прессингующий может накрыть игрока, закрыв все адресаты паса).

Важность тайминга очень хорошо иллюстрирует момент в матче "Брайтона" против "Манчестер-сити". Главным героем эпизода был Джейсон Стил — персонаж, требующий вашего внимания. Он может быть вам известен по документалке про «Сандерленд», под названием Sunderland 'Til I Die — знаменитая своим печальным сюжетом (команда не побеждала дома 364 дня). В 32 года англичанин пробился в стартовый состав, выиграв конкуренцию у Роберта Санчеса, став настоящим открытием сезона. Главный скилл Джейсона — хладнокровие при игре ногами. 

Взгляните на картинку ниже. Холанд прессингует вратаря контролирующего мяч, перекрывая один из адресатов паса. Стил корпусом и замахом показывает нападающему, что будет отдавать пас направо, но понимает, что норвежец недостаточно близок для отбора. Вратарь останавливается на секунду и находит наилучший вариант продвижения мяча. Если бы это была шахматная партия, и компьютеру нужно было бы оценить ценность хода, движок описал бы его как "блестящий", ведь он привел к опасному моменту у ворот соперника. La Pausa позволила открыться защитнику в свободную зону, тем самым застав врасплох Эрлинга.

Де Дзерби отмечает важность чтения ситуаций, то есть принятие решений заранее. И, конечно же, его игроки преуспевают и в этом компоненте. Ярким примером усвоения данной задачи является игра Билли Гилмора. Шотландец очень быстро считывает игру на третьего (любимый прием Де Дзерби), опережая соперника на шаг вперед. 

Матч против "Арсенала". Билли двигается под передачу к своему защитнику, но, сканируя пространство вокруг себя, замечает, что соперник закрывает его своей тенью (shadow cover), а партнер находится в более выгодной позиции. Гилмор понимает, что у напарника по полузащите будет возможность сыграть на третьего в свободную зону, поэтому шотландец заранее разворачивает корпус в сторону дальнейшего продвижения мяча, уже найдя вариант для паса вперед.

Техника, невербальные ловушки, тайминг и чтение ситуаций позвоялют команде Роберто Де Дзерби осуществлять контроль игры.

Рациональное занятие пространства

Говоря о позиционной структуре "Брайтона", мы обязательно должны отметить компактность построений команды. Она осуществляется за счёт узких расстояний между партнерами, правильных углов передач, а также за счёт некоторых методов тренировок.

Структуру команды Де Дзерби объясянет простыми законами геометрии. При использовании двух опорных полузащитников и узком расположении центральных защитников углы передач становятся намного удобнее, то есть острее, а расстояния выполняемых пасов короче, значит вероятность перехвата уменьшается.

Добиться рационального заполнения зон игроками, выдержки нужных расстояний и углов позволяет расчерченное тренировочное поле. Практически все игровые упражнения Де Дзерби проводит используя специальную разметку и манекены, которые помогают соориентироваться игрокам в структуре, которую хочет видеть главный тренер.

Посмотрев практически любой матч "Брайтона" прошедшего сезона, вы можете убедиться, что принцип рационального использования пространства приносит свои дивиденты: связи между игроками становятся крепче (больше варинатов передач + сложность передачь уменьшается) , продвижение мяча более последовательно.

Численное большинство

Ещё один краеугольный камень философии Де Дзерби — это распознавание игроками численного большинства. Мастером исполнения такой нужды Роберто является его подопечный Паскаль Гросс. «Гросс — один из лучших игроков в моей тренерской карьере. Он фантастический. Может играть абсолютно везде», — говорит главный тренер "Брайтона". WhoScored насчитал целых шесть позиций, на которых сыграл Паскаль в этом сезоне: здесь и центр поля и центр нападения и даже оба края защиты. Ещё очень круто описывает немецкого футболиста статистика, которую Opta опубликовала в апреле этого года: Гросс второй в списке лучших игроков по созданным моментам в АПЛ с 2017 года (388), уступил только Де Брюйне (535). Отвлеклись.

Посмотрите, как Паскаль создает численное преимущество. Гросс быстро распознает, когда и в какой зоне он должен оказаться, чтобы получить ситуацию 2v1 или 3v2. Важно, что Паскаль не просто стоит в определенной позиции, а сам находит их. Гросс может провернуть это дело как в центре поля, так и с краю, как у своих ворот, так и чужих. Принципа большинства в исполнении немца часто помогает "Брайтону" продвигать мяч вперед.

Иногда Гросс двигается по полю, чтобы просто забрать на себя внимание соперника и открыть коридор для передачи. Взгляните, как он запутал Йенсена. Сначала Паскаль открылся в центре, чтобы оппонент обратил на него внимание, и постарался закрыть его, после чего немец ушел за спину полузащитнику. Бедняга решил, что знает, куда пойдет передача от центрального защитника, поэтому выбросился в сторону Гросса, но мяч прошел с другой стороны. Пас же дошел до нападающего, который отыгрался с Паскалем и развил ситуацию в пользу "Брайтона".

Начало атаки

Роберто убеждён, что начиная атаки от ворот низом, его команда добьется бОльших успехов, чем просто выбивая мяч вратарём на чужую половину поля. Итальянец подчеркивает слово "убежденность", ведь обычной веры в то, что такой способ принесет плоды, может быть недостаточно. Подопечные Де Дзерби также должны понимать, что только такой способ может быть эффективен. Для убеждения своих игроков Роберто приводит ряд доводов в пользу короткого розыгрыша от ворот.

  1. Помощь в поиске ситуаций для атаки и взятия ворот. Такой способ заставит соперника подняться к чужим воротам, отдав 50 метров пространства за своей спиной.

  2. Отражение характера Де Дзерби и его тренерского штаба. Ещё во времена игровой карьеры Роберто нравилось, когда его команда контролировала мяч.

  3. Билд-ап — это фаза игры, которая определяет то, как команда будет действовать на чужой половине поля. Глупо отказываться от этого, вынося мяч вперед, ожидая выигранное единоборство или отскок. Как минимум непоследовательно: надеяться на подбор после длинной передачи и отталкиваться от уже новых внезапных условий.

  4. Раскрытие лучших качеств игроков. Футболистам, особенно нападющим, всегда приятнее получать мяч в ноги, чем в голову.

  5. Развитие правильного менталитета. Разыгрывая коротко, игроки демонстируют отвагу, уверенность и ответственность, а если получается выйти из обороны именно таким образом, то понимание того, что они владеют инициативой положительно скажется на настрое футболистов и дальнейшем развитии атаки.

  6. Снижение фактора случайности. Вынос мяча на чужую половину поля — чаще лотерея.

  7. Развитие технических и тактических способностей. Понимание пространства и времени, распознавание ситуаций из которых можно выйти победителем с наибольшей вероятностью (численное большинство) будут развиваться эффективнее в условиях, сгенерированных коротким розыгрышем от ворот.

На вопрос, касающийся билд-апа, а именно количества защитников рядом с вратарем, Роберто отвечал следующим образом: "Если соперник идет большими силами в прессинг, тогда вам нужно больше игроков в первой стадии. Если расположить только одного защитника рядом с вратарем, то второго придется поднять выше, следовательно придется поднять и опорника. Получается что игроков в зоне мяча становиться меньше". Поэтому в отличие от Гвардиолы (человек, задающий вопрос, сравнивал методы Де Дзерби и Гвардиолы) итальянец предпочитает видеть рядом с голкипером двух защитников, увеличивая количество вариантов паса в зоне мяча. 

Атаковать через место, откуда идет прессинг

В системе Де Дзерби очень ценен постулат о преодолении давления соперника. Данное положение говорит о том, что игроки должны атаковать через место, откуда начинается прессинг оппонента. На картинке снизу можно увидеть каким образом данный принцип реализовывается "чайками". Нападающий "Арсенала" прессингует вратаря, стараясь направить мяч на фланг, но, благодаря игре на третьего, "Брайтон" получает пространство для развития атаки по вертикали. Важно не делать то, что хочет соперник, то есть избегать флангового направления. Направить туда мяч можно, но только когда это необходимо, и нужно обязательно вернуться в центр, ведь только оттуда у команды может получится дойти до ворот противника кратчайшим путем.

Здесь хочу подсветить ещё одну важную деталь о том, как игроки понимают когда нужно играть вертикально, а когда горизонтально. "Чем интенсивнее прессинг соперника, тем вертикальнее наша игра, — объясняет Де Дзерби. — Соперник высоко, значит одной вертикальной передачей мы можем отрезать много игроков".

Данный принцип разрушения прессинга соперника работает на всех участках поля. Футболисты Де Дзерби не роботы, и данные комбинации не механизированные. Подопечные итальянца полностью отдают себе отчет о происходящем на поле, и поэтому не перебарщивают с игрой на третьего. Если соперник идет в давление по неудачной траектории, то конечно, никто не будет делать лишние передачи и сразу же пасом отрежет невежду, как на примере ниже.

Кстати, игрой на третьего "Брайтон" не только преодолевает прессинг. Часто благодаря такой комбинации они манипулируют построениями соперника. Например, перегружают зоны для получения свободы на противополложных пространствах.

Такой перепас провоцирует противников на смещение в зону мяча. Таким же образом "Брайтон" использует перегруз одного фланга, для изоляции индивидуального сильного игрока.

Вингеры и нападающие

Что касается игроков линии нападения, то здесь, описывая их функции, Де Дзерби использует слово "предвосхищение". Вингеры должны думать наперед и распознавать ситуации, когда атака пойдет вертикально, а когда горизонтально (об этом писал выше), чтобы во время сделать рывок за спину защитникам или открыться в недодачу.

На верхнем скриншоте картинки снизу видно, как слаженно работает линия. Нападающие открываются в глубину, уводя за собой ЦЗ, а вингеры делают рывок в свободную зону. Обратите внимание на траекторию движения Митомы (левый вингер): для того, чтобы не угодить в офсайд японец движется по дугообразной траектории.

Вингеры в системе Де Дзерби также могут использовать небольшую ротацию позиций. Например, на нижнем скриншоте верхней картинки Кауро смещается в центр, чтобы освободить зону для забегания крайнего защитника.

Вообще, с течением времени, как признается сам итальянец, Роберто стал меньше прибегать к ротациям позиций. Он говорит о том, что она может быть эффективна, но только когда соперник не прессингует. 

Де Дзерби отказался и ещё от одного принципа — играть на половине поля соперника. Мотивом отказа от данного убеждения стал тот факт, что иногда происходящее на поле не зависит от него, а всё происходит под диктовку соперника, поэтому на главные роли выходит адаптация игроков.

Ещё одной функцией игроков атаки является создание связей для продвижения мяча. Нападающие и вингеры должны создавать треугольники или ромбы для увеличения вариантов передач для партнера. Смещения, как на картинке снизу, позволяют «Брайтону» выходить из довольно сложных игровых ситуаций.

Роберто Де Дзерби повезло, что у него в обойме есть индивидуально сильные игроки краев атаки Митома и Марш. Не раскрывать их лучшие качества было бы глупо, поэтому команда часто изолирует своих вингеров, чтобы они разрывали на пространстве в ситуации 1v1.

Кауро стал настоящим открытием сезона благодаря успешности своего дриблинга. Про ведение мяча он написал целую дипломную работу, а для японских СМИ раскрыл некоторые детали своей техники:

  1. Перед началом дриблинга проверить свободные зоны впереди

  2. Бросить взгляд на другие пространства или сделать ложное движение, чтобы соперник был настороже и ожидал передачу.

  3. Остановить своё движение, чтобы оппонент также остановился.

  4. Начать вести мяч в тот момент, когда движение соперника прекращается

  5. Осуществлять дриблинг не внутренней, а наружной стороной стопы (при дриблинге внутренней стороной, тазобедренный сустав перекручивается, что приводит к недостатку ловкости в начале дриблинга)

Видеофрагмент сюжета японского канала у меня в телеграм-канале.

Идеи Роберто Де Дзерби подарили футбольному миру такие симпатичные команды как "Сассуоло", "Шахтер", а теперь и "Брайтон", наблюдать за которым мы можем теперь не только в рамках Английской Премьер-лиги, но и на международной арене в Лиге Европы!

p.s

Хочу поблагодарить Евгения Михайлова, человека, который сделал перевод выступления Роберто Де Дзерби. При написании данного текста я в большей степени опирался на материал, которым в своем телеграм-канале поделился Евгений (о том, как получить доступ к видео узнаете в этом посте). Душа!

...

Мой телеграм-канал

Вы можете поддержать автора донатом прямо в комментариях! Это очень поможет развитию блога!)