7 мин.

Моуринью в «Барселоне»

Каталония – не Португалия

С 1992 года Жозе и Бобби Робсон успели вместе поработать в португальском чемпионате. Сначала сэр оценил знание языков, затем обратил внимание на подкованность Моуринью по части тактики, а потом Жозе продемонстрировал отличные навыки в общении с прессой. Робсону пришлось объяснить себе и удивительную способность переводчика сглаживать конфликты внутри коллектива. Причиной сэр посчитал отсутствие трудностей перевода, которые должны были появиться в Каталонии, куда оба прибыли в 1996 году. У Жозе были непростые времена – он пытался пережить смерть сестры. Работы было много, и это спасало. Конечно, португальское околофутболье – штука специфическая, но все познается в сравнении. А Барселона вовсе не любит, когда ее с чем-то сравнивают.

Оба попали в смутные времена. Смутные, впрочем, лишь по местным меркам. Робсон пришел в команду после отставки Круиффа, и, по его собственному признанию, не понимал во что ввязывался. Жозе следовал за ним тенью. Робсон с его помощью отбивался на пресс-конференциях от местных журналистов, желающих каждому следующему бою приписать какое-либо значение кроме футбольного. Сэр Бобби не понимал, как можно добиваясь ярких побед с большим количеством забитых голов, оставаться непринятым и неоцененным.

«Если бы по ходу сезона в Англии моя команда боролась за чемпионство и выход в полуфинал Кубка и Кубка Кубков, я был бы героем. Но здесь два параметра оценки – надо во всем быть лучше «Реала» и надо всегда выигрывать. Им мало того, что мы забили 60 голов за полсезона». Моуринью переводил подобные заявления мистера с завидной периодичностью.

Хватало и работы с игроками. Кантерано, оставшиеся без Круиффа, тогда были не из самых бойких, Фигу мог осложнить жизнь кому угодно, но нашел общий язык с Жозе, Роналдо находился во власти любви всего города, столь же разрушительной, как гнев куле после проигранного или просто незрелищного матча. А ведь еще надо было как-то разрулить ситуацию с сыном Круиффа Жорди, которого новый тренер просто не видел в стартовом составе. Робсон и Моуринью попали в театр боевых действий. Здесь каждый был со званием и при роли одновременно. Друг Моуринью Луис Лоуренсо напишет в своей книге о Жозе: «Это была гигантская нервотрепка продолжительностью 24 часа в сутки». Сдаваться им не хотелось. Робсон выиграл Кубок Испании и Кубок Кубков, но войну проиграл. Впрочем, каталонская инчада воевала не против него лично, а против возможного поражения «Реалу» в чемпионате. Оно, к слову, могло и не случиться, не проиграй блауграна дважды «Эркулесу». Робсон скажет, что Жозе сделал все возможное для оптимальной работы с командой. Робсон уйдет, а Моуринью неожиданно останется.

При дворе Луи

Сэр Бобби пообещал Жозе перспективы, коих обеспечить наверное не мог. В Голландию он поехал один и постоянно поддерживал контакт с бывшим помощником. Робсон надеялся, что Моуринью не откажется от работы в «Ньюкасле» с заделом на то, что однажды сам возглавит команду, когда главный уйдет на покой. Луис Лоуренсо утверждает, что «Переводчик» не поверил бывшему боссу. Впрочем, быть может Жозе просто манила перспектива поработать с ван Галом.

Ввязавшись в войну, Моуринью просто не смог остановиться, а уж ван Гал развернул наступление по всем фронтам. Он учился у голландца умению избавляться от лишнего, а еще – от избытка эмоций посредством общения со СМИ. Однако Моуринью интересовало и то, как голландец работает с командой. Ван Гал любил выигрывать и умел это делать. Моуринью умел оценить это и любил учиться тому, что его интересовало больше всего – тактике победителя. «Боб и Луи стали для Моуриньо идеальными учителями, – сказал в свое время Роксбург. – Лучшее образование оно всегда на «линии огня». К тому моменту времени переводчика в Моуринью видела только местная инчада. Ван Гал часто доверял Моуринью проводить тренировки, и тот все делал по плану Луи, но... немного по-своему. «Поработав с ван Галом, я понял, что могу тренировать самостоятельно и не хуже, а то и лучше!» – скажет Моуринью позже. Сжечь мосты в отношениях с Каталонией пришлось в 2000 году.

Комедия положений

В следующий раз в Барселону Моуринью явился уже в статусе главного тренера «Челси», успев выиграть с «Порту» Лигу чемпионов. «Барселона» была готова к противостоянию с лондонцами, не зная, что тренер соперника готовился к войне. Это будет самое драматичное противостояние в этом турнире. Каталонские СМИ вспомнят накануне снисходительно, что когда-то Жозе работал переводчиком в их клубе, не понимая – все изменилось раз и навсегда.

Первый матч – с удалением Дрогба и комментариями в адрес Райкарда, который «имел беседу с одним из арбитров в перерыве». Второй матч – со спорным голом Терри в концовке встречи, и «Челси» проходит дальше. Но дальше идут и словесные баталии. Моуринью немного не повезло с оппонентом в этой медиавойне. Ему нужна была реакция, но Райкаарда разговорить не смог даже его биограф, а чтобы его разозлить стоило стать Руди Феллером. Поэтому речь Жозе так и осталась бы монологом, если бы в войну не вступил тот, против чьей тени Моуринью воевал еще под началом Робсона. Йохан Круифф упрекнул португальца в том, что его команда показывает незрелищный футбол. Жозе парировал тем, что со времен 1974 года футбол вообще изменился, и 4-3-3 образца тридцатилетней давности его совсем не впечатляют.

В дрязгах и спорах все дожили до следующей встречи двух команд – снова в плей-офф Лиги чемпионов. «Моуринью опять поставит у ворот автобус», – скажет Круифф через год. На это у португальца нашелся ответ: «Барселона» – великий клуб, но за свою двухсотлетнюю историю только один раз был лучшим в Европе. Я всего за несколько лет смог повторить это достижение». Впоследствии Жозе будет возмущен удалением Асьера дель Орно и поведением Месси, получившего в противостоянии с лондонцами серьезную травму. «Барселона – чудесный город. Здесь много театров. Этот парень, Месси, в свои годы отлично умеет ломать комедию». Однако именно в 2006 году «Барселона» сравняла счет с Жозе Моуринью по заслугам перед европейским футболом, а каталонский Sport отныне будет называть Жозе исключительно «Переводчиком».

Переведите, пожалуйста

Но прошло пару лет, и цикл проекта Райкарда был окончен. Фактически уже в ноябре 2007 года клуб искал нового тренера, а взбесившаяся инчада просила твердой руки в управлении командой. Голландец не смог реанимировать свое творение после победы в Париже. Замотивировать команду заново оказалось куда сложнее, чем научить выигрывать. «Моуринью бы тут справился», – говорили болельщики, и в многочисленных опросах именно португалец значился в фаворитах. Он даже был замечен на трибуне одного из матчей примеры с участием «Барсы». Пресса следила. К прозвищу «Переводчик» прибавлялся некий ореол таинственности и почти магической значимости.

Все слухи разом опроверг Жоан Лапорта, выступивший перед многочисленной толпой сосьо. Президент дал понять, что клубу важна репутация и стиль игры, чего «некоторые специалисты» обеспечить не могут. Позже в одном из материалов того самого Sport’а, который лжет о «Барселоне» также часто как и официальный сайт клуба, появится информация: «Моуринью был предложен контракт, согласно которому в помощниках по умолчанию числился Пеп Гвардиола».

«Нравится Моуринью или нет, но он всегда способен внести перемены по ходу матча. Это касается и тактики, и настроя команды. Для клуба, которому нужен только результат, Моуринью – очень хороший вариант. Однако когда нам нужно было не только это, а еще и достойная манера поведения, мы в свое время выбрали Райкарда, а потом – Гвардиолу», – сознался за два дня до ответного матча с «Интером» Йохан Круифф, подтвердив, что «Барселона» в свое время все же рассматривала кандидатуру Жозе.

Сейчас блаугране необходимо обыгрывать его новую команду. Каталония пишет лозунги «Будем биться до последней капли крови», а оранжевый кардинал Круифф строчит колонку в El Periodico: «Результат первого матча был несправедлив». Моуринью парирует привычным: «У игроков «Барселоны» короткая память», – намекая на прошлогодний полуфинал Лиги чемпионов под авторством Эвребе. И, знаете, «Переводчик» прав – тут действительно есть что вспомнить.