Sports.ru
Автор

Гибель «Аякса»

Кумановский прагматизм

В 2004 году амстердацы в 29-й и на данный момент последний титул стали лучшей командой королевства Нидерланды. Главным творцом той победы был Роналд Куман. Пройдя школу Хиддинка и Ван Гаала в сборной Голландии и «Барселоне», и отполировав полученные знания самостоятельной работой в «Витессе», в 2001 году Роналд пришел в «Аякс» голодным до больших побед. И очень вовремя – «Аякс» сильно лихорадило. Отказавшись первым делом от бесшабашной схемы 4-3-3, Куман нанес на командный холст непривычно много прагматичных красок. Его 4-4-2, а иногда (о, ужас!) 4-5-1 взыскательная амстердамская публика освистывала, но только до мая 2002 года, когда «Аякс» после трехлетнего перерыва вернул себе чемпионский титул и добавил к нему кубок страны. Через год успех не повторился лишь по несчастливой случайности – ПСВ Хиддинка набрал всего на одно очко больше.

Зато «Аякс» впервые за долгие годы пробился в 1/4 финала Лиги чемпионов, где прилично покусал будущего победителя – «Милан». Голландская пресса нарекла сотрудничество Кумана с амстердамцами «эрой возрождения», подтверждением чему стало чемпионство в 2004-м.

Секрет успеха Кумана кроется не только в смене тактики и упоре на «физику», но и в грамотной подпитке команды выводком самых талантливых со времен середины 90-х птенцов клубной академии «Де Тукомст» («Будущее»). При Роналде заиграли ван дер Варт, ван дер Мейде, Хейтинга, Пиенаар, Снейдер, Де Йонг, Де Мул, Де Риддер. Удачно совместив их с легионерами в лице Ибрагимовича, Галашека, Грыгеры, Пасанена, Максвелла и Трабелси, «Снежок» Куман получил нужную гремучую смесь, взорвавшую стену безвременья. «Если нам удастся чуть дольше удержать лучшие юные таланты, лет через пять мы сможем выиграть Лигу чемпионов», – предрекал тренер. Но мечтам не суждено было претвориться в жизнь. В 2003 году трио Киву, Мидо и ван дер Меде обогатило казну «Аякса» на 36 миллионов евро, а еще 16 миллионов «капнули» в 2004-м, когда в галактику «Ювентус» перекочевала главная звезда – Ибрагимович.

Над «Amsterdam Arena» вновь сгустились тучи: в феврале 2005-го «Аякс» скатился в чемпионате на третью строчку, а в 1/16 финала Кубка УЕФА проиграв «Осеру», недавний Мессия подал в отставку. «Я жалею, что не ушел раньше, – признался Куман. – Трудно жить в доме, когда знаешь, что в конце года его непременно придется строить заново».

422 дня мучений Блинда

Доверив команду легендарному защитнику Данни Блинду, возившемуся к тому времени с «малышней» в «Де Тукомсте», боссы клуба вряд ли рассчитывали на результат. Его и не могло быть, так как летом 2005-го и на без того истощенном лице «красно-белых» перестал играть последний румянец – «Гамбург» экспроприировал ван дер Варта и Де Йонга, «Севилья» – Эскюде, в «Фиорентину» уехал Лобонт. Общая выручка составила всего 10 миллионов евро (пятая часть годового бюджета «Аякса»), аукнувшаяся 4-м местом в Eredivisie и 24-очковым (!) отставанием от чемпиона «ПСВ». Срочно приобретенный в зимнее межсезонье Хунтелар, на которого потратили 9 миллионов евро (на 1,5 миллиона больше, чем в 2000-м на Ибрагимовича), команду не вытащил, а Блинд покинул пост главного, пробыв в этой роли всего 422 дня. Спасать отечество в лице «Аякса» приехал Хенк Тен Кате, которого его прямой начальник по «Барселоне» Франк Райкард характеризовал не иначе, как «Гений тактики».

Гений тактики

Но, став у руля «Аякса» под еще не стихнувшие в ушах фанфары победы в самом престижном клубном турнире Европы с «Барсой», Тен Кате так и не ублажил чем-то похожим слух поклонников «красно-белых». Выиграв первый матч в Дании у «Копенгагена» (1:0), дома «Аякс» умудрился проиграть (1:2) и не попасть в хлебный групповой турнир Лиги чемпионов. Все силы были брошены на чемпионат страны, где лидировал АЗ. Но в последнем туре, имея по 72 очка с амстердамцами и эйндховенцами, парни Ван Гала умудрились проиграть «Эксельсиору», а их конкуренты свои матчи выиграли. Так как очков поровну, пришлось считать разницу мячей, которая оказалась лучше у ПСВ (+50 против +49). «Сынам бога» оставалось лишь пенять на регламент, ведь в личных встречах у столичного клуба в играх с эйндховенцами было преимущество.

Подготовку к реабилитации в Лиге чемпионов «Аякс» начал с… продажи Бабела, Снейдера, Де Мула и Переса, за которых выручил почти 50 евромиллионов. Каким-то чудом в команде остался Хунтелар. Но даже с учетом потерь пражская «Славия» вовсе не была непроходимым соперником. Однако холодную осень 2007-го Тен Кате и его подопечные вновь слушали лигочемпионский гимн только по телевизору.

Провал в Кубке УЕФА с загребским «Динамо» уже никого не удивил. Как и отставка Тен Кате. Гений тактики, как и его предшественники, стал очередной жертвой клубной политики продавать своих лучших игроков еще до того, как они успеют принести весомую пользу «Аяксу». В «Челси» Хенк попытается помочь Гранту, как когда-то Райкарду, выиграть Лигу чемпионов, а также, по версии английских таблоидов, – переманить на «Стэмфорд Бридж», учитывая свое каталонское прошлое, Роналдиньо.

Временным хэдкоучем «Аяксом» является глава «Де Тукомста» Адри Костер. Несмотря на то, что красно-белые в «эре» продолжают идти без поражений, не приходится сомневаться, что в скором времени Костер свой пост оставит. Во-первых, жив еще пример Блинда, во-вторых, сам Костер по его же признанию хочет продолжить работу с молодежью. Пытались было сосватать Ван Бастена, но боссы голландской федерации заявили, что не отпустят Марко и за сто миллионов. Сейчас прочат отставленного из «Тоттенхэма» Мартина Йола, но и он пока размышляет.

Александр ХАРЛАМОВ

33 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
За Аяксом слежу с 1987 года, когда там засветилась звезда Марко Ван Бастена, а гениальный Кройфф привел клуб к победе КК. Выскажу свое субъективное мнение.
1.Проблемы клуба начались с уходом Ван Гаала и сменой ориентриров в селекции. Если основу клуба ВСЕГДА составляли выпусники академии и другие таланты голландского первенства, то последние годы игроков стали собирать по всему миру, что несомненно сказалось на философии игры команды. И если скандинавы (шведы, датчане) традиционно гармонично вписывались в систему, то латинос (как и испанцы)вносили диссбаланс.
2. Быстрая продажа собственных звезд адекватно не воспалнялась. Увы, академия стала выдавать менешьше звезд: после покаления Клюйверта и Ко по-настоящему звездными можно считать Ван Дер Ваарта и Снейдера, остальные хороши, но не более.
3. Кроме Рональда Кумана остальные тренеры не показали себя мастерами своего дела.
Вывод: Аякс будет аяксом, если вернеться к истокам, т.е основу составят выпусники Академии, где их сыгранность доводиться до автоматизма. Ну, и конечно надо угадать с тренером, не каждый сможет работать в этой системе. Идеальным был бы вариант с Ван Бастеном, но он, увы обременен заботами в сборной.
Будем ждать и надеяться.
0
0
0
В общем, уважаемый Харламов С. (раз уж Вы здесь)
Коллектив болельщиков и сочуствующих Аяксу убедительно просит Вас переименовать статью на что-нить более оптимистичное, типа «Тай-Аут» или, что более жизненное для посетителей спортсру, «Перекур на Арене»..
Дабы к Вам не приклеялся ярлык «могильщика» Аякса
0
0
0
Если честно, то название было изначально совсем другим - «Амстердамская сирена». Редактора переделали. вот так...
0
0
0
Сирена - это оригинальней, но немного мрачновато для нас. Не так все плохо на самом деле.
0
0
0
Sliva

Славию я не забыл, просто намеренно привел примеры матчей когда надо было просто не проиграть и это было очень легко.

Насчет того, что Габри мусор, не соглашусь - мужик четко делает свое дело в полузащите. Рохер - да, Урсаис - скорее всего да, Делорж - не знаю... парень звезд с неба не хватает, но боец и трудяга... что-то вроде Олафа Линденберга времен АЗ. Кеннеди - нормальный игрок, ему нужно время.
Ну а молодежь внедряется полным ходом - Грегори ван дер Вил в матче с Херенвеном просто съел хваленого Афонсо Алвеша, Схилдер и Вертонген регулярно выходят (при чем уже встал вопрос, легко ли теперь вернется Эмануэльсон после травмы), тот же Сим де Йонг уже несколько матчей провел... сегодня состоялся дебют Ван дер Хейдена
0
0
0
Соглашусь во всем, кроме Габри. Ну и Линденберг был крут в АЗ, по сравнению с Дерложи.
Где смотришь Ередивизи?
0
0
0
«И ничего тактически Куман не вносил - Адриаансе ругали за его «берлинскую стену» 3-5-2».
Какие 3-5-2? При Кумане Аякс играл только 4-3-3, где Трабелси и Максвелл сновали по краям защиты. Это пожалуй была лучшей парой крайкой в Европе. Но проблема была центр защиты - а это амплуа с недавних пор сверхважно. Во всем остальном Аякс уже в 2002-03 годах был способен выиграть ЛЧ. Состав был атомный. Что команда доказала в тех же встречах с Миланом. Ибра настолько был сыгран с Пиенааром, ВДВ, что творил нечто невероятное! Играл лучше, чем сейчас.
Но продули тогда Милану по глупости, из-за тех самых центрдефов. Грыгера, Пасанен, Эскюде это не игроки уровня плей-офф ЛЧ. Банальные навесы в гущу позволили Индзаги забить два гола на флажке. Ужас, как я тогда негодовал!

А нынешний состав Аякса совсем не впечатляет. Нужно ждать и верить.

В кризисе виноваты прежде всего менеджеры Аякса. Продавали игроков не вовремя: многие ушли как фри агенты, либо за небольшие деньги, некоторых замариновали как Трабелси.
А купили при этом столько отстоя, что просто обалдеть - как это можно было так угораздиться. Зачем было брать 28-летних испанцев с очевидным потолком? Причем некоторых брали совсем не под стиль Аякса. Например Харистеас. А ведь в тот момент и деньги в общем-то были и реально почти все молодые игроки мечтали перейти в Аякс. Но селекция была на два порядка хуже, чем у ПСВ.
0
0
0
Ребята мне трудно писать кирилицей поетому скажу в кратце что да селекция безобразная особенно в последний год радует только то что на мой взгляд молодеж опять пошла и еще радует видеть всех вас то что верите в клубю. Емиль из Баку
0
0
0
Нормально все будет,с селекцией немного промахнулись,но главное ведь осталось:великолепная школа,4-3-3.Года 2-3 надо подождать.
0
0
0
С другой стороны, не забывайте, что в прошлом сезоне Аякс вплоть до последнего тура претендовал на чемпионство, не забывайте кубок, а также факт выноса АЗ в плей-оф (хотя и не пригодилось)
0
0
0
06.11 12:17 Lord Oleg
Тут еще момент такой: раньше у «Аякса» было много школ вроде «Де Тукомста» зарубежом. Сегодня почти все из них признаны нерентабельными и закрыты.
0
0
0
06.11 00:00 Sliva
Соглашусь во всем, кроме Габри. Ну и Линденберг был крут в АЗ, по сравнению с Дерложи.
Где смотришь Ередивизи?

В инете онлайн трансляции

06.11 00:35 Zlatan
«И ничего тактически Куман не вносил - Адриаансе ругали за его «берлинскую стену» 3-5-2».
Какие 3-5-2? При Кумане Аякс играл только 4-3-3...

При Кумане Аякс часто играл 4-2-2... очень часто. А 3-5-2 часто играл Адриансе - там крайние хавбеки должны были в атаке выполнять функции нападающих

0
0
0
Zlatan
Сорри опечатался - Куман 4-4-2
0
0
0
Кто в курсе, подскажите есть ли в России действующий сайт фанов Аякса?
0
0
0
http://www.superajax.com/
Типа такого
0
0
0
To Sliva
Спасибо, буду там регулярно.
0
0
0
Еще один момент - сейчас у академии Аякса гораздо более жуткая конкуренция, чем пять лет тому назад. Сейчас завлечь талантливого африканца, скандинава - намного сложнее. А ведь сколько было африканцев - Финиди, Кану, Бабангида, Трабелси...

Романтический выход - воспитывать голландскую, и особенно амстердамскую молодежь.
0
0
0
да тяжко им!!!
0
0
0
05.11 23:32 Sliva
Да в в Бреде и Витессе - довольны. В венгерских и немецких клубах - нет.
0
0
0
Тен Кате ведь уже и был главным тренером в голландских командах второго эшелона, перед тем, как уйти в Барсу. Вроде бы, им там оставались довольны. Чего не скажешь про Амстердам.
0
0
0
05.11 23:14 Ajax
Ты ещё и Славию забыл упомянуть, весьма средненьку команду.

Уже говорили о том, что Тен Кате привез с собой из Испании слишком много мусора, тот же Рохер, Габри.. В этом сезоне я впервые увидел какого то Дерлоджи (шозахер?), а зачем брать Исмаила надо было? Кеннеди?
Надеюсь, с нынешним тренером дадут зеленый свет молодежи. Не хочется верить, что нет больше талантов в загашниках
0
0
0
Тен Кате, по-моему, персонаж, который хорош в качестве советчика, помощника, но пускать таких, как он, в одиночное плавание чревато. Гении тактики, вроде Хенка, зачастую становятся заложниками собственного багажа знаний. Когда какая-то их тактическая конструкция приживается - они на коне, но едва дает сбой - начинаются метания. Во второй год, мне кажется, именно это и произошло с Тен Кате. В принципе, понятно: от человека требовали результат, вот и понесло гения...
0
0
0
05.11 23:15 Харламов С.
05.11 23:03 Ajax
А теперь и Валенсию, где он уж точно не будет страдать от распродажи игроков. Вовремя прийти в нужное место - тоже нужен талант. :)

Вот тут не могу спорить :)
0
0
0
05.11 23:03 Ajax
А теперь и Валенсию, где он уж точно не будет страдать от распродажи игроков. Вовремя прийти в нужное место - тоже нужен талант. :)
0
0
0
А глупость тренеров в следующем: каким образом продажа кого бы то ни было помешала тактическому гению Тен Кате просто не проиграть Копенгагену дома? Какие изыски современной футбольной мысли побудили его играть дома с Загребом, так как он играл?
0
0
0
Харламов С.

Верно, не только в схемах. Рафаэль и др. заиграли при Кумане постоянно в силу возраста... при Ко они были слишком молоды. А Адриансе помешало следующее: его характер... он конфликтовал с руководством и СМИ. Я не отношусь к поклонникам его таланта, но надо отдать ему должное - придя в Аякс он озвучил план своих действий: Полная перестройка команды и 1 год место в пятерке, 2 год - в тройке, 3 год - чемпионство с дальнейшим стабильно высоким уровнем игры. Две с половиной части он так и прошел, а вот последнюю половину досталось реализовать Куману. Ко попросту устали терпеть, хотя многие болельщики до сих пор хотят его возвращения. Вообще, не следует превозносить тренерский талант Кумана - он всегда приходит в хорошую команду... так было в Аяксе, в Бенфике, и теперь в ПСВ
0
0
0
05.11 21:16 Ajax
«Куман пришел на «материал» Адриаансе - это при Ко заиграли Ван дер Ваарт и прочие».
Не согласен. Ко воспитал Рафаэля и др., но заиграли они по-настоящему именно при Кумане. И при чем здесь глупость? Кто мешал Адриансе добиться успеха с тем же Ибрагимовичем, купленным за полтора года до прихода Кумана? Схемы могут быть одинаковыми, но не в них ведь только дело, верно?
0
0
0
Акценты в статье расставлены неправильно. Никто не оспаривает «тупость» руководства в упрямой продаже звезд Аякса, но и глупость тренеров тоже трудно не заметить. Куман пришел на «материал» Адриаансе - это при Ко заиграли Ван дер Ваарт и прочие. И ничего тактически Куман не вносил - Адриаансе ругали за его «берлинскую стену» 3-5-2.
В общем автор прошелся так слегка по верхам не владея материалом
0
0
0
Я болею за АЯКС с 1989 года и видел не мало взлетов и падений «Гибель Аякса» громко сказано. Нужно только руководству многое менять так как нынешний футбол сам притерпел не малые изменения и нынешняя стратегия получается не востребованной на сегодняшний день у Аякса. Надеюсь на скорую реабилитацию ведь клуб великий. Емиль из Баку.
0
0
0
Batistuta||Baku||
Не «скорее всего», а «100%» где-нибудь играют. В Голландии самый высокий процент мужского населения, играющего в каком-нибудь да футбольном клубе. Детей отдают с 4-5 лет в секции, практически поголовно.
И все-таки, надо посмотреть как играют в молодежных командах, B или C juniors, чтобы почуствовать разницу с молодежным футболом в СНГ. В этом я полностью согласен со статьей Слуцкого.
з.ы.А вот на Арену надо было сходить, грешно не посетить храм футбольный.
0
0
0
А проблемы Аякса временные, клубную философию им менять не к чему. Раскрученная торговая марка есть, механизмы отлажены. Просто неурожаные последние года на таланты. ИМХО, из последних - только Эмануэльсон реально сильный игрок.
А дебет с кредитом по-прежнему надо сводить :) Вот и продали последних звезд в этом сезоне (кроме Клааса-Яна), а купили дерьмецо. Отсюда и результаты.
В последней игре против Роды уже засветилась парочка юнировов - будем наблюдать.
Кстати, и статейка есть, оптимистично-жизнеутверждающая: http://english.ajax.nl/web/show/id=154814/contentid=64544
0
0
0
Batistuta||Baku||
Тебе надо было в субботу зайти в любой футбольный клуб (дети по субботам играют). Там бы ты увидел нечто покруче финтов: как дети приучены играть в команде, в комбинационный футбол. А финты - это как довесок.
0
0
0
05.11 17:37 Batistuta||Baku||
лет через 7-8 велика вероятность его не узнать :)
0
0
0
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий