О мировом опыте по идентификации талантов в футболе
Идентификация талантов – одна из ключевых проблем в футболе. Неправильные и несовременные методы отбора на детско-юношеском уровне в том числе объясняют дефицит реально талантливых российских игроков, дошедших до высшего уровня.
Приводим основные выдержки из презентации Эдуарда Безуглова по этой теме – спортивного доктора, исследователя и популяризатора (без должностей и статусов, это вторично) – в рамках образовательной конференции.
Презентация аргументированная, мощная, в чем-то революционная, и объединяет текущие знания народов мира. Многие ее элементы сейчас не будут востребованы в силу консерватизма футбола Восточной Европы, но когда-то, когда отставание от ведущих систем будет более ощутимым, об этом точно вспомнят.
Итак,
· Исследования по теме идентификации талантов в футболе публикуются в ведущих мировых журналах. В рецензиях идет большая дискуссия о проблеме, где рождается другое видение, и общее знание в этом вопросе растет. Российских участников там почти нет.
· Максимально продвинута в решении проблемы – Германия, где одна из глобальных и продуманных программ с Bigdata. Например, Иран использует элементы немецкой методики и добился прогресса.
· Россия изучает мировой опыт ситуативно по степени текущей успешности: после Евро16 – анализировался опыт Исландии, после ЧМ18 – опыт Хорватии, после Евро20 – опыт Дании, после ЧМ22 – опыт Марокко.
· В большинстве стран есть программы идентификации талантов по всем видам спорта. В Англии есть положение для академий на 200 страниц по принципам отбора игроков в академии. В Германии – брошюра о том, как оценивать игроков по 25 критериям.
· Статус биологической зрелости и эффект относительного возраста – ключевые социо-физиологические факторы, влияющие на отбор.
· Мало найти талант, важно уметь на дистанции правильно и независимо оценивать все качества.
· Лучший игрок планеты Месси, как известно, родился с патологией - гипофизальный нанизм, и, если бы не медицина, его рост должен был быть 140 см. Инъекции гормонов роста и участие Барселоны в лечении стали ключом к его успеху. Остальные такие игроки подобной помощи не получают.
· Скелетный возраст – универсальный критерий оценки биологического возраста и выявления ранне- и позднесозревающих. Рентгенография и УЗИ кисти – метод определения скелетного возраста, а также периода «скачка роста» и прогнозирования роста. Например, в академии МЮ это делается 5 раз год для всех детей, особенно тех, кто в зоне «скачка роста». В России это не делается.
· В академиях среди игроков 11-12 лет ранне- и позднесозревающих - по 20%. Среди 15-16 лет – раннесозревающих – 70%, «поздних» – 2%.
· Другой метод определения скелетного возраста – метод Хамиса-Роше (нужны только рост родителей и рост-вес игрока). При этом важно уметь правильно изменить рост (есть методичка на 3 страницы – измерение зависит от времени суток, положения головы, плеч и тд.)
· Согласно данных международных исследований отбор в академии осуществляется в период полового созревания и «скачка роста». И успешность в подростковом возрасте определяется во многом степенью биологического созревания (теория «созревания-отбора»). Этот факт учитывается в ведущих мировых программах идентификации талантов.
· Футболистов, рожденных в 1 квартале, в разы больше, чем рожденных в четвертом.
· Эффект относительного возраста (есть отдельная презентация доктора Безуглова по теме). Родившиеся в первой половине года имеют преимущество над остальными. В итоге уже на этапе первоначального отбора есть подмена понятия «талант» на «физическая одаренность». В ведущих академиях России «декабрьских» детей в 25-30 раз меньше «январских»
· В Англии – есть специальная программа по компенсации этого эффекта, и отсечка возрастов происходит 31 августа/1 сентября. И лучшие показатели среди передовых стран - в английских командах в юношеской ЛЧ - 24% рожденных в 4 квартале, при этом остальные страны- 7%. Затраты британской академии в переводе на рубли от 150 до 600 млн рублей на борьбу с предвзятостью в связи с эффектом относительного возраста.
· И среди «январских», и «декабрьских» есть еще ранне- и поздне-созревающие. И разница в биологической зрелости людей одного года рождения может достигать 18-70 (!) месяцев. Т.е. в команде 15-летних могут быть и 13летние, и 18летние по биовозрасту.
· Результаты исследований в европейских академиях говорят, что среди игроков в возрасте 12-17 лет, дети, рожденные в 1 квартале имеют относительно 4 квартала только более высокий рост, вес и биологическую зрелость, но по тестам прыжка, бега, дриблинга и пр. - разницы между ними нет. При этом 4 квартал имеет больший потенциал для развития («теория андердога»). Но большинство их все равно отчисляется/ «вымывается» из систем.
· Статус зрелости влияет на результаты, на антропометрию и скоростно-силовые параметры. Отчисление из академий может быть только после тестирования на дистанции скоростно-силовых качеств, нейрокогнитивных навыков, и, наконец, оценки тренеров.
· Одни дети над другими могут иметь преимущество из-за того, что находятся в зоне «скачка роста». У человека растет тестостерон, и здесь почти нет ничьей заслуги, кроме природы. Единственное, «что может сделать тренер в этот момент – помешать развитию игрока».
· По статистике среди игроков, которых тренеры академий считают лучшими в своем возрасте, 75% родились в 1 полугодии, 50% в 1 квартале и только 2% в четвертом.
· Социально-экономический фактор – в академиях дети из семей с высоким достатком с меньшей вероятностью становятся игроками высокого уровня.
· В академии нельзя попасть вне набора или после 10 лет, на раннем этапе «вымываются» талантливые игроки из-за эффекта относительного возраста, с 12 лет отчисляются талантливые позднесозревающие дети. В итоге к 18 годам лучшими объявляются физически развитые раннесозревающие игроки, которые через пару лет теряют свое преимущество.
· В европейских академиях используется максимально широкий отбор, а также два пути – часть игроков берут для первой команды, другую часть – для развития и продажи.
· Александр Головин только по стечению целого ряда обстоятельств попал на турнир, на котором его все разглядели.
· Внутри эффекта относительного возраста существует три когнитивных искажения – «эффект Матфея» (неравномерное распределение преимуществ, когда сильные становятся сильнее, а слабые слабее), «Пигмалиона» (высокие ожидания приводят к улучшению результатов ) и «Галатеи» (ожидание успеха или неудачи определяет результат действий человека).
· Скоростно-силовые тесты тоже должны быть унифицированы – в идеале проводиться в одинаковых условиях, одинаковом покрытии, температуре, обуви, высоте линии старта, плюс правильность действия и опыт/умение игрока делать конкретный тест и тд
· В 2015 году был опубликован научный консенсус, что предсказывать спортивную успешность по генетическим тестам пока нельзя. Только определить вероятность. Так, точность генетического анализа скелетного возраста – 40%, а точность формулы Хамеса-Роше – 43%. Но исследования в области генетических тестов продолжаются.
· Можно тестировать скоростно-силовые, нейрокогнитивные навыки, технические и тактические характеристики, затем по определенным шкалам интерпретировать эти данные.
· В некоторых академиях тесты нужны больше для отчетности в вышестоящие инстанции, чтобы показать динамику развития игроков.
· 95% нейркогнитивных тестов для спорта – на английском языке. В России они не валидизированы (валидность = способность теста определять те показатели, для определения и измерения которых данный тест разработан).
· Футбол сейчас и футбол 20 лет назад – два разных вида спорта. С 2006 по 2013 года в АПЛ общий пробег почти не изменился, но число и количество спринтов выросло на 80% и 30 % соответственно. Плюс, был рост и дальше - с 2016 до настоящего времени.
· Футболисты клубов топ-уровня потребляют до 4000 ккал в сутки («не отходить от холодильника, тк футбол – это гликоген»).
· В команде АПЛ в популярном тесте на 20 метров - выбегают в диапазоне 2.65-2.75 сек – абсолютно все молодые игроки до 21 года. Там же тест на скоростной дриблинг – результат 7.9-8.1 сек. – абсолютно все игроки. Для сравнения в сборной России 2.65 сек выбегает один игрок (Головин), и несколько игроков - около 2.72 сек. А тест на скоростной дриблинг лучше 8.2 секунд в РПЛ смогут выбежать только единицы игроков.
· Сборная России на ЧМ-18 пробегала ср. расстояние на спринтах 2200м за матч, но для этого месяц целенаправленно готовилась. После турнира «в обычном режиме» в тот же год игроки сборной бегут 1300м а матч, а Бельгия – до 2500м.
· В России игрок в тесте прыжок вверх CMJ имеет результат 45 см, что считается удовлетворительным результатом, а приехавший в Россию легионер из АПЛ после травмы, паузы и ковида прыгает без подготовки - 55 см. Причем, в этом клубе АПЛ он был по этому показателю предпоследний.
· РФС пыталась ввести десяток мер по эффекту относительного возраста с ведущими академиями России, но прижилась пока одна. Эта мера - все дети должны играть одинаковое количество времени. Но некоторые академии перехитрили систему, сократив заявки на важные матчи до 13 «лучших» игроков, а 5 «более слабых» детей отправив на трибуны. Также был популярен метод: «зачем мне методы, я вижу таланты с 6 лет на глаз».
· Футбол – не легкая атлетика. Но это другой вид спорта, и ему нужен другой отбор и подготовка. Те лучшие взрослые игроки, которые играют сейчас, их отбирали под другой вид спорта и относительно давно. В средних и малых клубах мира – изменений не так много. Но лучшие клубы мира уходят в отрыв – за счет селекции, методик и ресурсов. Поэтому нужно готовить игроков к этому новому виду спорта.
· Первая цель этого сообщения – проинформировать людей.
Автор - Айрат Имамов.