Стандарты – мощное оружие «Ливерпуля». Движение Ван Дейка, заслоны, импровизации Трента и вторая волна, которая может быть опаснее первой
Детальный разбор заготовок Клоппа.
Во время чемпионата мира в России, где был установлен рекорд по количеству голов после стандартов, Юрген Клопп и его помощник Петер Кравиц обменивались сообщениями в отпуске. Оба отмечали аномально высокое количество забитых мячей со стандартных положений и отдельные розыгрыши. Перед началом сезона было принято ключевое решение – найти новый подход к использованию стандартов.
«Нам стало очевидно: мы не использовали на максимум тех игроков, которые были у нас, талант тех парней, которые исполняют стандарты и подачи. Поэтому пришло время сосредоточиться на этом», – объяснял Клопп.
За два последних сезона «Ливерпуль» забил со стандартов больше всех в АПЛ. Их розыгрыши стали брендом.
Вполне естественно, что персоналии и структура расстановки в начале каждого конкретного розыгрыша могут и должны тасоваться, но один из наиболее типичных примеров выглядит так:
Особенности расположения и доставки мяча при стандартах в виде схемы:
Левая часть изображения: направление подач при стандартах и их распределение по флангам. Есть небольшой крен на правый фланг, но в целом соблюдается баланс как по траекториям, так и по сторонам. Подачи со штрафных, независимо от точки исполнения, имеют объяснимую особенность: к мячу практически всегда подходят правша и левша, чтобы угрожать разнонаправленными траекториями.
Правая часть изображения:
1 – дальний скоростной игрок, цели которого – срыв встречных контратак, умение быстро ориентироваться, немедленно возвращать мяч в первую линию или в угловые зоны под повторный навес;
2 – полуфланговые коридорные, часто сюда ставят Робертсона и ТАА. Если мяч выносится на них, следует мягкая короткая подача с подбора. Иногда при коротких розыгрышах мяч поднимается в полуфланг целенаправленно, также эти точки могут занимать Фабиньо и Хендерсон справа, чтобы создавать ситуации 2-в-1 вместе с подающим;
3 – центральный коридор (зона подбора), который чаще всего контролирует Хендерсон (реже Фабиньо и Милнер). Требования: игра по высоким мячам и отскокам от газона, способность грамотно опускать мяч на покрытие и действовать в условиях выбегающей на тебя из штрафной соперника волны игроков, хорошее первое касание (от которого при подборах многое зависит), хирургическая точность. Хендерсон определяет направление возврата мяча в углы, чтобы продублировать подачу;
4 – точка игрока под короткие розыгрыши;
5 – точка подбора, где обычно располагается Салах (с его мягким первым касанием и угрозой удара с левой после подбора);
6 – зона постановки заслонов на 12-13 метрах, чаще под Ван Дейка;
7 – движение Мане на ближнюю штангу с целью найти минимальное скользящее касание, сместить кого-то из соперников из его зоны ответственности;
8 – точка для человека, который блокирует выход вратаря (часто – Вейналдум).
Эти принципы работают. Вот соотношение результатов «Ливерпуля» (к среднему показателю по лиге):
Помощники Клоппа (особенно Кравиц) постоянно придумывают оригинальные розыгрыши
Клопп охотно делегирует полномочия и высоко ценит вклад своих помощников, подсвечивает их заслуги во флэш-интервью, особенно когда прошло что-то заранее подготовленное. Стандарты – это как раз та область, где нужно кропотливое планирование и где очень сложно удивить соперника. Основные фигуры штаба – ассистенты Петер Кравиц и Пеп Лейндерс.
Петер – самый теневой из основной команды Клоппа. Его задачи: анализ собственной игры и оппонентов, работа в перерывах (ручная по своей сути) и над стандартными положениями. Клопп отмечает в Петере постоянное стремление к развитию и сохранение остроты аналитического взгляда. На его плечах – индивидуальная работа с игроками (встречи один на один, особенно с новичками) и персональный видеоанализ (часы разбора деталей).
Если в «Ливерпуле» новый игрок не заиграл мгновенно, то можно не сомневаться – в это время он был сильно занят работой над пониманием командного механизма с Кравицем (Робертсон, Фабиньо, Кейта – как примеры). Главное правило анализа от Кравица: двигаться от простому к сложному («я расписываю хореографию»), это относится и к стандартам в том числе. «В понимании футбола нет конечной цели, это беспрерывный процесс обучения. Понимать игру идеально нельзя, можно лишь к этому стремиться», – уточняет помощник Клоппа.
Петер получил говорящее прозвище The Eye, «Глаз» (или «das Auge» в варианте дортмундской «Боруссии»). С Клоппом Кравиц познакомился в давние времена, когда во время одной из тренировок «Майнца» начал указывать на позиционные просчеты правого защитника этой команды – Юргена Клоппа. Стоит ли уточнять, кто из игроков «Майнца» в будущем чаще всех доставал Кравица и интересовался его аналитическими выкладками?
Став тренером, Клопп в 2001 году повысил Кравица до должности главного скаута клуба. «Я работаю с ним много лет, начиная с «Майнца» и «Дортмунда». И даже сейчас он не перестает удивлять меня тем, какие детали замечает во время матчей. Его личный прогресс как тренера с тех пор, как мы появились в Ливерпуле – выдающийся. Наблюдать за его ростом здесь – одно из моих главных профессиональных впечатлений. Он обладает невероятным талантом, умен, проницателен и крайне важен для нас», – рассуждает Юрген.
Кравиц считает, что если вы создаете 10 возможностей и не забиваете, то наилучший способ исправить это – создать 15 или 20 таких шансов. Другой аспект – это качество расшифровки соперника, необходимо найти как можно больше его уязвимостей и указать на это своим игрокам. По мнению ассистента Клоппа, должны присутствовать основной план и подпланы («А», «Б»), если изначальный не работает.
В Англии Кравицу и Клоппу пришлось адаптировать ключевые детали своего стиля под новый чемпионат: обилие подборов, скорость переходов и роль физического контакта заставили пересмотреть общий взгляд на какие-то вещи. Максимальные скорости = больше ошибок в простых ситуациях и переходов мяча, а значит – нужно как-то обуздать этот хаос, поставить игру на контроль, не играть по этим правилам. На все это ушло время и работа с составом.
Другой принцип работы Петера (в работе над стандартами это особенно важно) – планирование без трафаретов, разнообразие. Поэтому ключевые вопросы в анализе формулируются следующим образом: «Чем мы можем их удивить?», «Как мы можем разрушить план соперника, который готовился к нам целую неделю?».
В штабе Клоппа выделяют три основных ресурса: тренировки + эмоциональные связи в группе + анализ. Зона ответственности Кравица – анализ. Он подразделяется на общий («Ливерпуль», оппонент), специальный или ситуационный (работа в группах/линиях, по отдельным ситуациям/процессам, сюда как раз можно отнести и работу над стандартами) и индивидуальный (персональный).
В распоряжении Кравица команда из четырех аналитиков, первый видеоотчет при подготовке к матчу – это около 90 минут информации для обсуждения внутри штаба. Спрессованный штабом вариант (обычно это около 20-25 минут видео) доводится до игроков. Давняя привычка Петера – вести стенограмму матча, сверять часы с Клоппом по ходу первого тайма и исчезать за несколько минут до перерыва. Кравиц ждет Клоппа и команду в раздевалке с уже подготовленными группой аналитиков корректирующими мини-клипами (2-3 фрагмента, чтобы не перегружать футболистов информацией).
Лейндерс – это человек, который руководит рутиной штаба, фигура тренировочного поля как плацдарма прогресса футболистов. Пеп – буфер между разными отделами клуба, на нем оперативная деятельность и коммуникация на площадке. Если Желько Бувач был мозгом штаба, Кравиц считается глазами, то Лейндерс – это ежедневник Клоппа, его память, генератор идей. Кроме того, когда недостатки игры команды выявлены аналитиками, на Лейндерса ложатся обязанности тренера-конструктора: он расписывает упражнения, прячет в них детали и моделирует условия решения задачи. Например, гол в двусторонке не засчитывается, если не все игроки атакующей команды пересекли центральную линию, в дополнение Пеп определяет количество касаний и передач в упражнениях-рондо, сценарии под контрпрессинг. О важности Лейндерса свидетельствует лаконичное сообщение, которое Клопп отправил голландцу после ухода своего давнего соратника – Бувача: «Желько ушел. У меня нет списка кандидатов на его должность. Мне нужен именно ты. Подумай об этом».
Репетиция стандартов в «Ливерпуле» происходит в день перед игрой, выбранные варианты (и атака, и оборона) применяются во время двусторонней игры. Не секрет, что отработка стандартов обычно не самая любимая часть тренировок у футболистов, это статичная рутина с множеством повторяющихся эпизодов.
Другое правило ассистентов Юргена: системные ошибки исправляются системной работой. Клопп и Кравиц прекрасно понимали, что стандартные положения – это отличный способ разблокировать матч, забив первым, раскрыть соперника. В тяжелый день (с точки зрения рисунка игры или стартового плана) именно они могли выручить. Постепенно список матчей, где голы с угловых или штрафных помогали открыть счет или принести очки, стал пополняться гораздо стабильнее.
Штаб клуба калибра «Ливерпуля» – это около 40 сотрудников. Кравиц признается, что одно из главных отличий работы в Германии и Англии – наличие «расширенных, обогащающих тебя различной информацией» команд сотрудников, специалистов узкого профиля в окружении.
«Мы похожи на музыкальную группу, где каждый играет на собственном инструменте. Юрген – лидер этой группы, а остальные играют на бас-гитаре или барабанах за его спиной. Но я не уверен, какой из инструментов – мой», – провел забавную аналогию Кравиц.
Роль Ван Дейка: голландец – прямая угроза, под него организуют заслоны
Когда у тебя есть игрок с качествами и габаритами Ван Дейка (193/92), его важно использовать. Для начала – сбросить с него опеку на старте движения, дать набрать скорость и перегрузить зону назначения:
В подобных ситуациях человек, играющий по Ван Дейку либо отсекается, либо теряет динамику, либо проходит заслон, но оказывается за спиной голландца.
«Мы, тренеры, стараемся помочь ребятам в плане каких-то новых идей, направлений движения при стандартах. Это отличное оружие, особенно против команд, защищающихся глубоко. Потому что если вы пытаетесь активно созидать, доминировать на чужой половине, то у вас обязательно появится много возможностей подать с угла поля. Существует сильный акцент на том, как сделать эти вещи решающими в игре», – заметил Лейндерс.
Заслоны под Ван Дейка – вещь системная. Вопрос лишь в партнере, который ставит заслон, и в том, с какой стороны защитник «Ливерпуля» огибает группу футболистов:
Выходы Вирджила на линию вратарской или ближнюю штангу с преимуществом в динамике – традиционный сценарий, поэтому ключевое значение имеют соперники, которые защищают эти зоны. Например, у «Брайтона» есть габаритные футболисты, способные идти в контакт и бороться на втором этаже с Ван Дейком или Матипом, однако не каждая команда укомплектована такой габаритной группой нейтрализации.
Другие примеры, когда оппонентам Вирджила создают помехи – с участием Джо Гомеса:
и Фабиньо:
Изучив список адресатов подач, обнаруживаем на второй строчке Садио Мане. Сенегалец – интересная фигура в плане его использования при стандартных положениях. В спектр обязанностей Садио входит: постановка заслонов большим игрокам, рывки на ближнюю штангу со скользящими касаниями, переадресация мяча. Мане обладает хорошим чутьем на точку падения мяча, временами используется как фигура отвлечения, уводит противников, сдвигает их из зон ответственности, помогает расчистить определенные пространства. Хотя может создаться впечатление, что Садио лишь хаотично мечется по штрафной площади.
Очень важно пристально следить за расположением Ван Дейка еще до начала активной фазы стандарта. Защитник может начать ускоряться в разные стороны, иногда перед ним помещается кто-то из маленьких. Вот как это выглядит на примере Мане и Салаха:
О системности подобных действий свидетельствует, например, такой эпизод, где Матип, а три минуты спустя и Вейналдум, ставят заслоны под голландца:
Причем Вейналдум делает это демонстративно жестко, сдвигаясь назад. Настолько, что игрок соперника, огибая его, теряет равновесие. Матип же действует в амплуа баскетбольного центрового, ставя заслон партнеру и проваливаясь в другом направлении (более того – подача в итоге пошла именно в его зону).
Движение Ван Дейка во время угловых может показаться достаточно однообразным, но он способен показывать направление первыми шагами и менять вектор движения либо останавливаться в определенной точке. Уткнувшись в группу футболистов, защитник может разворачиваться через другое плечо и обходить скопление игроков таким образом. Кроме того, огромный Ван Дейк преодолевает расстояние от линии штрафной внутрь на своих гигантских шагах.
Эти движения сочетаются с физической мощью голландца, в идеале получается такая картина:
Если Ван Дейка освободили, а подача исполнена качественно и в нужную зону, то остановить защитника очень тяжело: часто он несется в зону и идет в лобовое столкновение с целой группой соперников или сминает оппонента, отвечающего за конкретную зону. Как показывают цифры реализации, эффективность угловых «Ливерпуля» повышается почти в два раза, если адресатом выступает Вирджил, а не кто-то другой.
Качество подачи очень важно: Трент тут главный (но есть и другие варианты)
Движение в штрафной – вещь важная, но основополагающий элемент – это точность и разнообразный арсенал подач. С этой точки зрения наличие в команде ряда отличных подающих упрощает задачу. В первую очередь – это Трент Александер-Арнолд:
Среди основной группы подающих – хороший баланс правшей и левшей, что позволяет насыщать штрафную соперника подачами разных траекторий. Например, Трент подает уходящую с правого фланга и закрученную в створ с левого фланга (аналогично этому – Милнер, зеркально – Робертсон).
Особенности кроссов Трента в цифровом исчислении и влияние подач на общую статистику передач защитника:
Количество навесов немного размывает общую статистику передач ТАА, но кому есть дело до понижения процента передач, когда оружие работает с такой убийственной эффективностью и в игре, и при стандартах.
Наличие в обойме подающих и качественных правшей, и качественных левшей, позволяет «Ливерпулю» варьировать траектории. Например, при известном розыгрыше, когда подача идет в створ, а вратарская забивается максимальным количеством футболистов (слева):
Левая часть изображения: типовой розыгрыш, когда вратарская площадь (створ) насыщается игроками и подаче придается характерное сильное вращение внутрь. Зачастую используется против малогабаритных вратарей и дополняется рывками Мане навстречу со скользящими касаниями. Так, при одном из подобных розыгрышей Уго Льорис трижды подавал недвусмысленную команду обороняющимся партнерам («Push!») с целью выдавливать игроков «Ливерпуля» из его владений.
Правая часть изображения: зоны и точки на дуге, куда чаще всего поднимается мяч после розыгрышей угловых, или точки непробивных штрафных ударов (с указанием количества голов и ударов из выделенных зон). Дуга на правом фланге – область, в которой зарабатывается много фолов под кроссы со штрафных, а также места расположения дополнительных игроков при розыгрыше угловых (мяч достигает их через 1-2 передачи с угла поля).
Вот как розыгрыш с перенасыщением вратарской выглядел в игре против «ПСЖ»:
Другая важная цель – ближняя штанга, куда подаются и приходящие подачи, и уходящие:
Показательный эпизод к собирательной формуле «подача + движение»:
Несколько сочетающихся факторов привели к голу в ключевой момент в матче плэй-офф Лиги чемпионов: подача, движение и габариты Ван Дейка, образовавшийся разрыв в линии из пяти соперников, куда и ворвался на скорости голландец, неправильное прочтение траектории навеса защитниками.
«Парням это нравится. Сначала это было не совсем так, но теперь они наслаждаются отработкой стандартов. Потому что когда это работает, то выглядит блестяще», – признавался Клопп.
Клопп ценит импровизацию (даже внедрили систему быстрой подачи мячей)
Кравиц подчеркивает, что команда должна иметь целый каталог сюрпризов, особенно против глубоко обороняющихся соперников, а стандарты – именно та область, которая требует внедрения элементов неожиданности. Другая область, в которой «Ливерпуль» старается преуспеть – это переключение направления и скоростей. Ассистент Клоппа также говорит о том, что невозможно менять глобальную картину игры и стандартов каждые 3-4 дня, поэтому трансформируются отдельные детали и персоналии в точках. Другой путь – довести свои плюсы до такой степени, когда против них очень тяжело защищаться, хотя о них все знают (сочетание подач ТАА и Ван Дейка, кроссы с полуфлангов, короткие розыгрыши).
Импровизация – это инструмент, который Трент Александер-Арнолд использует не только против «Барселоны»:
«Естественно мы репетировали этот угловой несколько недель, – пошутил Петер Кравиц. – На самом деле, весь секрет заключается в умении Трента оперативно реагировать на обстановку».
Боллбои были заранее проинструктированы клубом после первого матча с «Барселоной»: нужно оперативнее подавать мячи. Отмечалось, что в штабе «Ливерпуля» разглядели: игроки соперника слишком часто выключаются, много разговаривают и отвлекаются в паузах перед вводом мяча в игру. Якобы Пеп Лейндерс в день ответной игры даже посылал специальное сообщение в академию, чтобы там предупредили назначенных на матч парней отдавать мячи настолько быстро, насколько это возможно.
Кравиц не стал подтверждать версию с инструктажем в день игры, однако добавил небольшую общую деталь: «Когда наш штаб только появился в «Ливерпуле», в клубе не было так называемой Multi-Ball-System. Это означает, что был доступен только тот мяч, который вышел из игры (если его возможно было вернуть обратно). Мы изменили эту процедуру, специально работали с парнями, чтобы те делали новый мяч доступным как можно быстрее при нашем ауте или угловом».
Чтобы подчеркнуть общую установку на принятие быстрых решений – несколько дополнительных примеров. Первый – сильная плоская подача Трента, которую мог принять Садио Мане, но не подстроился под отскок мяча от газона:
Второй пример – Трент быстро вводит мяч на Фабиньо, создавая ситуацию-вилку для соперника на углу штрафной площади (Лемар). При этом ТАА совершает мгновенный рывок навстречу Фабиньо под ответную передачу и аккуратно выдерживает линию, чтобы не попасть в офсайд:
Соперник на углу штрафной площади – объект проверки «Ливерпулем» на предмет работы на команду в обороне. Лемар хоть и вынужден разрываться, однако пытается нейтрализовать тот или иной вариант. Другой пример, где Милнер разыгрывает угловой с Салахом и бежит в лицевую:
Обратите внимание на действия Неймара, точнее на отсутствие каких-либо действий. Ди Мария срывается со своего места к лицевой линии за Милнером (естественно, не успевает), пытаясь доработать эпизод. Передача под удар, опасный момент у ворот «ПСЖ». Следующий момент, говорящий нам о том, что игроки «Ливерпуля» сами видят возможность форсировать розыгрыш мяча и предложить себя:
Трент первым из всех игроков переходит в динамику, его движение схватывает Милнер и тут же организует мягкий заброс, который Александер-Арнолд преобразует в прострел в середину, где импульс ускорения розыгрыша уже подхватил Мане. Ускорение ТАА вновь происходит за спиной Неймара и остается без внимания, Ди Мария разворачивается и пытается компенсировать ситуацию (естественно, опять не успевает).
Два стандартных эпизода, цель которых заключается вовсе не в том, чтобы показать недостатки Неймара в определенных типовых ситуациях. У соперника всегда можно поискать атакующего футболиста, который не обучен перестроениям (или пассивен, или реагирует, но с запозданием). И вроде бы такой футболист занимает позицию на периферии розыгрыша, но использовать это можно и нужно. «Ливерпуль» как бы обозначает: розыгрыш может начинаться и до удара по мячу, поэтому лучше быть к этому готовым.
Пример пробивного штрафного удара, когда «Ливерпуль» насыщает полотно стандарта мелочами (Салах чуть смещает мяч, дополнительная стенка раскрывает створки, движение Фирмино перед вратарем), которые в сумме влияют на развитие ситуации и обзор:
Кажется, в один момент Кепа перенес вес тела на другую ногу (возможно, начал гадать). Куда более искушенный Крул в аналогичной ситуации стоял до последнего и потащил мяч из верхнего угла.
Заключительный эпизод, который иллюстрирует возможности «Ливерпуля» подавать мяч со штрафного по разным траекториям, и очередное доказательство того, что Трент может принимать нешаблонные решения:
Роль Хендерсона: срыв встречных атак и оцепление периметра
Угловые или штрафные удары не ограничиваются исключительно подачей. Для предотвращения встречных контратак особое значение приобретает футболист, занимающий центральный коридор при подборе (чаще Хендерсон, реже Фабиньо, иногда ставят Милнера). В момент встречной контратаки от этого игрока требуются элементы страховки, умение вмешаться в нее в фазе разгона, перекрыть канал, через который она развивается:
Второе ключевое качество – умение играть по высоким мячам, которые выносятся из штрафной, укрощать их и возвращать в угловые зоны для повторных навесов. Ошибки в этой стадии относятся к категории критических, потому что за спиной, как правило, только один страхующий игрок. Пример подобной ошибки (хотя в абсолютном большинстве аналогичных случаев Хендерсон действует достаточно четко):
У стандартов «Ливерпуля» почти всегда есть вторая волна: Ван Дейк остается в атаке
Способность «Ливерпуля» накрывать соперника дополнительными волнами после стандарта, пользуясь хаосом, потерей непосредственных оппонентов – неблагоприятное для соперника развитие событий. Голы и опасные моменты после подобных доигровок нельзя напрямую причислить к категории стандартных положений, но они – оружие, непосредственно вытекающее из ситуаций с подачами угловых и штрафных, против которых не менее тяжело защищаться. Когда «Ливерпуль» берет подбор и заново обостряет, конструкция обороны противника еще не всегда сформирована, что приводит к подобным ситуациям:
«Ливерпуль» способен пересобрать стандарт в новой конфигурации, когда группа игроков на периметре запирает соперника в его штрафной площади, а центральные защитники остаются на первой линии атаки. И здесь важно вновь отметить перемещения Ван Дейка:
Голландец хорошо маневрирует, занимает позицию на дальнем от точки подачи конце линии, пытается создавать неравноценные размены с маленькими игроками (например, крайними защитниками) и делать скидки. Ван Дейк может находиться внутри чужой штрафной до тех пор, пока соперник не установит контроль над мячом или мяч не выйдет из игры.
Вирджил хорошо чувствует момент, когда нужно перестраиваться под очередную подачу. Навесы из полуфлангов – другой инструмент доставки мяча после подбора или розыгрыша углового:
Мастера таких подач – фланговые защитники команды Клоппа, Робертсон и ТАА. Пример ситуации, когда после стандарта волна соперников поймана на агрессивном выходе из штрафной площади подачей Робертсона с преимуществом «Ливерпуля» в дальнем коридоре:
При всей предварительной подготовке, наличии домашних заготовок, Робертсон прав – очень многое решает качество подачи, индивидуальное мастерство и физические данные адресата. Эпизод-близнец, но с существенным отличием – шотландцу предоставлено еще больше свободы:
Обратите внимание на статистику верховой борьбы Ван Дейка (который уже заказывает очередную подачу жестом) и наличие у Робертсона опций для продолжения дополнительной волны стандарта. В этом эпизоде интересно сочетание зоны подбора: Хендерсон в середине и два фланговых защитника с прекрасными подачами в полуфлангах.
Вторая волна – умышленный ход. Ее организуют, даже если соперник вынес далеко
Если же мяч выносится достаточно далеко, то важную роль играет дальний от стандарта футболист, возвращающий мяч на передовую. Например, все тот же Робертсон. Оба основных фланговых защитника «Ливерпуля» приучены как переключать акцент атаки длинными диагоналями, так и продвигать мяч по своему флангу. Умение двигать мяч в разных направлениях (горизонталь, вертикаль, диагональ) – одна из основ их игры в целом, а не только когда нужно перезагрузить атаку сразу после стандарта. На примере Робертсона – диагональ в угол поля, откуда Шакири только что подавал стандарт и получает мяч снова:
Иногда, как и в обычных игровых условиях, один крайний защитник возвращает мяч другому напрямую, через разовый диагональный перевод.
А вот – действие Робертсона в другой плоскости: продвигающая передача в первую линию, разворачивающая целую группу игроков «МЮ» лицом к своим воротам:
Цифры крайних защитников лишь подтверждают их широкие способности к развороту атак и продвижению мяча. Здесь «Ливерпуль» действует по своим общепринятым установкам в одном затяжном эпизоде из матча с «МЮ»:
1) прямая подача со стандарта (результат – мяч оказывается у Робертсона);
2) Робертсон возвращает мяч в первую линию по запросу Салаха (итог – потеря);
3) еще через 7 секунд «Ливерпуль» прихватил соперника контрпрессингом и довел-таки атаку до опасного момента.
Нейтрализовать «Ливерпуль» трудно, но вот несколько достаточно успешных вариантов
Среди интересных обнаруженных способов – вот такой пример от «Манчестер Сити»:
Первая линия из пяти человек + гасящая разгон вторая линия + блок короткого розыгрыша. Расстановка с насыщением первой линии до 6 человек в шахматном порядке, но с некоторыми огрехами (свобода Матипа и возможность подачи с короткого розыгрыша или создания 2 в 1 после него):
Можно, например, упрекать мадридский «Атлетико» в изъянах атакующего стиля, но нельзя не признать, что наличие оборонительной организации и концентрации помогает команде держаться на плаву в больших матчах. В игре с «Ливерпулем» мадридцы серьезно гнулись, но не ломались под серийными атаками команды Клоппа, в том числе пытаясь справляться со вторыми волнами после стандартов:
«Ливерпуль», особенно на «Энфилде», – одна из лучших команд мира по умению вдавить соперника в его собственного вратаря, посеять хаос, измотать, накормить подачами и стандартами. Организация, самопожертвование, умение быстро восстанавливать оборонительный каркас и порой защищать даже не штрафную площадь, а периметр вратарской, чудеса и кураж от вратаря, тонны терпения – это про «Атлетико» Симеоне. С этой точки зрения ответный матч был особо интересен в плане разницы игровых стилей, которые и создают интригу подобных игр.
Другой вопрос – это подготовка «Ливерпуля» к конкретному противнику. Не секрет, что перед финалом Лиги чемпионов с «Тоттенхэмом» команда Клоппа провела тренировочный матч с «Бенфикой» Б, где португальская команда должна была выступить в качестве подражателя «шпор». Пеп Лейндерс отметил: «Мы подготовили презентацию для их («Бенфики» Б) главного тренера о том, как они должны играть против «Ливерпуля». Это должно было копировать «Тоттенхэм»: с их стандартными положениями, игровыми качествами и оборонительной организацией». Помощник Клоппа включил стандарты в число первоочередных аспектов, которые должны были быть воспроизведены португальцами в матче-репетиции.
«Ливерпуль» также привлекает к тренировкам узкопрофильного специалиста – тренера по аутам (вернее, по повышению эффективности ввода мяча в игру) Томаса Греннемарка – этот аспект уже неоднократно разбирался.
***
Стандартные положения – территория мелочей. Исполнители подач, движение и маршруты футболистов, наличие идей у штаба, тренировка – это ключевые аспекты. Но больше всего в этой истории понравилась гибкость мышления Клоппа и его ассистентов, особенно в условиях высокой внутренней конкуренции с «Манчестер Сити» и лучшими командами Европы в Лиге чемпионов. Найти в себе изъян, признать его и исправить на дистанции двух сезонов – очень правильный подход.
«Ливерпуль» – чемпион. Лукомский разбирает, как Клопп построил почти идеальную команду
Фото: East News/JAVIER SORIANO/AFP; globallookpress.com/Han Yan/Xinhua; Gettyimages.ru/Michael Steele, Clive Brunskill, Laurence Griffiths; twitter.com/lfc
И это я не про Клоппа, а про автора.
Надеюсь, что тебе Спортс нормально платит, а не просто хлопает по плечу.
Если у тебя поставленная речь, то тебе смело можно вести свой канал или на том же Матче работать. Да и речь всегда можно подтянуть, а такая аналитика не каждому дана.
Топовый Клоп и его команда!
С огромным интересом прочитал, даже зная уже о большинстве деталей!
Огромное спасибо за этот текст и абсолютно шикарные картинки!