Чалов – лучший. Зачем ЦСКА сейчас его продавать?
Интересы хозяев требуют возвращения в Лигу чемпионов.
ЦСКА завершил программу первого сбора в Кампоаморе. По словам Виктора Гончаренко, лучшим в команде по системе «плюс-минус», которая традиционно оценивает активность армейских игроков на тренировках, оказался Фёдор Чалов.
С одной стороны, переоценивать значимость этого факта не стоит. На том хотя бы основании, что, как объяснил активный пользователь системы Леонид Слуцкий, шансы преуспеть здесь у атакующих игроков изначально выше, чем у оборонительных. С другой стороны, и совсем уж отмахиваться от этого первенства ни к чему. По меньшей мере, оно говорит нам о том, что никакой психологической травмы, вызванной срывом трансфера в АПЛ, о чём немало судачили осенью, сегодня у Чалова не просматривается.
Впрочем, не исключено, что высокая активность форварда вызвана как раз очередной волной слухов об интересе из Англии. В публичном пространстве появлялись имена трёх клубов — «Вест Хэма», «Брайтона», «Челси», – которым в январе приписывали интерес к Фёдору. Очевидно, что это само по себе было отличным стимулом: в случае перехода новый работодатель ждал бы от Чалова отдачи здесь и сейчас.
Но пока ничего не случилось. По информации Daily Star, лондонские клубы отказались платить 25 млн фунтов, на которые рассчитывал продавец. И, кажется, самое время задаться вопросом: насколько продажа Чалова вообще нужна сейчас армейцам?
Как известно, экономический контекст существования ЦСКА с декабря изменился. С одной стороны, территория влияния Евгения Гинера ужалась до менее чем четверти — по крайней мере, такова теперь доля принадлежащих ему акций ПФК ЦСКА. Но, с другой стороны, переход более 75 процентов акций в собственность госкорпорации ВЭБ.РФ означает избавление клуба от долгов и значительное смягчение текущих финансовых реалий. В комментарии председателя корпорации Игоря Шувалова по горячим следам прозвучали такие слова:
— Вместе с клубом ЦСКА и РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций РФ) уже работаем для того, чтобы привлечь новых инвесторов, которые будут стратегическими инвесторами для ЦСКА. Данная мера позволит сегодня не сдерживать ту деятельность клуба, которая является для них обычной, по приобретению новых игроков, по тому, чтобы клуб развивался. Будучи просто кредитором, мы ограничивали их деятельность, поскольку были вынуждены концентрировать финансовые ресурсы для оплаты долга. Сегодня ситуация таким образом меняется.
В этом месте стоит подзадержаться и зафиксировать ещё раз. Если прежде ЦСКА был скован необходимостью рассчитываться по долгам перед ВЭБ, то теперь, когда корпорация из кредитора превратилась в собственника, у клуба появляются возможности для развития, в том числе по приобретению новых игроков. Так видит ситуацию, можно сказать, сегодняшний владелец клуба.
Если все юридические премудрости перевести на доступный каждому язык, то цель ВЭБ в том, чтобы в ближайшее время (до трёх лет) продать свои 75 с лишним процентов акций (выручить хочется порядка двухсот миллионов долларов). А какой клуб скорее вызовет интерес потенциального покупателя — успешный или проблемный? Вернувшийся за изобильный стол Лиги чемпионов или оставшийся с изжогой «Ференцвароша» от Лиги Европы? Понятно, что в гарцующего скакуна любой вложится охотнее, чем в хромую кобылу. Потому и интерес ВЭБ в том, чтобы ЦСКА на рынке выглядел скакуном.
Всё это полностью совпадает с традиционным миропониманием ЦСКА, где Лиге чемпионов отведено место высшего смысла. То есть и старые хозяева клуба (Гинер), и новые (Шувалов) равно заинтересованы в том, чтобы вернуться в элитное европейское общество. Как этому может поспособствовать расставание с самым результативным игроком?
Даже если сузить тему до прикладной арифметики, то цифры дохода от продажи Чалова и от участия в ЛЧ вполне сопоставимы — около 25 миллионов. Когда ты сейчас выручаешь эти деньги за трансфер, то автоматически минимизируешь вероятность заработать на ЛЧ, поскольку остаешься без лучшего форварда. А когда форварда сохраняешь, то тем самым повышаешь вероятность призовых за ЛЧ, при этом котировки Чалова, который остаётся в твоём распоряжении, скорее всего подрастают, — и в конце концов вместо 25 ты вполне можешь поднять 50+.
Наконец, ещё один нюанс. С самого начала как-то так повелось, что весной Чалов походит на бомбардира гораздо больше, чем осенью. Статистика всех его сезонов утверждает, что если до зимних каникул один гол рождается у него в среднем каждые 249 минут, то после каникул — каждую 121 минуту, то есть более чем в два раза чаще.
В общем, какой для ЦСКА смысл расставаться с Чаловым именно сейчас, категорически непонятно. Во-первых, Гинер в принципе лучше всех в России освоил науку продавать на пике цены, а в данном случае до этого ещё далеко. А во-вторых, сегодняшние реалии требуют возвращения клуба в Лигу чемпионов, а с участием лучшего форварда сделать это очевидно проще, чем без него.