6 мин.

Спорт для дяди Васи

Итак, настала пора очередного спортивного "мейджора", например, летняя Олимпиада или ЧЕ по футболу. Предположим, что тарелки у нас нет, кабельного ТВ - тоже, так что придётся данный "мейджор" смотреть по обычным эфирным каналам.

Что же нам предлагают? Церемонию открытия показывает Первый канал или "Россия-1". Трансляция прямая, и то если повезёт, и мы живём в московском часовом поясе. За Уралом могут быть неприятные сюрпризы. Однако предположим, что мы всё-таки живём по московскому времени (или в Калининграде). Включаем телевизор в указанное в программе время и видим... рекламный блок.

Рекламный блок закончился, и мы слышим голос комментатора. И вот тут стоит остановиться поподробнее.

Как правило, во время "мейджора" телекомпании отправляют своих комментаторов прямо на место события. Считается, что комментирующий "с места" комментатор лучше комментирующего "из студии". Понятно, что комментируя со стадиона, можно разглядеть то, что не видно на телевизионной картинке - иногда режиссёры показывают далеко не то, что нужно (по крайней мере, тому, кто сидит в кабинке). И как раз это хорошо - даже при широкоэкранной картинке в кадр не вмещается всё игровое поле или площадка, и сидящему у микрофона человека удобнее смотреть за игровым процессом. Таким образом, болельщики получат более полную информацию о событии. Однако не только спортивную информацию они получат.

Комментатор может и рассказывать истории пребывания в стране проведения спортивного события. А это уже не очень хорошо. На мой взгляд, "вольный сын эфира" должен не сообщать телезрителям крайне важную и интересную информацию о том, какое замечательное интервью он взял накануне старта, а непосредственно вести репортаж с места событий (раз уж он приехал на стадион).

Однако данное утверждение не является, к сожалению, аксиомой, причём как для зрителей, так и для руководителей телекомпаний. В частности, вспомним интервью г-на Медникова после переформатирования "России-2", где он высказал крайне спорную мысль:

"[...] у нас очень мало рассказывают о спортсменах, как о живых людях, о том, что у них рождаются дети, что они делают ремонт в своих квартирах, как отдыхают, какие трудности им удалось преодолеть, причем не только в спортивной карьере. [...] Принципиально важно найти способы реализовывать такие подходы непосредственно в спортивных анонсах, трансляциях, комментариях".

Ну что же, по мнению Медникова, рассказы не о спортивном состязании, а об его участниках, причём не об их спортивных успехах, а о не имеющих отношения к спорту вещах, "принципиально важен". Точно так же, как "принципиально важно" во время трансляции кричать "Света (естественно, имя можно заменять), давай! Давай!!! Терпи!! ЕСТЬ!!! Флаг в руки!!!" и тому подобные "патриотические" возгласы.

Комментатор не должен быть болельщиком, по крайней мере, во время трансляции. Он должен сохранять максимальную нейтральность и объективность, или хотя бы умеренно поддерживать "своих" спортсменов. То есть без криков и прочего привлечения к себе внимания. Которое вызывает у многих защитную реакцию в виде нажатия на пульте телевизора кнопки "Выключить звук".

Однако дело в том, что читатели (по крайней мере, их большинство) данного блога и сам автор блога не являются теми людьми, на которых рассчитана спортивная трансляция на общедоступном канале. В основном спорт на первой, второй и отчасти шестой кнопке смотрят люди, от спорта весьма и весьма далёкие. Воспользовавшись терминологией другого блога о спортивном телевидении, назовём человека, являющегося "целевой аудиторией" общедоступной трансляции, "дядей Васей".

Как правило, это мужчина возраста 35-55 лет, а то и старше. Именно на эту аудиторию рассчитаны реклама автомобилей, бритвенных станков, пива и того, что "доставляется к нему", а также всевозможных средств для повышения потенции (привет, "Сеалекс"!). Это важно потому, что для телевидения главный параметр любой передачи (включая и спортивную трансляцию) - рейтинг. Чем больше рейтинг, тем дороже стоит минута рекламного времени на канале. А реклама для телеканалов - основной источник заработка.

Можно было продолжать тему рекламы и рейтингов далее, но это уже будет отклонением от первоначально заданной темы - нарисовать образ "рядового болельщика".  Так что далее мы будем разбирать, что же смотрит "дядя Вася".

"Дядя Вася" почти всегда отдаёт приоритет отечественному спортивному продукту. Ну, или тому, где отечественные же спортсмены ведут борьбу за победу. Если же они не ведут, то за редким исключением данный спортивный продукт обречён остаться на платной спутниковой платформе. Это ещё если повезёт. Может получится и так, что ни одна из телекомпаний (включая те, что живут не за счёт рекламы, а за счёт абонентской платы, пусть и весьма формально) не проявила заинтересованности в покупке прав на показ того или иного достаточно интересного, но без участия российских спортсменов события.

Поэтому неудивительно, что рейтинг даже матча "Томь" - "Амкар" с большой долей вероятности окажется выше рейтинга матча "Рома" - "Лацио". "Дядя Вася" может даже и не знать, что такое "Рома", что такое "Лацио", а из зарубежных футболистов знать только Бэкхема (Месси, Роналду - ну или кто там у нас часто попадает в газеты вроде "Твой день"). Да что там зарубежные - даже из состава российской национальной сборной ему может быть знакома лишь половина фамилий. Хотя г-н Адвокаат, стоит признать, делает всё возможное, чтобы облегчить "Васе" запоминание оставшейся половины "сборников".

В то же время во время футбольного ЧМ или ЧЕ большим интересом пользуются игры не только с участием российской сборной. Финал ЧМ вне зависимости от состава его участников входит в число самых популярных программ года. К ЧЕ это относится чуть меньше, поскольку в число участников Евро почти всегда входит и Россия.

На клубном же уровне матчи без участия российских клубов большим успехом не пользуются, несмотря на то, что уже почти 10 лет российским телезрителям предлагается регулярная возможность наблюдать за зарубежными футбольными чемпионатами, а ЛЧ без "наших" на российском ТВ появилась уже в 90-х. И пусть топовые матчи вроде МЮ - "Челси" более популярны, чем условный "Фулхэм" - "Астон Вилла", всё равно они могут конкурировать лишь с "Томь" - "Амкар", а с более серьёзными поединками российского первенства может конкурировать разве что финал ЛЧ.

Существует и зависимость от телеканала - показываемые на "России-2" (бывшем "РТР-Спорте") трансляции менее рейтинговы, чем эти же трансляции, но на центральных каналах, даже в том случае, если у всех респондентов имеется возможность смотреть оба канала. За примером далеко ходить не надо - та же ЛЧ после перехода с "РТР-Спорта" на НТВ заметно подскочила в абсолютных показателях телеаудитории.

Поэтому новость о возможном возвращении РФПЛ на "Первый канал" или "Россию-1" вызвала у меня (в отличие от большинства отписывавшихся в комментариях) умеренный оптимизм - наконец-то российский футбол возвращается к широкой аудитории. Правда, г-н Прядкин всех успокоил - изменения действительно могут состояться, но... только весной. Ждём...

Впрочем, из любого правила есть исключение. Во время ОИ традиционно рейтинги "РТР-Спорта"/"России-2" подскакивают до уровня ТНТ и СТС. Наиболее заметна эта ситуация была... ещё до создания "РТР-Спорта" в 2002 году, когда освещавший Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити в полном объёме "НТВ-Плюс на 6-й кнопке" имел вполне сопоставимые с основным каналом НТВ (который ОИ не показывал) показатели. 

С другими же видами спорта ситуация обстоит ещё банальнее - только "наши". Исключение делается разве что для "Формулы-1", да и после появления в ней российского пилота это исключение перестало быть таковым.

В последнее время видом спорта №2 (после футбола) в России стал не хоккей, что было бы логично, а биатлон. Рейтинги этапов КМ во многом усилиями одного из последователей (заодно и подчинённого) г-на Медникова самые высокие на "России-2". Однако в свете последних неудач российской сборной рейтинг может и снизиться. 

Национальные чемпионаты по другим видам спорта (кроме РФПЛ, конечно) популярностью не пользуются, в отличие от матчей "наши - ненаши", да и то только уже ближе к финалам. 

Наверное, на этом пока закончу - устал уже писать (всё-таки самый длинный пост). Впрочем, не исключаю, что в будущем вернусь к этой теме.

В блоге наконец-то появилась подписочная картинка, вот она:

Посты по теме

Когда патриотизм - это плохо

Бенефис Губерниева

«Всегда есть выбор: с рекламой или без рекламы»