ЦСКА провел идеальные полчаса, но проиграл по делу
Дорский – о новом поражении армейцев.
1. В матче с «Викторией» Гончаренко не мог рассчитывать на дисквалифицированного Магнуссона. В такой ситуации (без одного из центральных защитников – Магнуссона или Бекао) перед игрой РПЛ тренер точно бы выбрал переход на формацию с четырьмя защитниками, но в Лиге чемпионов ЦСКА все матчи начинал с тремя центральными защитниками.
«Любая схема зависит от того, как ты выстроишь футболистов. Схема с пятью защитниками у нас плавающая. Главное – правильно атаковать и правильно обороняться при любой схеме», – рассказал Гончаренко на предматчевой пресс-конференции.
В результате ЦСКА и на пятый матч ЛЧ вышел с тремя центральными защитниками, но их расположение удивило – на позиции левого центрального появился Чернов, правого центрального – Набабкин, центрального в тройке – Бекао. Эта же тройка начинала матчи с «Викторией» в гостях и «Реалом», но тогда расстановка была другой – Набабкин – левее, Бекао – правее, Чернов – в середине.
Второе изменение у ЦСКА по сравнению с матчем против «Ахмата» было абсолютно ожидаемо – Сигурдссон вместо Нисимуры.
2. «Мы не лучшим образом начали игру, это все нам спутало. Мы серьезно ошиблись, что привело к пенальти», – отметил главный тренер «Виктории» Павел Врба после матча.
Первые полчаса действительно получились слишком легкими для ЦСКА – они убегали в быстрые контратаки, забирали подборы на чужой половине и несколько раз отбирали мяч при начале чешских атак.
Преимущество в качестве вылилось в 6 ударов за 30 минут (у «Виктории – только 1 удар Коваржика из-за штрафной, заблокированный Влашичем), 5 из них – из штрафной. Единственная атака в стартовый отрезок, которая завершилась ударом из-за штрафной (Бистровича на 2-й минуте), тоже могла сложиться иначе – Сигурдссон долго возился с мячом на линии штрафной, скинул мяч Чалову (хотя казалось, что Арнор мог развернуться сам) – но даже пас оказался неточным. К счастью для ЦСКА, вторым темпом набежал Бистрович, который пробил на технику в дальний угол.
3. 73% атак ЦСКА проходили через фланги – на них ЦСКА в первые полчаса имел огромное преимущество, только в разных стадиях атаки.
Левый полузащитник «Виктории» Коваржик при позиционных атаках армейцев часто поднимался к Набабкину (хотя давление на Кирилла с мячом все равно было минимальным) и оставлял Лимберски 1-в-1 с Марио Фернандесом.
К Марио в полуфланге открывались Влашич или Обляков, за которым не успевали опорники Грошовски и Прохазка (номинально Грошовски располагался левее, но в правом полуфланге ЦСКА оказывались оба). Короткий розыгрыш и вывод Фернандеса на свободное пространство работали отлично – Лимберски оставался отыгранным.
За первые полчаса Фернандес отдал 19 передач (больше всех в ЦСКА), из них 14 – в финальную треть (второй результат – 9 у Влашича).
4. У Щенникова была другая роль – через него ЦСКА немного чаще играл на своей половине перед центральной линией, а дальше Георгий включался уже в финальной трети поля.
Карта касаний Фернандеса и Щенникова в первом тайме.
«Начало матча получилось неудачным для всей команды и для Петржелы, который допустил ненужный фол», – отметил Врба после победы.
Кроме дурацкого нарушения в своей штрафной, Петржела явно провалился против Щенникова минимум еще в одном эпизоде – на 26-й минуте.
В моменте, закончившимся ударом Щенникова головой, скорее всего, тоже есть вина Петржелы – правый защитник Ржезник переключился на Сигурдссона в центре штрафной, Петржела остался вообще за ее пределами, из-за чего левый защитник ЦСКА бил без сопротивления.
5. «У нас выздоровел Бистрович, который играл определяющую роль в августе, когда был ограниченный состав. Надеемся, что он сможет компенсировать потерю Ахметова. Тем более по определенным качествам – стандартные положения, игра в защите – для нас это хороший баланс», – отмечал Гончаренко до игры.
Полноценно заменить Ахметова у Бистровича не получилось даже в первом тайме – гости прихватывали хорвата в первой фазе армейских атак. При этом структурно у «Виктории» могли возникать проблемы при выдвижении второго нападающего Чермака на защитника с мячом, но главный форвардов чехов Хоры дисциплинированно отскакивал назад (показывая полузащитникам, что за Бистровича должны отвечать они).
За первый тайм Бистрович отдал 22 передачи (второй после Влашича с 23), но только 10 из них были направлены вперед. Опасными и вовсе получились три, причем две – в быстрых атаках (одна началась с резкого ввода Акинфеева рукой после стандарта «Виктории»).
6. Над Бистровичем в первом тайме номинально располагались Обляков (левее) и Влашич (правее), но у Ивана была очень широкая роль. Даже до перерыва он должен был помогать в продвижении мяча из первой-второй линии – получалось так себе, Обляков почти всегда пасовал назад (4 паса вперед из 20 за тайм, причем 3 паса были сделаны уже в финальной трети).
При расположении выше Обляков и Влашич не были привязаны к своим полуфлангам – Иван и Никола активно менялись позициями.
Сравнивать эффективность Влашича и Облякова у (или в) чужой штрафной довольно глупо – Никола был очень хорош, не передерживая мяч (например, скидка на Фернандеса, после подачи которого Щенников пробил головой), обыгрывал 1-в-1 (удар с левой пришелся выше ворот).
Обляков за матч отдал 11 точных передач из 12 в финальной трети, но почти все из них были промежуточными, Влашич обострял гораздо чаще.
После перерыва Обляков действовал намного ниже и ближе к правому флангу, Влашич – выше и ближе к левому.
7. Последние 15 минут первого тайма у ЦСКА совсем не получились – армейцы отдали мяч (владение упало с 49% до 43%), вообще перестали доводить атаки до ударов (0:5 по ударам после 30-й минуты), но с игры у «Виктории» все равно был только один момент – рывок Ржезника, приведший к пенальти.
Это была не первая атака «Виктории», в которой чехи добились выдвижения Чернова вперед и возникновения менее плотной зоны в левом полуфланге. На 12-й минуте при позиционной атаке чехов провалился Обляков – Чернову пришлось выдергиваться на Ржезника и оставлять Бекао 1-в-1 с Хоры вообще без подстраховки.
Бекао оттер нападающего «Виктории» от мяча, и это был первый тревожный эпизод в матче.
8. Акинфеев впервые отбил пенальти в еврокубковом матче, но намного интереснее статистика пенальтиста Романа Прохазки. Полузащитник «Виктории» не забил уже четвертый пенальти (из пяти) в 2018-м – правда, за команду Врбы он пробил только 1 пенальти (гол в ворота «Словацко» месяц назад), остальные 4 – за софийский «Левски» в первой половине года.
Последние два пенальти перед матчем с ЦСКА Прохазка пробил в правый нижний угол (туда же, куда и в матче с армейцами), но о серьезной подготовке к бьющему вряд ли можно говорить. Прохазка действительно чаще бьет именно в правый нижний угол, но даже в этом году он уже успел ударить на силу в левый верхний угол и по центру.
«Я почувствовал себя очень плохо после незабитого пенальти, но команда меня поддержала. Это мог быть худший матч в моей карьере, но сейчас это один из самых лучших», – сказал Прохазка, забивший ответный гол «Виктории» во втором тайме.
9. Сразу после перерыва оба тренера заменили левых защитников – у ЦСКА вместо Щенникова появился Ефремов, а у «Виктории» вместо Лимберски вышел Копиц, который расположился на левом фланге полузащиты, а в оборону опустился Коваржик.
Замена Врбы была очень логичной, а у Гончаренко она получилась вынужденной – Щенникову стало хуже (защитник играл после отравления). Ефремов был довольно активен (35 касаний, на 10 больше, чем у Влашича и на 19 – чем у Сигурдссона и Чалова), но очень предсказуем. От центральной линии Дмитрий делал передачу по флангу ближе к лицевой, а получая пас в финальной трети, Ефремов постоянно убирал мяч под правую ногу. Чехи это движение легко читали, поэтому смещения Ефремова даже не переходили в навесы или удары (по 1 после ухода в середину).
10. Первый гол «Виктории» тоже пришел с фланга Ефремова, но в этом виноват не только он (хотя, вероятно, так агрессивно выбрасывать на Ржезника не стоило). В голевом эпизоде уступили все армейцы – Бекао не успел за Копицем, Обляков проспал включение Прохазки к линии штрафной, а что делал Бистрович вообще не очень понятно.
Возможно, именно из-за неудачных действий Дмитрия в обороне Гончаренко поменял местами Набабкина и Чернова после 70-й минуты – ближе к левому флангу ЦСКА требовался более надежный центральный защитник.
11. Сразу после пропущенного гола ЦСКА должен был снова выходить вперед – Обляков не попал по мячу после качественного прострела Чалова с левого угла штрафной.
Это было типичное действие лучшего бомбардира РПЛ в этой игре – он сам вообще не бил по воротам, зато был очень хорош в подыгрыше (не всегда в последней фазе атаки, но Чалов все равно отдал 2 ключевые передачи – больше всех в ЦСКА).
На 79-й минуте Федора заменил Жамалетдинов – после этого армейцы почти не били даже из-за штрафной (2 удара Бистровича – один мимо, другой – заблокированный).
12. Пропущенный гол вообще не удивил. Еще до голевого удара Гейды «Виктория» нанесла 3 удара после угловых (тот же Гейда и дважды Прохазка).
Правда, в первом тайме «Виктория» била после прямых подач с углового на ближний угол вратарской и скидок с него Прохазки. Голевой угловой чехи разыграли по-другому – короткий Грошовски и Чермака и навес в центр вратарской.
В самой вратарской никаких скрещиваний или заслонов не было – Бистрович просто проиграл борьбу 1-в-1 Гейде.
13. Подавляющее преимущество в первые полчаса и достаточное количество подходов на протяжении большей части второго тайма создали впечатление упущенной победы.
Если бы ЦСКА забил второй гол в первом тайме, все бы было действительно по делу, но в целом армейцы не были лучше «Виктории» ни по ударам из штрафной (7:9), ни по явным голевым моментам (4:4).
Ничья была бы более логичным результатом, но поражение именно после гола с углового справедливо.
14. В другом матче группы G «Реал» в гостях обыграл «Рому» и досрочно занял первое место. У римлян не будет никакой мотивации в последней игре в Чехии – шансов попасть в Лигу Европы почти не осталось.
Очень грустно: новый ЦСКА полностью не провалил ни одного матча (даже в Риме), но теперь о победе над «Реалом» все будут говорить только в контексте полезного опыта на будущее.
Историческая победа над действующим победителем Лиги чемпионов вообще не повлияла на итоговый расклад в группе.
Использованы данные Opta и InStat.
Фото: VK/pfc_cska; РИА Новости/Александр Вильф; REUTERS/Maxim Shemetov
Федя не бегает как дерево. Его как раз зря заменили - цеплялся в атаке, обыгрывал, ещё и отдал 2 паса, которые должны были быть голевыми, если бы не Щенников и Обляков. При этом самому Феде моментов не создавали, а просто долбили с 30 метров мимо или по вратарю.