«Одумайтесь, договорщики!»
Развелось разных комитетов и комиссий в российском футболе. Что ни год – то новый комитет, то новая комиссия. РФС, похоже, решил на куски расчленить свои задачи и функции, и передать их вновь созданным различным подведомственным структурным подразделениям, которых, по знанию или незнанию, преподносит в виде общественных организаций. Ну, с контрольно-дисциплинарным комитетом все ясно – отслеживание и применение санкций к нарушителям дисциплины в футбольном хозяйстве. Но в последнее время президент РФС Сергей Фурсенко начал дробить свои задачи и создавать всякие мелкие группы, комитеты и комиссии, с тем, чтобы отвести от себя основные удары по околофутбольным интригам и скандалам.
В 2010 году был создан Комитет по этике. Как было изначально заявлено, целью этого комитета являлось сохранение деловой репутации российского футбола. И прежде всего этому комитету надлежало играть первую роль в борьбе с договорными играми, которые стали головной болью для нашего футбола. Создав этот комитет, РФС просто сложил с себя полномочия и ответственность за выявление договорных матчей. Однако за прошедшие полтора года с момента создания этот комитет показал свою беззубость в таком важнейшем деле. Каждое громкое дело, рассматриваемое в стенах этого комитета, разваливалось и ко дню выхода решения, никто не сомневался, каким оно будет.
Даже дела с весомыми аргументами и уликами каким-то образом переквалифицировались в рядовые, а к нарушителям принимались легкие наказания, вроде 10 тысяч рублей штрафа или один год - условно - запрета на участие в любой деятельности, связанной с футболом. Я имею ввиду «дело о ставках». А каким позорищем было решение по «делу Никезича» - 2 миллиона рублей штрафа «Кубани» и слова благодарности самого Никезича о том, что он «все-таки рад тому, что «Кубань» понесла не такое уж серьезное наказание».
Глава комитета по этике Алу Алханов с первых дней кормит нас сказками о том, что его комитет «выстраивает отношения с правоохранительными органами, внес предложение, чтобы заключить договоры с частными детективными ведомствами, как это делается на Западе». И что? Где эти отношения? Где результаты совместной работы?
Вместо этого 5 июля 2011 года РФС создает комиссию по выявлению договорных матчей и судейских нарушений (для удобства далее использую аббревиатуру КВДМСН). Расписавшись в бессилии и беззубости, бездеятельности и игнорировании реалий современного российского футбола, Комитет по этике свою основную задачу передал вновь созданной комиссии. Теперь никто не вправе упрекнуть Алханова и его комитет в бездеятельности, ведь поставщиком «дел» отныне является Комиссия во главе с Анзором Кавазашвили. Ведь по итогам своей работы комиссия будет отдавать отчеты комитету РФС по этике. Именно этот орган (КЭ), согласно регламенту РФС по этике, может установить отсутствие честной спортивной борьбы в матче.
И эта комиссия создана при том, что наличие специальной комиссии по выявлению договорных матчей регламентом РФС по этике не предусмотрено.
Вас не смущает название вновь созданной комиссии - КВДМСН? Меня смущает. Еще как смущает! Вот нет чтобы назвать ее бесхитростно «Комиссией по борьбе с договорными матчами», надо обязательно добавить лазейку в виде «судейских нарушений». Будьте уверены, эта комиссия годик-полтора поработает, накажет пару-тройку нелояльных и непослушных арбитров (максимум 5 тысяч рублей штрафа), и передаст «борьбу с договорняками» - как эстафетную палочку - вновь открывающейся в 2012 или 2013 году «подкомиссии по изучению материалов и слухов, связанных с возможным оказанием прямого или косвенного воздействия на результаты матчей».
В то время как итальянская прокуратура по наводке футбольных властей арестовывает десятков лиц, в том числе бывшего игрока национальной сборной Джузеппе Синьоре, руководителей футбольных клубов и букмекеров, наш великолепный Сергей Фурсенко занимается созданием всяких комитетов и комиссий.
В то время как южнокорейские власти по обвинению в участии в договорных играх пожизненно дисквалифицировали 10 игроков, в том числе бывшего нападающего сборной Южной Кореи Ким Донг Хена, наш самый передовой Комитет по этике, умолчав про результаты совместной работы с правоохранительными органами, выносит вердикт об отсутствии нарушений в деятельности президента РФПЛ Сергея Прядкина, на которого прямых и косвенных улик было больше, чем членов в этом многоуважаемом комитете.
В то время как турецкая полиция с каждым днем увеличивает число задержанных и арестованных (в том числе президента клуба "Фенербахче" Азиза Йылдырыма), новоявленный руководитель КВДМСН Анзор Кавазашвили только-только отправил по факсу в адрес ФИФА письмо с просьбой великодушно разъяснить критерии договорных матчей. К тому же Кавазашвили так и не понял до конца, какой же орган он возглавляет: комиссию или экспертную группу.
Не удивлюсь, если в ФИФА сейчас сидят и ржут над компетенций РФС, который полтора десятка лет назад объявив войну против коррупции и договорных игр в футболе, только сейчас додумался спросить у них «А что такое договорной матч?».
Не удивлюсь, если через пару месяцев Кавазашвили разродится открытым письмом, адресованным «нечестным товарищам», которые игнорируют принципы честной игры и продолжают свое «черное» дело в российском футболе. Особо не удивлюсь, если письмо будет озаглавлено так: «Одумайтесь, договорщики!»
В 1967 году в «Комсомольской правде» появилось открытое письмо «Одумайся, Валера!» Анзора Кавазашвили, адресованное партнеру по сборной и столичному «Торпедо» Валерию Воронину:
«Я решил написать тебе, Валерий, хотя, в общем-то, странно прибегать к такому способу общения, живя в одном городе, играя в одной команде, которая всегда была для нас вторым домом. Впрочем, с некоторых пор коллектив твоих товарищей по команде, кажется, стал тяготить тебя. Образно выражаясь, ты сегодня превратился в „блуждающего полузащитника“, а говоря точнее – пустился в бега от коллектива и семьи. Некогда комсомольский вожак команды, ее капитан, ты нынче забыл о чести спортсмена, о добром имени многотысячного коллектива физкультурников автозавода имени Лихачева.
Не так давно ты совершил самовольный вояж на Черноморское побережье. Как и прежние твои подобного рода отлучки, сошел он тебе с рук. Еще бы, «Воронин есть Воронин», считают иные руководители Центрального совета спортобществ, курирующие наш футбол. Подобное потакание и привело к тому, что снова фамилия Воронин, а заодно и столь дорогое и близкое всем нам имя «Торпедо» склоняются на все лады. Клуб действительно переживает трудное время: в этом сезоне нам редко удавалось показывать свою «торпедовскую игру». Причин тому немало. И вот чтобы разобраться в каждой из них, несколько дней назад все игроки коллектива вместе с партийным, профсоюзным и комсомольским активом завода обсуждали положение дел в команде. Все без исключения ребята пришли на это собрание. Не было среди них только тебя, Валерий. А ведь к твоему слову, слову ведущего игрока, члена сборной команды страны, конечно, прислушались бы молодые футболисты.
Признаюсь, меня твое отсутствие огорчило, но не удивило. Это не единственный случай, когда ты подвел коллектив. Вспомни, что ты не явился на наш недавний кубковый матч с московским «Динамо», вынудив тем самым выйти на поле травмированного Стрельцова, которому врачи запретили пока выступать. Конечно, мы могли бы проиграть этот матч и вместе с тобой, как терпели поражения в этом сезоне, выступая в своем лучшем составе. Но сейчас речь не о потерянных очках, забитых и пропущенных голах, а о тебе, нашем товарище, сбившемся с пути. Мне долго не было понятно, чем ты руководствуешься в своих поступках. Но сегодня я знаю точно: только одним – сознанием полной своей безнаказанности.
Тебе многое прощается, Валерий. Прощали тебе прошлые твои грехи прежние тренеры. Но каждый раз, дав очередное обещание исправиться, ты вновь и вновь подводил и их, и команду. Так ты подвел сейчас и нашего наставника. Кстати, вспомни, ты был одним из первых, кто назвал кандидатуру нового тренера Валентина Кузьмича Иванова, своего недавнего партнера по «Торпедо» и сборной команды страны. И вот первым ты и наносишь ему удар.
Было время, когда мы любовались твоей игрой, гордились тобой, узнав о твоем включении в состав сборной команды Европы. Но столь громкая слава оказалась для тебя непосильной ношей.
В редакции «Комсомольской правды» мне показали немало писем любителей футбола с одним вопросом: «Что случилось с московским „Торпедо“, и почему в последних матчах не выступает Валерий Воронин?»
Думаю, что лучше всего на них сможешь ответить ты сам, если сумел за это время дать правильную оценку своим поступкам».
Вот так, через прессу, а не лицом к лицу Анзор хотел наставить на путь истинный своего партнера по команде. Действительно, Валерий Воронин в те года чувствовал себя «звездой» советского спорта. «Звездная» жизнь обернулась боком для Воронина, который стал жертвой алкоголизма. Из-за спиртного Воронин попал в тяжелейшую автокатастрофу в 1968 году и ушел из футбола.
=====================================
Как-то сразу вспомнился анекдот советского времени, когда армянское радио на вопрос о том, чем отличается стадо баранов от Академии наук, ответило: «Стадо считают по головам, а академиков по членам».... Грустные реалии нашего футбола...
«...Просто диву даешься, наблюдая, сколько усилий готов тратить русский человек на дело, которым не думает заниматься. Он к вам придет, будет спрашивать, рассуждать, смотреть, примеривать. Но это вовсе не значит, что готов решить вашу проблему. Он может потерять даже больше времени, чем потребовалось бы для выполнения дела. Однако, как говорится, здоровье дороже.
Закон «нет» настолько широк и многообразен в практике, что только ему одному мы могли бы посвятить целую лекцию. Думаю (хотя до конца понять не могу, настолько это отсутствует в моем характере), дело тут вот в чем. Российский человек привык называть проблемами только неразрешимые проблемы. Вместо того чтобы выделить первоочередные и приняться за их разрешение, он, как правило, поступает наоборот. Укрупняет вопрос, доводя до неразрешимости. Вы можете наблюдать это даже на бытовом уровне. Пригласите сантехника поправить водопроводный кран. Он тут же скажет: «Нет, невозможно. Нет прокладочки, винтика, вентиля и вообще надо ванну снимать!» Думаете, дело тут только в корысти - набить цену, получить с клиента лишнюю бутылку? Если бы так! Это мы себя тешим такими объяснениями, чтобы сохранить хоть какой-то порядок в собственной голове. Глобализировать проблему и тем ее угробить - первая и, главное, почти бессознательная реакция российского человека. Навык, культура, ритуал.
Между прочим, многие руководители и политики пользуются этим вполне сознательно. И что интересно - встречают всеобщее понимание. Меня такому приему обучил когда-то все тот же Феста Николай Яковлевич, о котором уже упоминал. Тогда мы были заняты внедрением компьютерного контроля в химическом производстве. Я споткнулся на аммиаке: процессы опасные, компьютеры слабые. И решил пока придержать это дело. Так и сказал на совещании: мол, рано, я против. Никто меня не понял, решили: вот молодой ретроград. А Феста отвел, помню, в сторону и прочел целую лекцию: «Вы правы, но поступили неправильно. Надо было говорить наоборот: да, товарищи, это прекрасно. Компьютеры открывают гигантские перспективы. Им скоро можно будет поручить не только контроль, но и оптимизацию, информацию, управление. Давайте же прямо сейчас примем решение заняться подготовкой этой гигантской программы... Вот если бы вы так укрупнили проблему, все были бы «за» и дело умерло бы само собой».
Ю.Лужков «Российские законы Паркинсона»
Единственное что непонятно, так это удивление и какие-либо эмоции. По-моему, точка равнодушия уже пройдена.
Это раньше мы ржали. удивлялись. злились, переживали за/над нашим футболом. А сейчас...
Не знаю, лично мне уже откровенно пофиг=(
Нынешняя система полностью себя дискредитировала и как-то реагировать на нее уже просто нет сил
* чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников;
* чиновники создают друг другу работу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0
И плевать, что название у «руководящей и направляющей» изменилось...