Дмитрий Липартов: В Китае тест не сдал, пропускаешь сезон!
В 2007 году Международная федерация истории и статистики футбола (IFFHS) подвела итоги соревнования бомбардиров 2007 года. Первое место разделили форвард «Херенвена» Афонсо Алвеш и бывший нападающий загребского «Динамо» Эдуардо Да Силва, забившие по 34 гола. На третьем месте с 30 голами расположился российский легионер «Транса» Дмитрий Липартов, который спустя несколько лет после завершения игровой карьеры, в интервью Виктору Хохлюку рассказал о своей жизни в футболе.
– Дмитрий, не стану оригинальным – расскажите, где начинали играть в футбол?
– Родился я в Ленинграде, город – спортивный и с большими традициями практически во всех видах спорта. Любил во дворе играть в футбол и поэтому решил попробовать свои силы рангом повыше и чтобы более искусно владеть навыками любимой игры записался в СДЮШОР «Смена».
– И как?
– Понравилось. В детские годы не думал, что стану профессиональным футболистом. В наши годы было интересно, проводилось множество всесоюзных и республиканских турниров, где мы могли и на других посмотреть и себя показать. Наш тренер – Александр Дмитриевич Пронин привил нам основное – правильно бить по мячу, как работать с ним и, конечно же – игровое мышление, без которого никуда. Уже став постарше я без труда мог сыграть на любой позиции в поле.
– В 80-х питерский «Зенит» покорял вершины, было, у кого учиться мастерству.
– Согласен. Я с самого детства стал играть атакующим игроком и в своих наблюдениях за играми мастеров отдавал предпочтения футболистам атаки, таким как: Владимир Клементьев, Юрий Желудков, Борис Чухлов, Сергей Дмитриев, Дмитрий Баранник… Отмечу, что в те годы в чемпионатах СССР конкуренция была не шуточной и смотреть футбол было огромным удовольствием.
– То есть выходит, что были нападающие из других команд, которые вам импонировали своей манерой игры?
– Естественно. И не только в советских. В 80-е годы прошлого века блистал аргентинец Марадона, англичанин Линекер, бразильцы Зико и Ромарио, итальянцы Виалли и Росси, мексиканец Санчес, немцы Фёллер, Румменигге и Кирстен, поляк Бонек… Очень много было звёзд и в европейских клубах. Мне кажется, что тогда футбол был более индивидуальным, нежели сейчас.
– Кто-то из ребят, занимавшимися с вами в «Смене» стал профессиональным футболистом?
– Таких ребят было несколько. Самый известный – Денис Машкарин. Он после Питера в Москве за армейцев и «Торпедо» играл, в других командах тоже на виду был и в «молодёжке» сборной России не пас задних. Ещё вратари – Дима Алексеев и Павел Дьяконов. Оба довольно долго играли в разных российских клубах и дивизионах нашего чемпионата.
– А каким ветром вас занесло в Поднебесную?
– До 1994 года я играл в России за «Смену-Сатурн» (Санкт-Петербург), волгодонский «Атоммаш» и «Кубань» из Славянска-на-Кубани. Можно сказать, только карьеру начинал. Затем руководство питерской «Смены» предварительно договорившись с китайцами, предложило мне вариант с клубом второго дивизиона «Шанхай Ююань». У начальства питерского клуба были «завязки» с китайцами. Поначалу я не очень хотел ехать. Информации практически не было. Потом друзья рассказали, одним словом – уговорили. Уговаривали правда, недолго.
– Ваши впечатления от «командировки» в Китай?
– В основном – положительные. Хотя не скрою, что мой китайский быт немного напоминал службу в армии. Жил на спортивной базе, как все спортсмены и тренеры. Приехав в Шанхай, оказался там не один из русских. Помимо футбола там кроме футбола много других видов спорта было – спортивный клуб, в структуре которого различные виды спорта. В Шанхае тогда работало много тренеров из России по гимнастике, фехтованию, тяжёлой атлетике... Самое интересное, что китайцы также как и мы, практически всё время проживали на базе. Домой их отпускали только раз в неделю. Словно увольнительная в армии…
– Что собой представляла китайская команда и, каков был уровень второго по силе дивизиона?
– Команда была «середняком» лиги. На тренировках было много «физики». Был удивлён большим количеством легионеров из балканских и южноамериканских стран. В середине 90-х как раз начался подъём китайского футбола, пошли серьёзные инвестиции, стали строится большие арены, базы и был приток квалифицированных игроков и тренеров. Причём не только в футболе…
Уровень лиги на то время был между вторым и третьим российским дивизионом.
– Забивали часто?
– Голы забивать получалось. Бывало, забивал и решающие мячи во встречах. Не забивал бы, отправили б домой. А так два полных сезона отыграл. Забил 13 мячей, но матчей не особо много сыграл. Из-за травм пропустил многовато. В команде была острая конкуренция, так как контракты по оплате были солидными, лентяев в команде не держали. Думаю, что 90-е годы прошлого века дали тот толчок китайскому чемпионату, благодаря которому он сейчас перешёл на очень высокий соревновательный уровень, где играют звёзды мирового класса.
– Отличительная черта тренировочного процесса или какие-то футбольные санкции по отношению к игрокам были у китайцев?
– Чтобы играть в чемпионате игроки всех команд должны были сдать нормативы – тест Купера и челночный бег. Кто не сдал, тот пропускал сезон.
– Земляки в команде были?
– Да. Трое – известный вратарь Виктор Дербунов из Москвы, он за хорошие клубы играл и в молодёжную сборную СССР привлекался, Миша Тихомиров из Питера – в средней линии играл, а белорус Дмитрий Троско цементировал оборону. Дима ещё по юношам в сборной Советского Союза у Бориса Петровича Игнатьева играл в 80-х. Сейчас он в Гродно дубль «Немана» тренирует.
– Что бы посоветовали туристу при посещении Китая?
– Кроме всех достопримечательностей, попробовать китайскую кухню. Мне китайская кухня пришлась по душе, точнее очень по вкусу. Такого разнообразия блюд, ни у нас, нигде либо – просто нет. Мы даже прикалывались, что в Китае едят всё что движется и всё что растёт.
– После Китая сразу в Эстонию?
– Нет. Сезон 1997 года начал в Питере за армейский «Источник», а в 1998-м вместе со своим товарищем поехали на просмотр в Нарву, да так и остался в «Трансе» более чем на десять лет.
– Не жалеете?
– Есть немного. Хотелось бы в те годы сыграть в чемпионате более высокого уровня... Когда приехал в Эстонию то ощутил разницу после Китая. Здесь всё было скромнее: и зарплата, и ритм жизни, и футбол в Китае «раскручивали» посерьёзнее, в том же в медиа. Хотя выступая в «Трансе» нам удалось собрать неплохую коллекцию футбольных трофеев для клуба. Команда многие годы была в лидерах эстонского футбола, играли в удовольствие. А в еврокубках, в 2007-м небольшую сенсацию сотворили, обыграв в Кубке Интертото УЕФА бельгийский «Локерен» на его поле (1:0). Но по сумме двух матчей мы всё же уступили бельгийцам с разницей в один мяч (1:2).
– Была ли возможность уехать в более престижный чемпионат?
– Когда приехал сюда, мне обещали, что будет возможность уехать в Европу, но не сложилось…
– Вы по-прежнему входите в топ-10 лучших бомбардиров чемпионатов Эстонии, интересно, свой 100-й гол в чемпионате Эстонии помните?
– Так получилось что про сотый гол узнал от партнёров по команде. Сказали, что у меня на личном счету уже 99 или 98 забитых мячей. 100-й даже в памяти не сохранился. Статистику своих голов не вёл. Знаю, что мой партнёр по атаке Максим Грузнов – лучший бомбардир чемпионатов Эстонии. У него больше трёхсот голов за карьеру набралось. В этом списке есть ещё ребята, с русскими корнями забившие больше ста мячей в чемпионате Эстонии – Брагин, Крылов, Устрицкий…
– Судя по количеству голов забитых «Трансом» во время вашей карьеры, наровчане исповедовали атакующий стиль игры?
– Да. Стремились играть в атакующей манере, в футбол, который нравится болельщикам. Бывало и сами пропускали полную «торбу» голов.
– Во многих эстонских командах в 90-начале 2000-х играло немало русскоязычных футболистов, а вот в сборной Эстонии их не было…
– Грузнов, Крылов, Тарасенко и многие другие ребята не играли по причине отсутствия гражданства, к получению которого на тот момент они не стремились. В последние годы эта тенденция стала меняться к лучшему. Теперь среди русскоязычных игроков многие стали лидерами сборной Эстонии – Баранов, Васильев, Воскобойников, Заховайко, Круглов, Мошников…
– Почему в конце своей карьеры решились на кардинальный шаг – покинули «Транс»?
– С главным тренером отношения не сложились. Да и устал, наверное, десять лет в «Трансе» – срок немалый. Накопилась психологическая усталость. После меня многие ребята из «Транса» в Силламяэ перебрались.
– Прожив большое количество лет в Эстонии, вы получили гражданство этой страны?
– Я – гражданин России. Живу в эстонском городе Силламяэ. Нашей семье здесь комфортно. Дочь здесь ходит в школу. Мы работаем. Зачем что-то менять, если и так всё налажено.
– Сейчас ваша деятельность связана с футболом?
– От «большого» футбола отошёл. Могу побегать в удовольствие для себя. А в основном футбол смотрю по телевизору. В просмотрах отдаю предпочтение еврокубкам и чемпионату России. Работаю в порту Силламяэ.
– На ваш взгляд, кто из нападающих сейчас сильнейший?
– За форвардами специально не слежу. Если по именам, то из всех мне импонирует игра француза Антуана Гризманна из испанского «Атлетико» Хотелось бы, чтобы он блеснул на чемпионате мира. Из наших нападающих – думаю, что только Фёдор Смолов способен показать футбол высокого класса в своём исполнении.
Рад знакомству. Спасибо, за содержательную беседу.
Взаимно!
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА:
Дмитрий Липартов, родился 2 апреля 1973 года в Ленинграде, РСФСР.
Воспитанник футбольной школы «Смена» (Ленинград, РСФСР).
Выступал на позиции нападающего.
Профессиональная карьера: 1992 – «Смена-Сатурн» (Санкт-Петербург), 1993 – «Атоммаш» (Волгодонск), 1994 – «Кубань» (Славянск-на-Кубани), 1996/1997 – «Шанхай Ююань» (Шанхай, Китай), 1997 – «Источник-СКА» (Санкт-Петербург), 1998/2008 – «Транс» (Нарва, Эстония), 2008/2011 – «Калев» (Силламяэ, Эстония), 2011 – «Лоотус» (Кохтла-Ярве, Эстония).
В официальных клубных турнирах России, Китая, Эстонии и УЕФА, провёл 398 матчей и забил 196 мячей.
В Эстонии с «Трансом» становился серебряным призёром в 2006-м и бронзовым в 2005 году, а также обладателем Кубка Эстонии в 2001 году. В 2007 году с 30 забитыми мячами стал лучшим бомбардиром Мейстрилиги.
Автор: Виктор Хохлюк
Фото: Мой футбол