8 мин.

Куда уходят чемпионы? Евгений Похлебаев. Осиротевшая правая бровка

P1

Анализируя игры сборной, всегда прихожу к мысли, что с правым флангом нашей полузащиты происходят какие-то метаморфозы, Евгений Похлебаев и Геннадий Зубов – два таланта, которые из-за причин не от них зависящих раньше времени повесили «бутсы на гвоздь».

Беседуя с ветеранами динамовцами и сборниками Украины Павлом Шкапенко, Сергеем Коноваловым, и Сергеем Мизиным, они в один голос отмечали, что такого классного правого «хава» как Похлебаев, на просторах футбольной Украины нет и до сих пор. Вот и решил я дополнить нашу рубрику: «Куда уходят чемпионы» – Евгением Похлебаевым, безусловно, талантливым игроком киевского «Динамо» и сборной Украины.

Футбольная биография Евгения Похлебаева

Футболом Похлебаев решил заниматься в юном возрасте. В семь лет Женя сам записался в детскую спортивную школу. В 14 лет приглашен в днепропетровский спортинтернат «Днепра», в возрасте 17 лет вместе с юношеской сборной СССР выиграл Евро-1990.

Из игровой характеристики спортсмена: обладает высокой скоростью, хорошим ударом и отличным умением дать последний пас.

В связи с перестройкой и отъездом многих игроков золотого состава «Днепра» в зарубежные клубы, карьера Похлебаева двигалась стремительно. С 18 лет он становится игроком основного состава «Днепра», дуэт Похлебаева с его другом Сергеем Коноваловым наводит шороху у ворот соперников.

…Вернёмся к истокам. Эта история, как и большинство футбольных, начиналась с ДЮСШ. Тогда семилетний Женька порядком удивил родителей, сообщив им: «А я записался в футбольную секцию». Ольга и Василий Похлебаевы с улыбкой переглянулись – ещё бы, сын принял первое самостоятельное решение. А через семь лет им пришлось ещё раз, уже всем вместе, определяться – быть ли Жеке профессиональным футболистом. В тот год после каких-то детских соревнований паренька пригласил в днепропетровский спортинтернат Игорь Ветрогонов. От Полтавы, где жили Похлебаевы, до Днепропетровска – каких-то несколько часов езды. Но, конечно, отправлять 14-летнего мальчишку в «самостоятельное плавание» родители побаивались. Вот только в горящих глазах Жеки читалась такая мольба, что не отпустить его было просто невозможно.

Вскоре выяснилось, что Ветрогонов, в свое время давший путёвку в большой футбол Олегу Протасову и Геннадию Литовченко, не ошибся и в Похлебаеве. Паренёк получил приглашение в юношескую сборную СССР, в составе которой выиграл Евро-1990, а в следующем году стал бронзовым призером чемпионата мира. Приблизительно в это же время его стали регулярно выпускать на поле в матчах дублеров «Днепра», который тогда возглавлял Евгений Кучеревский.

Ну а «крёстным отцом» Жеки в большом футболе стал Николай Петрович Павлов, принявший днепропетровский клуб в начале 1990-х. «Это было непростое время для Днепра, – вспоминает Николай Петрович. – Практически все ведущие футболисты, выигравшие в 1988-м чемпионат СССР, разъехались по зарубежным клубам. Так что пришлось в срочном порядке бросать в бой практически не нюхавших пороху дублёров. Тогда вместе с Похлебаевым к играм за основу мы привлекли Полунина, Дирявку, Сасько, Коновалова... Чем Женя отличался от партнёров? У меня он всегда ассоциировался с эдаким обстоятельным мужичком – невысокий крепыш, немного стеснительный, но очень серьёзный, стремившийся к тому, чтобы все было «по-правильному». Кстати, изо всей этой компании он первым обзавелся семьей – в свою избранницу был влюблен, как говорится, по уши. Ребята ещё частенько подтрунивали – дескать, бегаешь за девушкой хвостиком. Женя не обижался. Он вообще, по-моему, не умел этого делать. А вот на поле его лучше было не цеплять. Нет, он не отвечал грубостью на грубость. Но зато когда был в ударе, на своем правом фланге вытворял что-то невероятное. Его главное футбольное качество -– сумасшедшая скорость. Причём Жеке абсолютно не мешали считавшиеся лишними согласно специальной таблице два-три кг., которые, как он себя ни истязал на тренировках, а сбросить не мог. В конце концов, я от него с претензиями по поводу лишнего веса отстал. Тем более что плотный, с мощными накачанными ногами, к тому же великолепный дриблёр, Похлебаев убегал от любого. Иногда, правда, как мы говорили, входил в штопор: глаза только на мяч – и понесся вперёд, попросту не замечая партнёров. Но попробуй, останови его! Могу назвать немало матчей, которые мы выиграли, прежде всего благодаря фирменным проходам Жени. А больше всего почему-то запомнился товарищеский поединок во время предсезонки в Польше с одной из местных команд. Тогда Похлебаев обыграл соперника практически в одиночку,  а тренеры – оппоненты подошли ко мне просто шокированные – дескать, такого реактивного «крайка» мы никогда не видели».

Тут надо сказать, что в состояние шока оппонентов порой вводил не только Похлебаев, но и сам «Днепр». Во втором чемпионате Украины «детский сад» Николая Павлова финишировал вровень с «Динамо», уступив первую строчку лишь по дополнительным показателям. И неудивительно, что селекционеры из более состоятельных клубов бывшего СССР устроили настоящую охоту на молодых днепропетровцев. В частности, армейцы Москвы мечтали о дуэте Похлебаев – Коновалов, за который готовы были выложить 100 тысяч долларов – очень приличную сумму для постсоветского трансферного рынка того периода.

P2

Вновь рассказывает Николай Павлов: «Тогда в Днепре деньги особо не водились, футболисты получали приблизительно по 500 долларов в месяц. В киевском «Динамо» зарплаты были в 2-2,5 раза выше, ну а в Москве и вовсе получали уже до 3000. Конечно, ребята дрогнули – кто же не хочет жить лучше? Пришлось убеждать, уговаривать: «Не торопитесь. Москва – это хорошо, но там вы будете чужаками, и ещё неизвестно, заиграете ли. А здесь все родное, публика вас любит, на поле постоянно выходите». Вот, собственно, и все аргументы. Не уверен был, конечно, на все сто процентов, но почему-то чувствовал – останутся. Так в итоге и вышло. У нас был очень дружный коллектив, а такие вещи порой, как говорится, дороже денег. По крайней мере, тогда еще не все измерялось звонкой монетой.

Кстати, говоря, о том периоде, не могу не рассказать ещё один случай, характеризующий «Днепр» начала 1990-х и конкретно Похлебаева. В тот вечер мы очень неудачно сыграли на своем поле, сейчас уже не припомню, с кем. И после матча на выходе из раздевалки на меня набросилась толпа невменяемых пьяных фанатов. Так наши ребята, а они как раз в душе мылись, кто в одних трусах, кто и вовсе обмотавшись полотенцем, кинулись на выручку. А впереди – Похлебаев с Дирявкой. Драка вышла нешуточная, в раздевалку вернулись – кто в крови, кто с синяком. Но зато всем стало ясно – у нас есть Команда». И все же из «Днепра» Похлебаев ушёл. Но ушёл в компании с друзьями-партнерами, и не куда-нибудь, а в киевское «Динамо», о котором мечтал ещё с 1986 года, когда окончательно решил, что свяжет будущее с профессиональным футболом.

P3

Поначалу дела на новом месте складывались отлично. Женя легко вписался в коллектив, да и не могло быть иначе с его-то открытой, немного застенчивой улыбкой и надёжным характером. А вскоре команду сложно было представить без этого неутомимого «челнока». За два с небольшим года в «Динамо» Евгений успел немало. Стал чемпионом Украины, сыграл в Лиге чемпионов, в частности, реализовал заработанный Андреем Шевченко пенальти в квалификационном матче с датским «Ольборгом» (1:0) и помог Юрию Калитвинцеву открыть счет в ответном поединке в Дании («Динамо» выиграло – 3:1, прим.). Нет сомнений: Валерий Лобановский, вернувшийся в Киев, наверняка отвёл бы Похлебаеву одну из ключевых ролей в динамовском ансамбле, наделавшем немало шуму в Европе в конце 1990-х. Возможно, удалось бы Жене поиграть и в каком-нибудь солидном зарубежном клубе…

СПРАВКА:

Похлебаев Евгений Васильевич. Родился 25.11.1971 года, в Полтаве, Украинской ССР.  Воспитанник днепропетровского спортинтерната.

Амплуа: полузащитник. Спортивное звание: мастер спорта СССР с 1990 года.

Игровая карьера: 1988/1991 – «Днепр» (Днепропетровск, СССР) 12 игр / 0 голов; 1992/1994 – «Днепр» (Днепропетровск, Украина) 105 / 11; 1995/1997 – «Динамо» (Киев, Украина) 73 / 13; 1996/1997 – «Динамо-2» (Киев, Украина) 5 / 4; 1997 – «Динамо-3 (Киев, Украина) 1 / 1.

В официальных турнирах клубного уровня сыграл 195 матчей, забил 29 голов.

Национальная сборная Украины: сыграл 14 матчей (1992 – 1996 гг.).

Титулы и достижения:

• Чемпион Европы среди юношей (в составе сборной СССР) 1990 года.

• Бронзовый призёр молодежного чемпионата мира 1991 года.

• Обладатель Кубка Федерации футбола СССР 1989 года.

• Финалист Кубка Федерации СССР футбола 1990 года.

• Чемпион Украины (3): 1994/1995, 1995/1996, 1996/1997 годов.

• Обладатель Кубка Украины 1996 года.

• Серебряный призёр чемпионатов Украины (2): 1992, 1993 годов.

• Обладатель Кубка чемпионов стран Содружества 1996 года.

P.S. 12 августа 1997-го., после матча с ровеньковским «Авангардом», где Евгений забил гол, он попал в больницу с диагнозом – Герпетический энцефалит (отмирание тканей организма изнутри). Похлебаев потерял память. Он помнит, что играл в Днепре и Динамо, но не помнит, когда это было. Евгений старается сохранить форму, следит за питанием и ежедневно совершает пешие прогулки. Его часто посещают партнеры по команде 90-х, руководство команды организовывает лечение в ведущих клиниках, а мы пожелаем Евгению выздоровления и благополучия во всем.

P4

P.P.S. Герпетический энцефалит (Herpes encephalitis) – острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом простого герпеса. Характеризуется общемозговыми и очаговыми симптомами поражения нервной системы. Входными воротами являются слизистые оболочки или кожа.

Заболевание начинается остро. Сразу поднимается температура, проявляются менингеальные симптомы, возникают эпилептические припадки. В ликворе обнаруживаются плеоцитоз с преобладанием лимфоцитов, увеличивается содержания белка, примерно до 2–3 г/л, также проявляется легкая ксантохромия.

Течение обычно тяжелое. Летальность намного выше, нежели при других вирусных заболеваниях центральной нервной системы. Последствием часто бывает умственная отсталость. Бывают случаи, когда больной полностью выздоравливает без последствий.

При подготовке публикации использованы материалы газеты «Киевские ведомости» «Параллельные миры Евгения Похлебаева».

31 мая 2010 года, Виктор Хохлюк, «Голеадор»