Дневники спортивного директора: как оформляются трансферы игроков в ПФЛ
В недавнем опросе, проведенном в паблике этого блога, я решил дать читателям возможность выбрать тему следующего материала. Судья по ответам читателей, их больше всего заинтересовал рассказ о том, как работает спортивный отдел клуба ПФЛ, именно поэтому этот материал я посвящаю откровенному рассказу от первого лица.
Должен сказать, что я всячески приветствую, когда специалисты из спортивной индустрии делятся рассказами о своей работе с читателями, как это делали, например, Антон Евменов, Алексей Зинин, или недавнее появление блога бывшего скаута «Зенита» Армена Маргаряна. Благодаря таким блогам у читателей появляется возможность проникнуть внутрь нашего довольно закрытого футбольного мира, получить новые знания, а иногда и дополнительную мотивацию к тому, чтобы вместе делать наш спорт лучше. Ну а я постараюсь рассказать о не самой заметной, но весьма важной части работы клуба ПФЛ.
У всех есть базовое понимание того, чем занимается спортивный отдел клубов. Основная задача – это поиск и приглашение футболистов в команду. Многочисленная группа скаутов просматривает и оценивает потенциальных новичков, спортивный директор ожесточенно спорит с агентами об условиях контракта, а пресс-служба клуба отвечает на бесконечные звонки от СМИ с просьбой об интервью с новичком команды. Все это происходит в больших клубах, если же мы говорим про ПФЛ, то здесь картина совершенно иная.
Как непосредственный участник этих процессов, хочу рассказать вам, как же это работает на уровне третьего по силе дивизиона нашей страны. Однако сегодня я не буду рассказывать о том, какие качества нужно оценивать у потенциальных новичков клуба, важны ли антропометрические данные игроков и как тактическая схема главного тренера влияет на подбор игроков. Сегодняшний материал будет посвящен не футбольным аспектам работы спортивного отдела, а тому, что его окружает.
Для начала, нужно отметить, что с нынешнего сезона в ПФЛ действует обновленный регламент, согласно которому на поле в матчах ПФЛ должно находиться минимум два так называемых «лимитчика», то есть игроков, родившихся не ранее 1996 года. Данное правило направлено на то, чтобы как можно больше молодых игроков получали игровую практику, и в целом, имеет большой смысл, однако накладывает на работу спортивного отдела и тренерский штаб некоторые ограничения. В случае с «Анжи-Юниор» (клубом, в котором я работаю) такая проблема особо не стояла. В клубе изначально делается ставка на молодых игроков, поэтому проблема «лимитчиков» для нашей команды не стоит, их у нас всегда на поле и в заявке с запасом.
Кроме того, в заявке команды на сезон должно находиться не менее 8 так называемых «доморощенных игроков», то есть тех футболистов, которые с 15 до 21 были зарегистрированы в школе\академии\любительском клубе из того же региона, что и клуб, за которой он заявлен. Логика этого правила также ясна – чтобы в команде было как можно больше местных, а не приезжих игроков. Для столицы или крупных городов, где количество футбольных школ и академий достаточно велико, это не проблема. А вот условной «Калуге», где в регионе проживает всего миллион человек, выполнение этого пункта регламента дается сложнее. А в Псковской области, где население всего 600 000, сразу две профессиональные команды – «Луки-Энергия» и «Псков-747». Там вопрос выбора достойных кандидатов стоит еще острее, хотя спасает то, что футбольные традиции в регионе очень сильны и занимающихся футболом юношей много.
Помимо всего перечисленного, для того, чтобы заявить футболистов, требуется прохождение настоящего квеста, который состоит из следующих пунктов:
Получение печати и подписи руководителя местной федерации футбола. Бывает так, что офис местного клуба и федерации футбола находятся рядом, едва ли не в одном здании, которым зачастую служит стадион, на котором играет клуб. Так, например, происходит в Ульяновске. Однако если офис федерации не находится поблизости от офиса клуба, возникают небольшие сложности.
Подпись медицинского учреждения о прохождении футболистом медосмотра. Мы привыкли читать в новостях о том, что игроки больших клубов проходят подобные осмотры перед подписанием контрактов. Чаще всего эти осмотры проводятся медицинскими штабами клубом для собственных нужд. Инвестируя большие деньги в трансферы, клубы хотят быть уверенными, что их актив не «сломается». Но и для осуществления процедуры заявки подпись и печать врачей необходима.
Подписание всех необходимых документов с игроком. Может показаться, что все просто, однако помимо непосредственно трудового соглашения с клубом, игроки подписывают различные приложения к нему, где приписываются всяческие бонусы и дополнительные условия. Кроме того, игрока необходимо официально устроить на работу в клуб, и тут в процесс включаются множество бумажной волокиты: СНИЛС, ИНН, трудовая книжка и т.д. Без хорошего и ответственного сотрудника, занимающегося этими вопросами, было бы очень сложно.
Международный трансферный сертификат. В случае, если предыдущий клуб игрока был из-за границы, необходимо получение его международного трансферного сертификата. Это осуществляется через систему FIFA TMS (Transfer Matching System). В этом процессе участвует большое количество сторон – новый клуб, предыдущий клуб, РФС а также та организация, которая курирует футбол в стране, в которой находится бывший клуб футболиста. Прошедшим летом Неймар едва не пропустил матч с «Генгамом» по причине того, что Федерация футбола Испании не отправляли трансферный лист бразильца во Францию. Если заминки с TMS бывают на таком высоком уровне, как у Неймара, можете себе представить, что творится при переходе игрока в клуб ПФЛ?
Как видно, количество вопросов, требующих решения в работе спортивного отдела, которые напрямую не связанны со футболом, велико. И пусть чаще всего они оказываются вне поле зрения болельщиков, зачастую именно от них зависит успех прохождения того или иного трансфера. Именно поэтому не стоит удивляться сорванным трансферам в момент прохождения финального медосмотра или неполадок в работе клубного факса. Трансферы, даже на уровне ПФЛ – вещь сложная!