В России не ходят на футбол. Что делать?
Восемь предложений от блога «Средний класс».
Недавно я проорал на всю квартиру: как же достали пустые трибуны! Масштабы проблемы потрясают. В минувшем туре чемпионата России очередное дно посещаемости пробил «Рубин», клубы ФНЛ за 6 лет существования организации не видели аншлагов практически никогда, клубы второго дивизиона стремительно теряют зрителя и теряются сами.
Проблему обозначили. А как эту проблему решить?
В следующих строках — только предложения и только небольшие комментарии к ним. Я, автор блога Никита Камзин, готов к диалогу, жарким спорам и даже самой жесткой критике. Самое главное — давайте обойдемся без оскорблений и переходов на личности.
Учредить «клубы юных болельщиков»
Российский футбол должен вырастить новое поколение любителей игры. Причем таких, кто не будет в ущерб команде жечь на стадионе шашки и вырывать кресла.
Клубы могут быть созданы при спортшколах, в общеобразовательных учреждениях, могут входить в структуру команды наравне с официальными объединениями болельщиков. Лекции об истории футбола, встречи с игроками, мастер-классы, бесплатные билеты для членов клуба и их родителей. Все это при правильном подходе к делу, на мой взгляд, должно принести свои плоды.
Ввести жесткие требования к сервису на стадионах
Грязные кресла? Не хватает точек питания? Негде купить футбольную атрибутику? Все это должно стать основанием для недопуска стадиона к проведению матча.
Согласен, звучит весьма радикально. Но согласитесь, футбол — это не только газон, каркас ворот, разметка и угловые флажки. Это еще и болельщики, для которых на уровне регламента должны быть созданы максимально комфортные условия пребывания на трибунах.
Искоренить пиротехнику на стадионе
В марте этого года мы с моей девушкой наблюдали с трибуны за противостоянием ЦСКА и «Зенита». Видели бы вы глаза моей девушки, когда на стадионе начала взрываться пиротехника, а на трибуне S разгорелись стычки между фанатами.
Если мат и драки — это процессы скорее спонтанные, то вот появление на стадионе пиротехники — это спланированная акция. Если файеры как-то проносят на стадион, значит где-то существуют лазейки.
Все, кто пронес пиротехнику и все, кто этот момент прошляпил, должны нести персональную ответственность. Клубы должны перестать платить штрафы в РФС за тех, кто наносит клубу ущерб.
Создать площадку для жалоб и предложений
Ни для кого не секрет, что тотальное большинство российских футбольных клубов сидят на бюджетной игле. В нашей стране практически у каждой бюджетной организации существует та или иная форма приема претензий от населения по качеству предоставляемой услуги.
У российского футбола тоже должна появиться такая опция. Причем разбирать жалобы должны не сами клубы, а РФС, как организация, которая выдала клубу лицензию на право участия в соревнованиях. На основе этих замечаний соответствующие органы могут вынести клубу замечание, а при повторном инциденте выписать штраф. Ситуация повторилась еще раз — штраф в двойном размере, и так далее.
При идеальных раскладах все наши с вами претензии к российскому футболу будут уходить далеко за пределы комментариев на Sports.ru.
Привязать доходы руководителей и сотрудников клуба к посещаемости матчей
Основная часть дохода менеджера по продажам формируется за счет процента от сделок. Мало продал — живи на мизерный гарантированный оклад. Простой и эффективный способ мотивации.
Глава клуба и сотрудники фактически должны стать менеджерами по продажам. Никто не помешает вам получить солидную прибавку к гарантированному окладу, если на ближайший матч местной команды соберется полный стадион! А пока существует принцип «сколько не работай, а зарплата одинаковая», подход к своему делу не изменится.
Привязать доходы футболистов к посещаемости матчей
Если команда играете так, что на её матчи не ходят зрители, то и получать игроки должны столько, на сколько они наиграли. Нет смысла платить миллионы футболистам, которые развлекают пару тысяч человек. Это абсурд.
В этом плане команда и администрация клуба должны стать единым целым. Одни создают ажиотаж с помощью маркетинговых и PR-инструментов, другие — игрой, которую показывает команда. Скорее всего, мало кому из игроков захочется филонить, если от действий на поле будет реально зависеть его ежемесячный доход.
Этот пункт, как и пункт выше, должен распространяться только на клубы, которые прямо или косвенно финансируются из бюджета. Владельцы частных клубов вправе сами решать, кому, за что и сколько платить.
Штрафовать клубы за попадание в телетрансляцию пустых мест
Мера, которая существует в чемпионате Испании.
На начальном этапе необходимо учредить демократичный допустимый процент незанятых кресел. С каждым новым сезоном пустых мест должно становиться меньше, а штрафы за невыполнение требований должны неуклонно расти. Само собой, во внимание нужно принимать и погодные условия, в которых состоялась игра.
Такая мера должна помочь лиге сформировать более позитивный имидж, а клубам будет не стыдно идти со скриншотами и фото трибун к спонсорам и рекламодателям.
Учредить клубные карты со скидками и бонусами от партнеров РФС и партнеров футбольных клубов
В теории поход на футбол мог бы принести болельщику выгоду в бытовых вопросах. Благодаря такой клубной карте, которая, к примеру, выдавалась бы вкупе с абонементом, болельщики смогли бы дешевле летать «Аэрофлотом» или купить в магазине «Адидас» новенькие бутсы со скидкой.
Не обязательно делать скидки сродни скидкам в «черную пятницу». Но, согласитесь, приятно, когда любовь к футболу может позволить тебе немного сэкономить в разных жизненных ситуациях.
P.S. Обязательно напишите в комментариях свои пожелания и предложения. В споре рождается истина!
Топовое фото: www.championat.com
Москва и Казань стоят особняком - эти города просто "зажрались" футболом. В Москве в свое время было клубов 6 одновременно в Вышке, если не ошибаюсь, плюс развлечений в городе на любой вкус хватает. Казань. Там "Ак-барс", тот же "Зенит" воллейбольный, "Уникс". Просто нефутбольный город с кучей других более стабильных и сильных клубов.
И провинция. А здесь, грубо говоря, 3 причины главные:
1) Отсутствие результатов. Футбол у нас в РФПЛ создан не для регионов. Команды из провинции либо играют в ФНЛ, а там уровень футбола просто убог (извини, но мог сравнить, сам понимаешь из-за чего), либо играют в РФПЛ в качестве мальчиков для битья.
2) Отсутствие ярких звезд в составе. Стоит только какому-либо сильному игроку проявить себя в региональном клубе - тут же забирают в столицы. То есть, в клубах играют сугубо серые мышки и текучка жуткая. А народ хочет смотреть на ярких индивидуальностей.
3) Отсутствие традиций. Скажем, почему в Англии даже на матчи команд из низов приходит много людей? Потому что есть традиции. Грубо говоря, прадед болел, деду передал и так далее.
В качестве доказательства посмотри на "Ростов". Пришел Бердыев, принес клубу результаты. Может быть, нет зрелищности особенной, но имеются и индивидуально сильные яркие игроки - те же Нобоа, Азмун, Ерохин. Плюс Ростов - футбольный город с традициями. Еще в чемпионатах СССР там играл СКА, причем не на последних ролях.
Все это вкупе делает наш региональный футбол депрессивным. Его просто не хочется смотреть. И никакие финтифлюшки это не исправят.
Отсюда и надо плясать уже. Ну и по пунктам на примере моей команды:
1) Отчасти справедливо в плане создания традиций, но дети сами на футбол вряд ли пойдут. Надо заинтересовать родителей. Тем более, нынешнее поколение детей скорее в компьютерный футбол поиграет, чем будет смотреть настоящий. Нужны зрелища и результаты. У нас регулярно игроки ходят по школам, дарят халявные билеты - стадион все равно пустеет.
2) Знаешь, какой самый посещаемый был матч в истории "Крыльев"? Со "Спартаком" из Владикавказа гду в 95 или 96. Один из первых моих матчей на стадионе. Люди сидели на ступеньках и... на деревянных скамейках, потому что пластиковые кресла поставили только к 2001-му (если память не подводит) году. Сервис нулевой, посещаемость - 44 000. На "Ростове" сейчас на допотопном стадионе - аншлаг. В Казане суперсовременная арена - зрителей нет. Я не спорю, что комфорт повышает посещаемость, но это явно не главный фактор. К слову, тут должно помочь то, что к ЧМ введут новые стадионы.
3) Сначала пиротехнику, потом и фанатов? Слышал уже много раз такие идеи и не верю людям, которые их озвучивают. Сначала им мешает пиротехника, потом фанаты, потом погода, потом магнитные бури в день матча или неблагоприятный гороскоп. Фанаты сейчас - чуть ли не лучшее, что есть в российском футболе. Они хоть искренние, по крайней мере. Опять пример - наш глава Шляхтин фактически вытравил фанатов со стадиона. Ну и? Опустел фан-сектор - и другие сектора тоже. А с пиротехникой - напротив, стоило бы ее разрешить. Если не можешь бороться с движением - возглавь его. Просто нужно создать такие условия, чтобы фаейра не кидали на поле, и все. Со стороны пиротехника даже красиво смотрится.
4) Кто будет писать жалобы на свой клуб, если его после этого могут лишить домашних игр?
Каким образом это будет сделано? Административно-приказной порядок? Тогда вангую появление солдатиков-срочников на трибунах)) Забыл что ли, в какой стране мы живем? Если уж задействовать экономические рычаги, то нужно проводить экономические реформы. Такие, чтобы доход клубов непосредственно зависел от продаж билетов, атрибутики и телеправ. Тогда будет прямая экономическая зависимость. Но у нас игроки получают как зарубежные звезды, а доходы населения и, следовательно, цены на билеты в разы ниже европейских.
6) А это вообще глупость. Я бы на месте игроков сразу убежал из такой команды. Потому что это несправедливо. От результатов команды зависит посещаемость, но не всегда и не везде. Вспомни чемпионский "Рубин" в Казани. Игроки вообще не могут влиять на посещаемость напрямую, если и штрафовать их - то за результаты. Например, ставить задачу - выиграть не менее 10 домашних игр или определенный процент. За невыполнение штрафовать. Но толлько за это, а не за пустые трибуны.
8) А это - разумно. Но опять-таки только как дополнение. У "Крыльев" была партнерская программа со скидками в барах. На посещаемости резко она не сказалась, увы.
Понятно, что в 90-е не было сервиса на стадионах. Но мы уже не в 90-х. Многие поэтому со стадионов и ушли. Некомфортно, холодно, ассортимент еды мизерный, а цена порой неадекватна. Болельщику немаловажен комфорт.
По поводу доходов футболистов. Здесь могут быть разные меры, но важен главный принцип - никто не должен получать деньги просто так. Выполнил задачу, амбициозную задачу - получи, не выполнил - вынь из своего кармана.
По поводу фанатов. Файер-шоу - это иногда красиво, но обычному зрителю часто огонь и грохот от взрывов не по душе. Вытравливать фанатов со стадиона ни в коем случае нельзя. Но должен быть какой-то предел, черта, переступив которую можно нарваться на очень серьезное персональное наказание. А от практики дисквалификации целых секторов или вообще всего стадиона за такие вещи нужно уходить. Обычные зрители не должны лишаться футбола из-за нарушителей.
Заложение традиций - очень важный и очень долгий процесс. Но им необходимо заниматься.
Громадное спасибо за Ваше мнение! Только в диалоге рождается истина.
1) отменить лимит и поощрять команды,делающие ставку на собственых воспитанников
2) увеличить в разы штрафы за мат на трибунах
3) сделать хотя бы на время билеты дешевле(у школьников и студентов просто нет возможности попасть на матч)
4) укреплять связь с болельщиками через современные IT-решения
5)научиться нормально составлять и утверждать календарь игр(а не действовать в угоду ТВ и постоянно переносить матчи)
Здесь же как раз позитивная мотивация: сделаешь больше - получишь больше. Пряник
1. О привязке и обязаловке вообще речи не идет. Подобная практика существует в Красноярске, где обычная девушка, которая любит футбол, создала на базе центра доп. образования подобный клуб. Договорилась с "Енисеем" о билетах, время от времени ребята встречаются с футболистами и играют в футбол с другими болельщиками. Дети весьма довольны.
2. Сервис - штука сложная, когда он в принципе есть. Туле и Воронежу никто не мешает разместить достаточное количество мобильных точек питания, отремонтировать уборные, помыть кресла. В Воронеже, к слову, уже давно на трибуны не ходит 10 тысяч, к сожалению. На трех последних играх менее 3500 тысяч.
3. Здесь как раз я и предлагаю от формальных запретов наконец перейти к жестким мерам и персональной ответственности. Нужно наконец начать соблюдать принцип неотвратимости наказания.
4. Этот момент я указал, жалобы должен рассматривать РФС как орган, который выдал клубу лицензию на участие в соревнованиях.
5. При отходе от бюджетного финансирования (само собой, без этого никуда) у клубов не будет крайней необходимости стягивать на трибуны бюджетников, так как от платежеспособных зрителей будет пополняться клубная казна.
6. Само собой, пока клуб не интересен народу, он не интересен и партнерам. Так для того, чтобы клуб стал народу интересен, и нужны реальные шаги по привлечению зрителей. По моему мнению, шаги должны быть такими, как я написал в тексте. Если народ стабильно ходит на местную команду, то партнеры смогут извлечь выгоду из сотрудничества с клубом.