Главреды. Петр Каменченко: «Цензуры раньше не было, а сейчас есть»
Сериал Sports.ru про руководителей ведущих российских медиа добирается до самого удивительного героя. Петр Каменченко возглавляет старейшее футбольное издание страны еженедельник «Футбол» и рассказывает, как косить от армии через дурдом, что значительно хуже марихуаны, какие заседания УЕФА навевают тоску и почему в российских футболистах так несложно разочароваться.

Дурдом
В еженедельник «Футбол» вы пришли в 2004 году. Почти никто не знает откуда. Обрывочно известно, что вы были то ли наркологом, то ли психологом и якобы выводили из запоя Гарика Сукачева и других рок-звезд. Расскажите же, что было до «Футбола».
До этого была достаточно интересная жизнь Хотя мои родители, дедушки и прадедушки были врачами, я решил стать журналистом и поступил на журфак МГУ. Это был 75-й год время глубочайшего застоя. Когда я готовился к поступлению, думал, что стану международным журналистом, буду ездить на чемпионаты мира. Я закончил английскую спецшколу, на каких-то олимпиадах побеждал, думал, что знаю язык достаточно неплохо. Когда же поступил, увидел, что каждый второй знает английский не хуже меня, пишет еще лучше, да плюс к тому почти все были из журналистских династий. Понял, что мне ничего не светит. Разве что закончу через пять лет журфак, отправят меня в Калининскую область и буду я писать об удоях, комбайнах и пропавшей корове.
«Сейчас многие идеализируют советскую журналистику. Открыли бы подшивку. Совершенно тошнотворные вещи!»
Кроме того, я ездил на практику в газету «За доблестный труд» многотиражку при какой-то автобазе. Когда я пришел в редакцию и увидел чудовищный цинизм, когда люди писали передовицы за себя и того парня, мне стало грустно. Сейчас многие люди идеализируют советскую журналистику: вот были газеты, вот были профессионалы высокого класса. Нам в редакцию тоже пишут: «Вот раньше был «Футбол», а сейчас хрен знает что». Вот пускай бы они взяли подшивку и почитали те выпуски. Совершенно тошнотворные вещи! Бесконечные «Слава физкультурному движению!», бесконечные рапорты дикий формализм и чинопоклонство. Я уже тогда был довольно прозападно настроенным. Понял, что не хочу играть в эти игры, ушел с журфака и вообще из профессии.
Далеко?
Поступил в медицинский институт. Работал в практической медицине, защитил диссертацию. Она была посвящена последствиям тяжелой психической травмы. Работал в Америке с ветеранами Вьетнама. Начиная с землетрясения в Армении работал и у нас. Понятия «посттравматическое стрессовое расстройство» у нас тогда не было вообще. На землетрясении все и стали учиться Потом работал практикующим врачом с удовольствием и интересом, выходил на работу в выходные. Но медицина стала меняться, и в 93-м меня пригласили в российско-британский проект Московская высшая школа социально-экономических наук
Так а что же журналистика?
Году в 96-м в «Коммерсанте» появился проект городского журнала «Столица». На должность главного редактора пригласили Сергея Мостовщикова. В журнал были собраны лучшие на тот момент кадры, фактически сборная России среди журналистов: Колесников, Панюшкин, Дранников, Кабаков, Арифджанов, Фохт.
Тут надо сказать, что важная часть моей жизни была связана с рок-музыкой. Параллельно со всеми своими работами я занимался музыкальным бизнесом. Какое-то время возглавлял издательство «БСА Рекордс», мы выпустили самые первые компакт-диски Егора Летова. Все альбомы «Черного обелиска» Толика Крупнова, первый альбом «Аукцыона» все это тоже наши проекты. Когда только-только начиналась «Горбушка», ее делали Саша Ларин и Игорь Тонких мои близкие друзья. Я работал там на концертах Генри Роллинза, Ника Кейва, Motorhead и многих других. Тут как получилось. Генри Роллинз попросил, чтобы на сцене был врач со знанием английского языка многие люди там были с проблемами, это было важно. Организаторы вспомнили про меня. Вообще, в то время была огромная проблема с героином. Практически все мои близкие друзья в тот момент были или алкоголиками, или наркоманами. Поскольку у меня была возможность помочь, многих я просто клал к себе в отделение.
«Практически все мои друзья в то время были или алкоголиками, или наркоманами»
Выходит, про то, что выводили Сукачева из запоя, правда?
Дело не в том, что я выводил из запоя. Мы с Гариком близкие друзья. У него были такие проблемы. Не то что я приезжал к нему с капельницей. Мы почти каждый день обязательно встречались понятно, что поставить ему каплю было не вопрос. Вообще, среди самых известных представителей нашего рок-н-ролла есть люди, которым я помог еще в советское время откосить от армии через дурдом. Поэтому всех близко знал. С Гариком я познакомился в 85-м году, когда еще не было «Бригады С» и он пел в группе «Браво» с Жанной Агузаровой. Юру Шевчука, Сашу Скляра, Костю Кинчева, многих других я знаю с тех пор. У нас в «Футболе», кстати, сын Кости Кинчева работал на сайте.
Тяжелый сплав
Повторюсь: а что же журналистика?
Так вот Ванька Охлобыстин еще один мой хороший приятель оказался в «Коммерсанте». И когда они решили делать пилотный номер «Столицы», решили в одну из рубрик выцепить человека нетрадиционного и сделать с ним материал. Ванька предложил меня. Ко мне приехал Серега Мостовщиков делать со мной интервью. Общались долго, продолжили и на следующий день. Серега, в общем, и стал моим крестным отцом в журналистике. Он предложил мне писать колонку. Специальную колонку о наркотиках. Володя Казаков писал об алкоголе, я о наркотиках. Казаков рассказывал о том, где можно пить, на собственном опыте; однажды его редакционным заданием было уйти в запой и описать это.
Я, наверное, впервые стал писать не о том, что если вы положите себе в карман листочек конопли, будете навсегда прокляты. Я писал о том, что было на самом деле. Понятно, что к тому моменту сотни тысяч людей сидели на героине. Вопрос был не в том, чтобы изолировать их, а в том, чтобы рассказать: что нужно делать, чтобы не умереть. Как отличить паленую дурь от нормальной, например? Слава Богу, тогда в стране была реальная свобода, которой сейчас, к сожалению, уже нет. И никакой Госнаркоконтроль не мог прийти и сказать, что посадит нас за пропаганду. Канабис был запрещен, но я писал: если вы жрете пиво «Клинское» по шесть бутылок в день, это гораздо хуже, чем выкурить косяк. Со временем я подгреб под себя всю музыку: рецензии, концерты, интервью с музыкантами. Да, была же еще одна серьезная часть жизни.
«Мы пересекли на обычной байдарке Белое море. Я до сих пор считаю это одним из главных достижений в жизни»
Что, еще что-то?
Года с 1983 мы занимались туризмом. Сплав. Тяжелый сплав каждое лето уходили на месяц-полтора. Это продолжается и сейчас, только теперь мы ходим под парусами. Походы бывали очень тяжелые. В 95-м мы с приятелем на обычной байдарке из Беломорска дошли до Соловков, обошли Соловки и сходили на Анзер. Туда ходили большие теплоходы, а мы дошли на обычной байдарке. Я до сих пор горжусь этим и считаю одним из главных достижений в жизни. Пересечь на обычной байдарке Белое море это, как говорят нынче, дорогого стоит. Потом были и более серьезные достижения. На самодельном парусном катамаране мы прошли весь Татарский пролив, обошли две трети Сахалина. Это длилось полтора месяца. Расстояние порядка 2000 км.
О туризме в «Столице» я тоже довольно много писал. Когда в кризис 98-го она накрылась, я участвовал в запуске «Афиши» еще коммерсантовской. Когда накрылась и она, Артем Боровик позвал меня в «Совершенно секретно» в газету «Версия». Потом Мостовщиков возглавил «Большой город». Когда стал собирать команду, пригласил меня редактором «Отдела хороших публикаций». Еще там были «Отдел прожигания жизни» и «Отдел мозгового процесса». «Большой город» был очень успешным изданием. Получилось, что за свою журналистскую карьеру, которая началась в 96-м году, я работал в трех самых удачных еженедельниках «Столице», «Версии» и «Большом городе».
А теперь все-таки стоит рассказать, как вы возглавили еженедельник «Футбол».
Пока работал в «Большом городе», познакомился с влалельцем «Футбола» Александром Вайнштейном перед ЧМ-2002 наш журнал брал у него интервью. Мы с ним довольно долго говорили о футболе. Футбол я с самого детства люблю и, поскольку башка у меня построена так, что я стараюсь все запоминать и узнавать как можно глубже, в футболе я, видимо, как-то разбирался. По крайней мере, произвел на него впечатление. Оказалось, что в этот момент Вайнштейн собирался менять главного редактора, которым на тот момент был Олег Кучеренко. Я с Кучеренко не знаком, мы никогда не общались. Уйти из «Футбола» для него было очень обидно. Но я абсолютно никак перед ним не виноват, потому что я с ним даже не знаком. Вайнштейн предложил перейти в «Футбол» еще в марте, но к сентябрю я понял, что у «Большого города» на тот момент перспектив нет, и на новое предложение ответил согласием. Довольно скоро наши проиграли Португалии 1:7. Это была низшая точка отечественного футбола, после чего я подумал, что пора поднимать его с колен. После этого мы выиграли два Кубка УЕФА и стали бронзовыми призерами чемпионата Европы.
Золотое дно
Как бывший врач-нарколог скажите: журналистика, особенно спортивная, и правда одна из самых пьющих профессий?
Нет. Говорят «пьет как сапожник», «пьет как трубочист», «пьет как журналист» не говорят. По роду деятельности я был знаком и с хирургами. Есть хирурги, которые начинают день, выпивая неразбавленного спирта чтобы не дрожали руки. Журналисты пьют не больше остальных.
Объясните, зачем, сделав такую необычную карьеру, вы пошли работать в футбол? Особенно в российский.
Да, были кое-какие разочарования. Я думал, что сам футбол гораздо более неформален. Я действительно привык к более свободным отношениям, к драйву, веселости, а оказалось, что футбол очень консервативен. Для меня это было странно это же игра. ЦСКА в 2005 году играл на Суперкубок в Монако. Перед этим матчем всегда проводят заседание УЕФА по итогам прошлого евросезона. Центр Гримальди. Сцена. На него выходят старики из УЕФА. И происходит все хуже, чем на «Первом канале». Такая тоска! Выходит Роналдиньо. Угрюмый-угрюмый. Думаю: «Боже ты мой!» Это очень похоже было на Академию наук СССР. И даже Роналдиньо, который всегда улыбается, выглядел на сцене так, как будто он хоронит брата.
Когда я стал общаться с игроками, выяснилось, что эти ребята совершенно не такие, как мне казались раньше. Вся их жизнь прошла в спортинтернатах, и это можно сравнить либо с армией, либо с каким-то серьезным учебным заведением, где людей муштруют и уродуют.
«Вся жизнь наших футболистов прошла в спортинтернатах. Это можно сравнить с учебными заведениями, где людей муштруют и уродуют»
«Футбол» и правда приносит прибыль?
Ну, смотрите. В «Футболе» никогда не было рекламы, потому что Кучеренко считал, что ее в журнале быть не должно. Любое издание получает доход от тиража и рекламы, некоторые только от рекламы. «Футбол» зарабатывал за счет тиража. «Футбол» самое высокотиражное спортивное издание. Что бы ни говорили «Советский спорт», «Спорт-Экспресс» и другие, тиражи у «Футбола» выше. Мы уже два года получаем вот эту премию (показывает на обложку журнала) как самое высокотиражное издание. В газете можно указать какой угодно тираж. Но есть специальная комиссия, которая его проверяет. Вот от них мы и получаем премию.
Новые владельцы «Футбола» решили, что реклама это золотое дно. Если даже без рекламы «Футбол» выходит «в ноль» и даже приносит прибыль, то с рекламой это будет уже совсем другая прибыль. Идея была правильной, но легла она на начало кризиса. До 2008 года у нас не было рекламного отдела вообще. У нас был только один менеджер, который сильно выпивал и, когда встречался с клиентами, спрашивал: «Ну, кому нужно это говно? Вы что, будете здесь писать про ваши кроссовки?» Поскольку журналисты у нас напрягаются, когда видят рекламу все хотят побольше написать, всех это устраивало.
Винил
Ваш журнал выходит в пятницу, и значительная его часть посвящена последнему туру чемпионата России. Кому интересно читать о туре, прошедшем неделю назад?
Есть идеология ежедневных газет, еженедельников и ежемесячных журналов. Газета дает информацию о событиях. Еженедельник дает анализ этих событий. Ежемесячное издание поднимает общие темы, которые не имеют привязки ко времени. Еженедельник издание информационно-аналитическое. Он нужен не для того, чтобы узнать, кто и с кем сыграл это можно узнать в интернете. Еженедельник должен это осознать, переварить, поговорить с экспертами. Проблема в другом. Из-за того, что у нас очень большая страна, журнал попадает к читателям и в субботу, и в воскресенье, и в понедельник то есть уже после того, как сыграли следующий тур. Во время кризиса ситуация ухудшилась система взаиморасчетов стала давать сбои. В какую-нибудь подмосковную Коломну журнал может попасть через пять дней после выхода. И это ужасно.
Ваша аудитория это в первую очередь регионы?
Да, заметная часть регионы.
«Пока мы не чувствуем какого-то серьезного давления со стороны интернета»
Есть ощущение, что и по контенту «Футбол» несколько провинциален. То есть рассчитан на людей, в жизнь которых интернет еще не вошел. Вы согласны?
Не вполне. У меня на сайте идет конференция. Если два-три дня туда не захожу, там накапливается очень много вопросов. И это все люди, которые пользуются интернетом. Понятно, что интернет и печатные издания на сегодня могут сосуществовать. Хотя в какой-то момент, казалось, что печатные СМИ приговорены.
Когда интернет протянут во все российские квартиры, что будет с вашим журналом?
Это касается всех СМИ. У нас есть сайт, который развивается. Скоро он будет в виде Живого журнала интерактивный. Есть вещи, которые умирают мгновенно. Скажем, на моих глазах винил уступил место CD стремительнейшим образом: вчера был, сегодня не было. Та же ситуация сейчас происходит с фотопленкой. Что будет с печатными СМИ я не знаю. Пока ситуация меняется небыстро. Пока мы не чувствуем какого-то серьезного давления со стороны сети. К тому же у нас не новостная специфика.
Порнография
Еще есть ощущение, что большинство читателей еженедельника «Футбол» люди в возрасте, те, кто читал его еще в советское время. Кажется, привлечь к такому изданию молодежь очень тяжело.
Абсолютно нет. Gallup делал анализ, и выяснилось, что аудитория у нас катастрофически молодеет. Именно поэтому мы делаем такое количество постеров. Какие-то приложения у нас почти целиком из плакатов состоят, и они пользуются большим успехом.
«Есть люди, которые пишут, что постоянно стоят перед выбором, что купить: колбасы или еженедельник «Футбол»
Тем не менее, и внешний вид журнала, и большая часть контента выглядят достаточно старомодно.
Во-первых, наш еженедельник в некотором роде семейный журнал. Вот одно из последних писем (берет конверт со стола), буквально вчера на него отвечал. Пишет бабушка из Калужской области, которая одна воспитывает внука: «Хочу еще сказать, что ваш еженедельник помог мне в воспитании внука. Так уж получилось, что отца у Леши не стало, когда ему не было двух лет. Теперь у него есть такой друг, как ваш журнал » Такие вещи читаешь и просто плачешь. А есть люди, которые пишут, что постоянно стоят перед выбором, что купить: колбасы или еженедельник «Футбол».
Вы серьезно?
Абсолютно. Когда читаю, плакать готов. Люди бедно живут, действительно бедно. Мы в Москве этого не очень понимаем. Ребята на «НТВ-Плюс», которые приезжают на эфир на хороших тачках, говорят: а чего бы вам тарелку не поставить? Дело в том, что 10 тысяч рублей, которые стоит эта тарелка, бюджет многих семей на два месяца В общем, в некотором роде «Футбол» семейный журнал. Кроме того, я всегда считал, что «Футбол» это только игра, не вокруг нее. Да, «Футбол» довольно консервативен. Изначально у меня было желание как-то его расшевелить и расшатать, но скорее «Футбол» на меня повлиял, чем я на него. «Футбол» довольно инерционный проект. В этом есть и минусы, и плюсы. С одной стороны, он набрал такую инерцию, что его тяжело остановить. У него лояльная, преданная аудитория, и это наше главное богатство. С другой стороны, эта аудитория достаточно консервативна. Стоит нам начать немного оживляться, как тут же начинаются обиды и протесты. Например, у нас была реклама, где девушка одетая, но с оголенными ногами лежала на ксероксе. Люди стали писать: «Это порнография! Что вы себе позволяете?»
Говорят, что в редакции «Футбола» мешки писем от читателей. Кроме тех, что вы зачитали, запоминающиеся есть?
Да много. Вот последние. (берет письмо со стола) Треуголка от ветерана. Пишет, что читает журнал еще с дореволюционных времен это аллегория такая. Он интересуется, получил ли в 2008 году медаль защитник Федоров и сколько медалей у Сергея Реброва. Другой человек просит спасти Веллитона и пишет письмо о расизме. О том, что в Питере нет черных, и если туда приедет сборная России с Веллитоном в составе, это будет скандал на весь мир. Умоляет: «В нынешнем «Зените» не дали бы заиграть в футбол даже королю футбола Пеле».
«Аудитория консервативная. У нас была реклама, где девушка лежала на принтере. Люди стали писать: «Это порнография!»
На последней странице еженедельника рубрика «Обратная связь», где вы работаете Википедией, отвечая на справочные вопросы читателей. Вам это интересно?
Конечно, когда задают простые вопросы («А в какой команде играет Алекс?»), я могу написать, чтобы пошли и открыли интернет. Но я считаю, что мы должны относиться с уважением к человеку с любым уровнем знания футбола. Если я так отвечу, я просто нахамлю. Хотя, наверное, вы правы: надо писать об общих вещах, о политике журнала... Возможно, я изменю подход.
Цензура
Вы сказали, что свободы слова в России сейчас нет. Насколько это сказывается на работе вашего издания?
Я, наверное, неправильно выразился: я не считаю, что свободы слова нет. В России можно говорить все, что угодно. Я могу выйти на улицу, сказать все, что захочу, и ничего не произойдет. Я говорю, что сильно изменились СМИ, и та цензура, которой раньше не было, сейчас есть. Я не знаю, идет ли эта цензура сверху, или это цензура денег. Мне очень не нравится современное телевидение, особенно «Первый канал». Но это не правительство виновато, это с нами самими что-то происходит. Я сегодня по дороге на работу читал Мережковского. Он сравнивает два памятника Петру I и Александру I. Оба памятника конные, лошадь это Россия. У Петра вздыбленный конь, который несется с ветром. У Александра битюг вот с та-а-акой жопой. Вот Мережковский и спрашивает: почему в России так любят большие жопы? Потому что каменная задница в России. Как в болото камень кидают, там начинает что-то происходить, а потом все затягивается и начинается какой-то застой. И мы опять возвращаемся в застой, который был.
Что касается «Футбола», он чуть в стороне. Я могу совершенно честно сказать: у нас не было ни одной заказной заметки или заметки, которую сняли по цензурным соображениям. Владельцы ни разу не приходили ко мне и не говорили: значит так, будем писать про этих. Медиахолдинг, в который мы входим, украинский. Когда Украина и Польша получили Евро-2012, я разразился статьей, что это политическое решение, вовсе не спортивное и сделано, чтобы поддержать Ющенко.
«Бубнов мне говорил: «После того, что я скажу, меня убьют». Выяснилось, что это балалайка»
Про договорные матчи вы можете писать?
Когда я только пришел в «Футбол», ко мне прибежал Бубнов и сказал: «Я готов сделать разоблачение». Я позвал к нам в редакцию телевидение, Бубнов сел в мое кресло, включили камеру, и он сказал: где-то кое-кто у нас порой честно жить не хочет. Сказано было примерно следующее: «Однажды слышал о том, что где-то якобы был договорной матч». На этом все закончилось. Хотя до этого он мне говорил: «После того, что я скажу, меня убьют». Выяснилось, что все это балалайка.
Три лучших пишущих журналиста России, на ваш взгляд.
Вася Уткин великолепный мастер разговорного жанра, но пишет он, наверное, немного хуже. Мне очень нравится, как пишет Миша Мельников, пусть и делает он это редко. У нас есть хороший журналист Андрей Скворцов. Но главная звезда еженедельника «Футбола» это фотограф Сергей Дроняев. А среди журналистов я не вижу абсолютного лидера: кто-то больше пишет, кто-то меньше, кто-то более растусованный, растиражированный. Но по большому счету в России есть 20-25 журналистов, которые находятся примерно на одном уровне.
Одни пишут на сайтах, а у другие письма.
В чем же по вашему разница между нами и пишущими на бумаге?
Время электронный формат забирает больше, чем небольшое письмо.
Спасибо, Юрий!
А вообще у Юрия хорошие вью получаются, удачи.
Мальгин издавал Столицу в начале 90х, потом её издавал Коммерсант, а он там был главредом. Ну а потом всё поменяли, оставили только название. К этому времени и относятся описываемые здесь события.
Видимо, речь идет о памятнике Александру III:
http://www.nlr.ru/petersburg/spbpcards/photos/lo000000450_1_m.jpg
а интервью просто офигительное.
Сам постоянно покупал «Футбол» до 2008 года, он был неотъемлемой частью моей жизни. До сих пор кипы еженедельников занимают полквартиры)))
Но с 2008 года появился Интернет + еж-к стал появляться в городе всё позже и позже + цена стала постоянно расти... В результате пришлось отказаться от частички души (((
Первый раз журнал купил в 98 году помню там было написанно про Спартак-Интер когда краснобелые проиграли 1-2. А потом пошло поехало и уже с 2000 года покупал все номера, помню этот киоск заказывал только два «Футбол» специально для меня и еще одного парня. Так покупал кажется до 2006-07 года застал и приход Камеченко новые решения редакции сначала не нравились а потом стали нравятся. До сих пор помню репортажи с Кубка Америки просто супер публикации, автор кажется Шмуров или Шмурнов не помню. Там и первые переводы прочитал Вальдано, про Франческоли, биография Кина запомнилась.
Два ящика с номерами до сих пор лежат на крыше ))
что это за тип Вайнштейн? да для него же футбол (вид спорта) - это всего лишь хобби!!! ну провел в свое время цикл Век футбола. потом на твц на год запустил футбол в диалогах. еще кажись что-то вроде Футбол+тв по ртр вел. а щас с Ксенией Собчак ведет шоу на пятом канале. и у него хватает наглости поднимать руку на старожила журналистики Кучеренко. нет, серьезно кто такой этот Вайнштейн?!
к слову, Каменченко передовицу не ведет. интересно почему? у главреда нет времени написать для собственной газеты?