Быстрее, ниже, сильнее
''В заключительном туре первого круга чемпионата России по футболу петербургский "Зенит" подарил всем тем, кто с грустью говорил о том, что судьба золота-2003 предрешена, большое утешение. Субботнюю игру "Зенита", закончившуюся разгромом лидера -- 4:1, следует рассматривать как почти идеальное учебное пособие и руководство к действию для тех, кто не согласен с гегемонией ЦСКА.
Использовав слово "разгром", сразу же оговоримся, что в данном случае это всего лишь что-то вроде синонима итогового счета и ничего более. Установлено: чтобы обыграть ЦСКА, требуется везение. Один гол из четырех был забит с пенальти а-ля Маркус Мерк (нарушение было, но у нас за такое пенальти, как правило, не дают), два других -- результат удивительного затмения, случившегося с вратарем Вениамином Мандрыкиным. Удар Кирицэ в первом тайме он просто проспал. Но даже после такого происшествия сон не отступал. Когда во втором тайме Радимов готовился бить штрафной, Мандрыкин строил своих защитников как-то очень вяло, и Радимов с легкостью пробил стенку, существовавшую скорее во сне Мандрыкина, чем наяву. О чем это говорит? Разумеется, не о том, что ЦСКА можно обыграть с помощью голого везения. В конце концов "Зениту" подфартило ровно так, как самому ЦСКА в трех-четырех, если не пяти победных матчах. Но это не повод сомневаться в достижениях команды Газзаева. Теперь есть другие, более весомые доказательства того, что преимущество ЦСКА над всеми остальными не так велико, как кажется. Эти доказательства представил "Зенит".
Для того, чтобы обыграть ЦСКА, нужна скорость. Мы вольны спорить о том, какой футбол считать красивым. Субботнее действо в Петербурге, наверное, кому-то чем-то не угодило. Но что касается динамики, то это величина объективная, физическая. И совершенно очевидно, что самый быстрый, самый динамичный в этом году футбол на российских полях показали "Зенит" и ЦСКА в матче между собою. "Зенит" был быстрее самой, как принято считать, быстрой команды России. Такой плотности борьбы, такого высокого прессинга лидеру не предлагал еще никто. Березуцкий, Евсиков, Шершун в некотором смысле почувствовали, каково это быть форвардом, так часто их запирали с мячом где-нибудь в окрестностях своей штрафной, так часто их атаковали в подкатах. Особенно усердствовал петербургский юноша с эмблематической фамилией Быстров, проделавший в этом матче такой объем работы, что его хочется наградить каким-нибудь восторженным сравнением: ну прямо Роберто Карлос какой-то.
Вообще пора уже сказать что-то определенное о самом загадочном тренере премьер-лиги Властимиле Петржеле. Сегодня, по прошествии первого круга, можно утверждать, что пан Петржела выполнил главное свое обещание, данное перед началом сезона. Ведь, если помните, чешский тренер не обещал Петербургу драгоценных трофеев. Он сформулировал свою задачу иначе: "Мне нравится, как играют в Англии, а там играют так, что болельщикам не в чем упрекнуть свои команды, вне зависимости от того, выигрывают они матч или проигрывают. Я хочу сделать "Зенит" таким, чтобы болельщики всегда были благодарны команде за ее игру".
Как бы декларативно ни звучало это весеннее заявление Петржелы, а он ведь добился своего. "Зенит" сегодня и стал той самой английской командой без страха и упрека -- когда очень посредственной (но все равно упрека не заслуживающей), когда даже и великолепной, как в матче с ЦСКА. Какой именно -- зависит от тех двух игроков в составе "Зенита", которые способны управлять командной скоростью, превращать движение в смысл; они вроде легионеров в своей команде, посланники континентальной культуры на английском острове пана Петржелы -- Радимов и Аршавин. Против ЦСКА оба сыграли здорово. Особенно впечатляюще "Зенит" смотрелся после перерыва, когда на поле вышел Аршавин. Собственно, именно с его появлением "Зенит" стал превосходить ЦСКА не по счету, а по игре. Собственно, тогда и открылось, как можно побеждать ЦСКА. Легкое нападение "Зенита" растягивало защитный строй команды Газзаева. Аршавин и Кержаков уводили за собой, подальше от штрафной, тяжелых защитников ЦСКА. Легкие хавбеки "Зенита" вбегали в зоны, освобожденные Аршавиным и Кержаковым, крайние защитники бороздили бровки. ЦСКА потерялся в этом хаосе, тщательно спланированном Петржелой и убедительно воплощенном его игроками.


