Жил-был художник один
Закончен день, о нем не пишут саги,
Закончен день, их много на земле.
А на столе расстелен лист бумаги,
Еще на влажном кухонном столе…
Игорь Бобрин
Неожиданно для самой себя приняв участие в конкурсе «Новые таланты «Трибуны» и пройдя во второй тур, я получила конкурсное задание «(Это) Важнее победы!». Но что в спорте может быть важнее победы? Я растерялась. Хотя ответ очевиден – радость, которую спортсмен дарит болельщикам, их любовь, уважение соперников, имя в спорте, борьба с собой…
Но о ком писать? И как, чтобы получилось хоть чуточку небанально? Ответов не было. И я решила сойти с дистанции, сдаться. Да, это не по-спортивному. Поэтому молчаливые и прямо заявленные укоры самых близких людей заставили практически вытащить себя за волосы и продолжить дело. Но всё это время мучилась и мучаюсь до сих пор, что главным героем назначила не фигуриста.
Любовь к фигурному катанию словно родилась вместе со мной. Хотя изначально не собственно соревнования пригвоздили меня к жесткому сиденью табуретки, а чёрно-белые картинки показательных выступлений, от которых не могла оторвать глаз.
Показательные времён моего детства, отрочества и юности - это целая эпоха, целая наука. Помните «Кумпарситу» Пахомовой – Горшкова? А "Экзерсис" или "Балет, балет" от Климовой – Пономаренко? Даже простое перечисление этих номеров вызывает ностальгию.
Жаль, что в современном фигурном катании необычайно высокая конкуренция, требующая предельной концентрации, и полностью выматывающие соревнования зачастую не оставляют спортсменам сил на такую роскошь, как оригинальный показательный номер.
Самые шикарные показательные композиции были у советских фигуристов.
Мы все родом из детства, и человек с юмором скажет: «Да, в наше время и солнце ярче светило, и трава была зеленей». Да, да, да! И ярче всех светил Игорь Бобрин! Если обратиться к всезнающей Википедии, все его достижения - как на ладони. Но об одном личном рекорде Игоря Бобрина энциклопедии умалчивают.
В то золотое для ФК время, когда телевидение ещё не диктовало своих жёстких условий, трибуны на показательных выступлениях вызывали Бобрина на бис семь раз. И каждый раз он отдавался публике на разрыв, без халтуры, а каждый его выход был маленьким спектаклем на льду.
И здесь, простите меня, я процитирую отзыв об этих миниатюрах Бобрина: «Это похоже на секс... Умелый рассказчик точно так же занимается любовью с нами. Он знает, что мы способны на огромную отдачу... если он подведет нас к этому».
«Официант», «Мушкетер», «Парное катание» - знаменитые номера Бобрина.
Но «Спящий ковбой» стоит в этом списке особняком. Игорь вспоминает: «Все равно, что бы я ни начинал делать, какую бы драматическую позу я ни принимал на льду, почти на каждых выступлениях в тишине зала слышался голос: «Игорь, «Ковбоя» давай!». Этим я заканчивал свое выступление, и приходилось с «Ковбоем» выходить еще восьмой раз на бис. Вот такая была неистребимая любовь к русскому "Ковбою"…»
Я балдела от пародии на парное катание - танец с невидимой партнёршей. Помните, был ещё суперномер у парников Жука? Выходили на лёд три пары: Черкасова – Шахрай, Пестова – Леонович, Першина – Акбаров, и совершенно синхронно выполняли поддержки, прыгали и крутили тодес. Да, было время…
А после них выходил Бобрин и отправлял свою мнимую партнёршу в далекое плаванье-выброс, на прощание небрежно помахав ручкой.
Артистический дар фигуриста требовал выхода, и Игорь привносил художественные образы и в соревновательные программы.
Творческой находкой Бобрина стала короткая программа «Паганини», в постановке которой принял участие Юрий Овчинников. Но далеко не всё, предлагаемое Бобриным, принималось на ура.
Даже Елена Анатольевна Чайковская говорила о «Паганини», что "эту программу нельзя назвать спортивной. Разве можно прыгать тройной, перед этим размахивая руками? Полагается раскатиться, поехать, собраться, прыгнуть, руки в стороны и т. д".
Это сейчас прыжки без видимой подготовки стали неотъемлемой частью высококлассных фигуристов. А прародителем данного направления был именно Бобрин.
Огромное внимание Игорь уделял не только постановке. Совершенствовались сами элементы, придумывались целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 4-5 прыжков также в разных направлениях.
Он исполнял уникальную комбинацию из четырех прыжков-валлей и двойного акселя в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения; одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял так называемый «бобринский прыжок» (bobrin jump) с вращением - впервые - в горизонтальной плоскости. Сейчас это запрещённый элемент на соревнованиях.
Самым успешным в его карьере стал чемпионат Европы 1981 года в Инсбруке.Спустя много лет фигурист так вспоминает тот победный для себя чемпионат:
«Там все проходило на жутких нервах, и все так выстраивалось, что до последней секунды я не знал, чем все закончится: я мог стать и первым, мог стать третьим или пятым.
На старт произвольной программы я вышел первым сразу после разминки, откатался, и потом уже ничего от меня не зависело. Первый раз в своей жизни я прокатал программу без сучка и задоринки. Исполнил все 5 тройных прыжков, тогда это считалось гроссмейстерским набором. Чисто сделал все каскады и все дорожки.
При этом я катался абсолютно осмысленно. Совершенно отстраненно я играл свою партию под музыку Рика Вейкмана к мюзиклу «Король Артур и рыцари Круглого стола». И от хореографии, и от постановки я получал наслаждение. Видимо, мое удовольствие передавалось не только зрителям, но и судьям. К тому же в этой программе у меня присутствовали кое-какие примочки, придуманные специально для судей. Я то вроде снежки бросал, то делал вид, что жонглирую.
Прошло много лет, и я сейчас в деталях не очень помню ту мою чемпионскую программу, но не могу забыть, как смеялись судьи, сидя за своими пультами. В тот вечер я доставлял удовольствие всем, включая себя».
Вот она, философия его катания. Катание для зрителя и для себя - в удовольствие. И каждый его выход на лёд импровизация.
Его любила во всём мире. До сих пор помню его произвольную программу на чемпионате мира 1981, проходившем в США, когда публика приветствовала его стоя. В те годы подобное единодушие было редкостью.
Бобрин непросто пробивался в сборную СССР. Он не был идеальным спортсменом, нарушал режим, графики и, как всякий художник, допускал творческий беспорядок. В те времена его антиподом я считала Владимира Ковалёва, педантичного, суховатого, всегда лучше всех исполнявшего эту обязательную и не видимую нам «школу». Сейчас, спустя годы, я понимаю, что моё тогдашнее восприятие Ковалёва не совсем справедливо.
В недавнем интервью Игорь Анатольевич Бобрин посетовал, что мало работал на результат, больше - на творчество. Мне хочется ответить ему словами его же друга Станислава Токарева: «Но недостатки – продолжение достоинств, в тех и других ты неповторим. Выходит дело, спасибо тебе за то и другое!».
Использованы материала сайта http://www.km.ru/news/bobrin/dossier
Благодарность Darling за идею поста и решение проблем с русским языком.
С уважением к читателям и к Игорю Бобрину, Бичуния.
Когда меня списывали в танцы (а в то время в танцы именно списывали, несмотря на советские олимпийские успехи), говорили: нельзя увлекаться образом и артистизмом, вот Бобрин, так и не выигрывает ничего. Были и такие разговоры в фк кругах. Время прошло, а я все еще не считаю моих любимцев неудачниками. Именно они не позволяют фк превратиться в чемпионаты по прыжкам и вращениям (хотя, сейчас актуальнее говорить "в чемпионат мира по транзишнам"). Не поймите превратно, я не отрицаю спортивную составляющую, но сейчас на показательных зеваешь, а запоминающиеся программы встречаются раз в сто лет. Новая система, мать ее...
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/teoretik/531677.html