8 мин.

Ученице Плющенко срезали переход в Азербайджан. Минус шанс на Олимпиаду для Жилиной

Слухи о переходе Вероники Жилиной в Азербайджан возникали два года. Теперь официально: Россия ее не отпустила.

И это наверняка болезненно для «Ангелов Плющенко», где Жилина после ухода Софьи Муравьевой становилась, по сути, главной взрослой фигуристкой.

Под флагом Азербайджана Вероника, которой сегодня исполнилось 17, могла бороться за попадание на любые турниры. Теперь ее будущее в фигурке под вопросом – после паузы, травм и неудавшегося перехода.

Хотя она все еще надеется на трансфер.

«Азербайджан в душе и в сердце». Не связывает будущее со сборной России даже после отказа

Несостоявшийся переход может по-разному отразиться на фигуристах. Кто-то заканчивает, кто-то ищет новые пути в России – как, например, Дарио Чиризано, не уехавший в Италию. А Вероника решила бороться до конца (используя в этой борьбе интересные формулировки).

Уже на следующий день после отказа Жилина сообщила, что устранила одно из препятствий на пути к новой сборной – получила паспорта Азербайджана.

И верит, что все-таки покинет Россию:

«Я очень благодарна России и всем, кто хоть в чем-то мне помогал здесь, я ценю вклад каждого в мое развитие и становление и, конечно, вашу поддержку. Я тренировалась в частной академии, но всегда ощущала себя членом большого сообщества фигуристов.

С Баку моя жизнь связана уже несколько лет, я очень часто летаю сюда, а недавно я получила паспорт. Азербайджан – страна, которую я полюбила и в которой обрела свой второй дом, здесь у меня появилось много друзей и коллег.

Я буду счастлива в будущем представлять Азербайджан, которой сейчас не только в моей душе, но и в моем сердце. Очень жду разрешения на мой переход!»

Как все начиналось: пропустила два года из-за травм и окунулась в пубертат

Последний раз Жилина выступала на соревнованиях в начале марта-2023. Выиграла финал Гран-при России среди юниоров и уже готовилась к переходу во взрослые в сезоне-2023/24, но так и не вступила в него. После удачных контрольных прокатов с тройным акселем и четверным тулупом снялась с этапов Гран-при – помешала травма плеча.

Вероника каталась в шоу с облегченным контентом, для соревнований этой формы не хватало. Ограничения в тренировках не позволили выступить и на чемпионате России. Яна Рудковская успокаивала: травма сложная, реабилитация долгая, но улучшения есть.

Осенью 2024-го Вероника вернула четверной тулуп и сальхов на тренировках, всерьез готовилась к турнирам, но вновь не приехала ни на один старт, теперь уже из-за проблем со спиной. Очевидно, восстановление шло непросто, еще и по части работы с тренерами.

«У девочки сейчас сложный этап в карьере. Со своей стороны мы сделали все, чтобы решить ее проблемы со спиной. Порекомендовали лучших специалистов. Сейчас отпустил эту ситуацию, и своей дочерью занимается мама (Людмила Алферова – Спортс’‘), тренер по фигурному катанию», – объяснял Евгений Плющенко.

А где главный проект Плющенко – Вероника Жилина? Прыгала квады в сентябре, но теперь пропускает все турниры

Периодически в течение года появлялись новости о переходе в Азербайджан, которые тренерский штаб называл сплетнями. Жилина уверяла, что менять флаг не собирается, и отвечала на инсайды видео с тренировками.

Хотя в этом олимпийском цикле трансферы оформили больше десяти российских фигуристок, в том числе другая юниорка «Ангелов» – Софья Титова, она отправилась в Армению.

В декабре-2024 Жилина снова восстановила четверной сальхов. В конце апреля показала на тренировке триксель. На шоу ей сейчас легко даются другие тройные. Но все эти элементы еще нужно собрать в программе. За два года Вероника выросла, вступила в пубертат и к тому же наверняка отвыкла от соревновательного режима.

Эта пауза могла пойти на пользу разве что из-за карантина, который требуется при трансфере.

Не отпустили в Азербайджан, хотя там был шанс даже на Игры-2026. И даже оставили в сборной на финансировании

Международный союз конькобежцев (ISU) отсчитывает год карантина от последнего старта под прежним флагом. У Федерации фигурного катания России (ФФККР) свои требования. Для спортсменок вроде Жилиной, выступавших на первенстве страны, они более строгие: год с момента получения запроса от новой сборной.

Первые инсайды о переходе появились в феврале 2023-го. Яна Рудковская подтвердила тогда интерес к Жилиной и Титовой со стороны крупных европейских федераций.

Когда Азербайджан прислал официальное письмо ФФККР по трансферу Вероники, точно неизвестно, но, судя по всему, с того момента уже прошло 12 месяцев. Это было бы выгодно и ей, и потенциальной новой сборной.

В Азербайджане очень низкая конкуренция в женском катании. Взрослых фигуристок, набирающих необходимый техминимум для крупных турниров, лишь две – Наргиз Сулейманова, занявшая 25-е место на ЧМ-2025, и Сабина Алиева, остановившаяся на 41-м месте юниорского ЧМ-2024. В июне Сабине исполнится 17 – и она сможет выйти из юниоров, если захочет.

Женской квоты на Игры-2026 у Азербайджана пока нет, но за нее можно побороться на сентябрьском отборе в Пекине. Свободных мест еще пять.

Возраст позволяет Веронике выйти во взрослые в сезоне-2025/26. Так что она могла хотя бы в теории побороться за поездку в Милан.

Даже несмотря на долгую паузу, Веронику в России ценят. Гендиректор ФФККР Александр Коган напоминал об этом в конце марта:

«ФФККР включила ее в перспективный резерв (в сезоне-2024/25 – Спортс’‘) – группу спортсменов, которые получают в том числе ежемесячные доплаты от федерации. Мы сохранили это финансирование, несмотря на то, что она не могла выступать из-за травмы, потому что считаем ее нашей спортсменкой. Мы желаем ей полного и скорейшего восстановления, нам удивительно ее намерение перейти в другую федерацию».

И такая позиция даже удивляла: сейчас Вероника не выглядит перспективным активом.

Да, она не раз восстанавливала сложные прыжки, у нее отличная техника и точно есть желание продолжать. С другой стороны, ее преследуют травмы, а два года без соревнований – почти приговор. Из последних камбэков оптимизм вселяет разве что пример чемпионки мира Алисы Лью.

А при чем тут скандал с (якобы) домогательствами со стороны тренера Розанова?

Вокруг Жилиной неспокойно и по другим причинам.

Еще до исполкома ФФККР всплыла история с обвинениями в адрес тренера Сергея Розанова: Вероника заявила о домогательствах (вроде как это было 5 лет назад), ее мама, а потом и Рудковская добавили деталей.

Прошел месяц, но никакого заметного продолжения нет: ни расследования, ни разбирательств хотя бы на уровне школы, федерации, вида спорта. Всем пострадавшим и причастным вдруг стало безразлично?

Чисто теоретически, мог ли шум с домогательствами служить рычагом давления на ФФККР? Пожалуй.

Потенциальное уголовное дело затрагивает фигуристку сборной – а значит, затрагивает и федерацию. При таком раскладе руководству как будто проще подписать трансфер и выйти из опасной истории. Тем более фигуристка два года в травмах и не соревнуется – на прощанье можно навесить привычный ярлык: не потеря.

Тема с Розановым гаснет так же резко, как и вспыхивала – словно рычаг сработал. Жилина и Рудковская показательно летают в Азербайджан, в том числе за день до исполкома ФФККР – выглядит одновременно и вызывающе, и так, что вопрос решен.

12 вопросов «Ангелам Плющенко» про злодея Сергея Розанова

Но нет, не решен – ФФККР удержала Веронику. Там даже не рассматривали трансферы фигуристов без паспорта страны, за которую они хотят выступать (до заседания не было информации о новом паспорте Жилиной).

А после исполкома глава федерации Антон Сихарулидзе в не характерной для себя манере – жестко – расставил акценты:

1) И по Розанову: «Я слышал невнятную позицию мамы и точно такую же невнятную позицию девочки. Более того, речь идет о каких-либо историях 4-5-летней давности.

У меня есть один большой вопрос: а куда смотрели родители, тренеры, школа 4-5 лет назад? В чем вообще проблема и почему именно сегодня мы заговорили о ситуации с этой девочкой? Если такие случаи происходят, нужно обращаться в компетентные органы, чтобы они занимались следствием.

А сейчас, по истечении лет, о чем-либо говорить федерации фигурного катания неуместно. Для меня удивительно, что этот вопрос всплыл, это как-то странно».

2) И по несостоявшемуся трансферу: «Вероника Жилина не может перейти ни в какую страну, потому что она в настоящий момент является еще членом сборной команды России, и мы не понимаем до конца, почему она не выступает. Мы ее ждем. Я бы посоветовал ей начать выступать. У нее большие шансы, и она очень талантливая спортсменка».

Но под каким флагом состоится это выступление и когда – все еще загадка.

«Пусть идут куда угодно! Это не потеря». Наши фигуристы разбегаются по странам, но бомонду все равно

В тексте использованы фрагменты интервью «Р-Спорту», Metarating, ТАСС.

Фото: Raniero Corbelletti/AFLO, Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф