8 мин.

Падение в пропасть. Новый сезон «Шерлока» - это провал

Хочется сказать сразу: автор этих строк не стремится унижать популярное и, можно сказать, культовое произведение в пику многочисленным его любителям. Не ради духа бунтарства и желания выделиться и быть не таким. Пафос мне друг, но истина дороже.

А истина говорит о том, что «Шерлок» действительно стал событием в мировой киноиндустрии. Причём событием положительным. Адаптация-преосмысление всех героев из оригинальных произведений вышли крайне удачными. Чего стоит хотя бы одно изящнее объяснение тяги самого Шерлока к расследованиям на безвозмездной основе! Именно из таких мелких, казалось бы, не совсем значительных деталей и складывается положительный образ.

Всё это — заслуга качественного сценария. Именно им круты большинство интеллектуальных произведений (а «Шерлок» - именно таков). Именно сложностью, интересностью и многогранностью получившегося текста ещё на стадии набора. Причём не просто абстрактными словами. Зрители любят не просто ломать голову над сложной загадкой, а потом удивляться неожиданному повороту в конце. То есть, конечно, не без этого, но Шьямалан доказывает, почему с таким нужно знать меру. Намного более впечатляющими с точки зрения сценария выглядят фильмы типа «Бойцовского клуба», где все намёки на главный твист с самого начала висят на поверхности. И зрители видят их, но не замечают, не складывают два и два, отчего и достигается мозговзрывательный элемент в нужном моменте. Такие фильмы особенно приятно пересматривать и находить все эти подсказки до одной.

Для интеллектуального зрелища, каким и позиционирует себя «Шерлок», намного логичнее было бы брать именно вторую схему, а не прыжки через акулу и оркестры в кустах. И действительно. Сериал стартует с «Этюда в розовых тонах», где как раз есть подобная конструкция, причём не особо сложная. Но, конечно, самой шедевральной работой сценариста в данном случае стал, конечно же, восхитительный «Скандал в Белгравии», где очевидный и в общем-то несложный ответ на главный вопрос был неясен до самых последних минут. Хотя зрителю дали всё, что нужно для его разгадки с самого начала.

Потому «Шерлок» как сериал и казался уникальным, пусть все остальные серии и были лишь лихо закрученной драмой. Тем не менее, они оставались событием, непохожим явлением, феноменом, который нужно было поддержать. И потому вдвойне обидно, что вступили на тропу сверхъестественных именно те же люди, которые и воздвигли Шерлока на пьедестал.

Когда любой сериал начинает строиться вокруг семейных отношений главных героев, тратя всё меньше времени на то, чем он отличился до этого — это верный признак падения в тартарары в итерации оригинальности. Можно возразить, что на этот раз создатели были зажаты в рамки первоисточника. Конечно, но зачем было придумывать переборы с беременностями и прочим вздором, не красящим такой интеллектуальный сериал?

Но если бы только излишние разборки внутри героев во вред расследованиям и истории были единственными новыми веяниями...

Как же сильно создатели начали заигрывать с аудиторией! Все эти возможные способы спасения Шерлока (за рассказом которых зритель как-то упустил, что реального так и не рассказали), все эти фан-клубы, многие фразочки и местечки специально для зрителей... Кому как, но лично я, хоть и считал себя почитателем современной итерации британского детектива — закрывал лицо руками при виде этого.

Но стоит признать — в третьем сезоне хотя бы имелась какая-никакая сильная драматургия, действительно замотивированная, пусть и на топорные действия — но тем не менее. И даже потрясающая сцена дедукции на свадьбе, одна на все три серии — но заставляющая пересматривать себя и снова и снова и спасающая сезон, в общем-то, насколько его можно было спасти.

А что же мы увидели в четвёртом?

Создатели дали нам надежду на собственное прозрение, полностью дораскрыв и завершив (как казалось) линию Мэри. Вот только серия стала апофеозом межличностных дрязг среди персонажей, за которыми наблюдалось с мыслями типа «давайте, заканчивайте уже свою «Не родись красивой» и покажите мне «Шерлока»! И, знаете что? Иначе-то можно! Раз уж создатели наделили Мэри беременностью, то она вполне могла умереть при родах. Тогда бы остаток серии Джон был в печали (что, кстати, не отменяет психотерапевта и последующих твистов), а Шерлок пытался бы развлечь его, втягивая в новые, ИНТЕРЕСНЫЕ ЗРИТЕЛЮ дела, ешё сильнее укрепляя духовную связь между напарниками. Но вместо этого мы увидели пафосное переливание из пустого в порожнее без особой дедукции, и жутко клишированную смерть. Как это называют критики — прыжок через акулу. Попытку эмоционально вовлечь зрителя в сопереживание герою, устроив ему крайне тяжёлую жизненную ситуацию. И если бы на это ушла вся серия — то мы бы стерпели это.

Причём именно такая печаль Ватсона очень сильно помогла бы возможному сюжету. Например, Эвр могла бы продолжать контактировать с Джоном, чтобы, пользуясь его горем и раскрыв своё, «перепрограммировать» его и помочь устроить тот самый лабиринт для Холмсов. И, конечно же, не являться по-идиотски на Бэйкер-стрит в образе дочери Калвертона Смита, что только вносит биллион вопросов и ничего в итоге не разъясняет. Например, она говорила, что её со Смитом свели друзья. Интересно, какие это друзья? Чья инициатива тогда была столкнуть известного маньяка и Шерлока лицом к лицу? Если Холмс, то было бы интересно посмотреть, как и почему Смит на это согласился (и только не надо тут говорить про «перепрограммирование», иначе в случае его успеха весь план мести Эвр оказывался бессмысленным. А она его вынашивала лет пять, как минимум). Когда она успела сделать всё это с тем листом, который дала Шерлоку? И, самое главное — зачем она вообще приходила к нему и столько времени спокойно провела рядом с ним, если в следующей серии встретила его воплями «не дайте мне его убить!»?

А ведь поступить можно было намного изящнее. Например, Шерлок на самом деле не успел остановить Фэй Смит, и она ушла, покончив позднее с собой. Но затуманенный наркотой разум Холмса решил совсем по-другому и выдумал целый вечер исключительно на основании того, что он уже успел понять — пока Шерлок, так сказать, «догонял свои мысли». Это, кстати, объяснило бы слова агента Майкрофту о том, что рядом с Шерлоком никого не замечено, и то, что детектив очнулся у набережной уже в одиночестве. Калвертон же, чтобы не подвергать опасности свой медийный образ, нанимает на роль своей дочери очень похожую актрису, чтобы скрыть самоубийство от всего мира. О чём, кстати, тоже мог признаться в сцене удушения Холмса. И выглядело бы это намного сильнее, практически как в «Скандале в Белгравии». Но увидели мы то, что увидели.

Далее переходим к последней серии, пафосной и эмоциональной, но абсолютно глупой и рушащей вообще всё, что было заботливо выстроено все эти годы самими же сценаристами. И дело даже не в абсолютной глупости Шерлока и истеричности Майкрофта (который, будучи умнее Шерлока, вообще ничего не делает кроме криков «Боже мой!»). Этим альтер-эго сценариста словно подводит черту под этой серией: никакого ума, только «О боже!». И даже не в самой глупости и бессмысленности «экспериментов», больше напоминающих «Пилу». Проблемы морального выбора, обвинение преступника, принуждение друга к признанию в любви, убийство близкого человека... Как всё это должно было привезти Шерлока к спасению Эвр? Особенно после признания в убийстве лучшего друга и угрозы убить ещё одного? А вот два года назад только за один намёк на угрозу подобного Холмс без сомнений застрелил влиятельного датчанина. Развитие персонажа, не иначе.

Эвр могла просто подвергнуть Шерлока всем тем заключениям, каким подвергалась она сама — в стиле «узри, что вижу я», чтобы заставить его понять, как плохо с ней обошлись. Он мог бы быть заперт в одиночестве — без дел, без никотина, наркотиков и Ватсона, лишь с возможностью изредка общаться с кем-то или что-то решать (как Эвр и её час в твиттере с подарками). Тут, кстати, и помог бы Ватсон, выступая тюремщиком — как Майкрофт для Эвер. Ничего — кроме его четогов разума, где можно разгуляться на почве дедукции и сюжета — что мы уже видели в рождественской серии. Например — как он придумывает, как убедить Эвр, что больше не бросит её. Да мало ли чего можно придумать!

Но вместо этого мы получили историю, не дающую нам ничего, кроме эмоций, «контекста» и пафосной концовки, которая не объясняет ничего из того, что происходит — но лишь оставляет массу новых вопросов. Например, откуда мог Магнуссен знать о Редберде, если это — лишь история, придуманная самим Шерлоком? Не Майкрофт же ему рассказал, в конце концов. Почему в момент наивысшей опасности и погружения в себя (выстрел Мэри) Шерлок всё равно видел именно пса, а не правду? Разве не должна была всплыть правда именно в этот момент? И это уже не говоря о плане Мориарти, который, выходит, не хотел побеждать, а хотел умереть. И тысячи и тысячи других мелких нестыковок, на описание которых ушёл бы не один лист бумаги. И это в сериале, полюбившемся за разумность!

 

Конечно, стоит отдать должное создателям за достаточно интересное противостояние с Калвертоном Смитом. Серия вышла бы на славу, если бы не финальный клиффхэнгер. Спасибо, что создатели хотя бы попытались устранить линию с Мэри — чтобы зачем-то всё равно её оставить в виде дисков в каждой серии. Причём последнее её появление выглядит так, словно пятый сезон (если авторы захотят ещё денег) начнётся с очередного диска и голоса Мэри, говорящего «но я-то знаю вас, чёртовых наркоманов, и что вам нравится, так что я оставила вам кучу дел — расследуйте, и не вздумайте отказаться!». Спасибо за то, что несмотря на заигрывание с девочками пубертатного периода, у создателей хватило благоразумия не насиловать труп Мориарти (чему до этого посвятили целый рождественский выпуск). Трудно и больно осознавать, что всё могло выйти намного, намного хуже. Но хотя бы это хорошее у нас было. К сожалению, сериал не прошёл проверку популярностью, наличием идей у создателей в количестве больше шести и здравого смысла. В этом он до боли похож на «Гарри Поттера», в котором персонажей стало слишком много и можно было драматично их проредить, вышибая слезу у зрителей, а финальная битва превратилась в фарс. Хотя даже там мотиваций у антагонистов было побольше.

В итоге первые два сезона без сомнений могут считаться новой британской классикой. Но не дальше. Не нужно пятого сезона. Пожалуйста, не нужно.

Если вы прочитали - не поленитесь пройти по ссылке, чтоб я узнал об этом. Интересна статистика. Спасибо.