Трибуна
11 мин.

Тур де Франс – так с музыкой! Памяти Иветт Орнер

Тур де Франс – это не просто спорт высших достижений, а огромный культурный слой всей Франции, который только поверхностно прикрывается велогонкой. И все, кто хотя бы раз полноценно смотрел эту гонку от начала и до конца, а еще лучше, вживую присутствовал на одном из этапов «Большой Петли», обязательно вам скажут, что Тур – это про людей, про атмосферу, про традиции, про живописную природу вокруг, и еще немного про гонщиков, которые за доли секунды проносятся мимо зрителей и затем исчезают за поворотом. И хотя в СМИ мелькают только имена чемпионов, да крутятся яркие нарезки шоссейных баталий, настоящие любители велоспорта выносят для себя нечто гораздо большее.

И сегодня в рамках очередного материала о Туре мы вспоминаем человека, который долгое время неизменно ассоциировался с «Большой Петлей, сам при этом не являясь ни профессиональным гонщиком, ни членом велокоманды, ни даже организатором. Это простая девушка-музыкант, которая однажды согласилась сыграть для участников знаменитой велогонки, и задержалась там на десяток лет.

Впоследствии аккордеонистка Иветт Орнер всегда с ностальгией отзывалась о тех днях и неделях, что она проводила вместе с гонкой и ее участниками: «Тур де Франс» — это воспоминание, которое умрет вместе со мной, я не могу его забыть. Он дал старт моей карьере, сделал меня популярной. На финише меня иногда кусали комары в нос, а сама я часто была даже чернее и грязнее победителя этапа! Когда шел дождь, меня укрывало только широкое сомбреро! А однажды и вовсе все кнопки на инструменте залипли от влажности, и тогда я поставила аккордеон перед обогревателем, и, о чудо, в нужный момент они одна за другой снова заработали...».

Иветт Орнер

А вот как один из простых зрителей вспоминал те эмоции, которые пережил, попадя на гонку и услышав игру аккордеонистки: «Ах, Иветт! Я был совсем ребенком. В ту субботу в июле 1959 года отец провел меня по маршруту Тур де Франс, начав всего в нескольких километрах от финиша в Рубе. В своих детских воспоминаниях я до сих пор вижу Иветт, стоящую в машине с аккордеоном, а прямо за ней — «Белый Ангел», знаменитый борец, воспеваемый в то время по телевизору Роже Кудерком. Я до сих пор слышу, как отец кричит мне после этого: «Смотри, Жак Анкетиль!». Лично для меня это был поворотный момент: 60 лет спустя моя страсть к Тур де Франс все еще жива».

Добавить к этим теплым словам и ярким воспоминаниям, пожалуй, нечего. Да и не надо. Ни к чему. 

И все же, поскольку мы на спортивном ресурсе, ниже немного о местах, очках и секундах, после чего перейдем к представлению ближайших двух этапов короткой второй недели «Большой Петли».

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Бен Хили (Ирландия|EF), 2. Тадей Погачар (Словения|UAE) +0:29, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия|Quick-Step) +1:29, 4. Йонас Вингегор (Дания|Visma) +1:46, 5. Маттео Йоргенсон (США|Visma) +2:06

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Джонатан Милан (Италия|Lidl-Trek) – 227 баллов, 2. Тадей Погачар (Словения|UAE) – 163, 3. Биниам Гирмай (Эритрея|Intermarche) – 151

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Ленни Мартинес (Франция|Bahrain) – 27 баллов, 2. Бен Хили (Ирландия|EF) – 16, 3. Майкл Вудс (Канада|Israel) – 11

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Бен Хили (Ирландия|EF), 2. Ремко Эвенпул (Бельгия|Quick-Step) + 1:29, 3. Кевин Вокелан (Франция|Arkea) +2:26

Бен Хили – лидер генеральной классификации Тур де Франс

16 июля (среда). Тулуза – Тулуза, 157 км (равнинный этап). Трансляция: 14:00-18:45

После первого дня отдыха организаторы Тура решили не делать этап-«ловушку», в надежде поймать кого-то из фаворитов на плохом самочувствии и кризисном дне. Они приготовили круговой маршрут со стартом и финишем в Тулузе, и несмотря на наличие пяти горных премий, развязка ожидается спринтерской, пусть, возможно, и с некоторыми нюансами.

Первая сотня километров дистанции вплоть до розыгрыша очков в зачет зеленой майки в Лабастид-Бовуар – яркий пример типичного равнинного этапа. Притом, если зачастую подобные премии устраивают в каких-то интересных с точки зрения туризма местах, то в этот раз было выбрано малопримечательное сельское поселение, которое еще и регулярно подвергается каким-то природным бедствиям. Состояние стихийного бедствия на этих землях объявлялось четырежды за период с 1996 по 2009 года, и ученые утверждают, что новые катаклизмы и неприятности еще только ждут Лабастид-Бовуар и его окрестности.

Холмы начинаются на последней трети маршрута с Кот-де-Монжискар (1,6 километра со средним градиентом 5,3%). Само восхождение начнется уже после проезда этого небольшого городка, где похоронен экономист и журналист Бернар Марис, убитый террористами во время нападения на штаб-квартиру газеты Charlie Hebdo десять лет назад. Это был довольно известный человек во Франции, поскольку Бернар регулярно выступал на экономические темы на радио и телевидении, а также писал в популярных газетах типа Le Figaro или Le Monde, являлся кавалером ордена Почетного легиона.

Впрочем, нас интересуют скорее два последних подъема, которые находятся в переделах последних 15 километров гонки. Сначала следует Кот-де-Вьей-Тулуз (1,3 километра со средним градиентом 6,8%). Интересно, что первые поселения возникли здесь еще в древние времена, но римляне предпочли забросить эти места и рядом построить свой собственный город, который мы теперь знаем как Тулузу.

Сразу за ним последует восхождение на холм Кот-де-Пеш-Давид (800 метров со средним градиентом 12,4%), находящийся на самом юге финишного города с панорамным видом на Пиренеи. Именно через эту возвышенность проходит самая длинная городская канатная дорога Франции Teleo, соединяющая университет, больницу и онкоцентр Тулузы.

Канатная дорога в Тулузе имеет 3 остановки

Идея ее строительства возникла почти 90 лет назад, когда министр общественных работ Альбер Бедос предложил таким образом объединить два берега реки Гаронна. Планы были составлены, но не реализованы из-за начала Второй мировой войны, а затем Франции было совсем не до канатных дорог. Вторую жизнь этому проекту подарил мэр Тулузы Пьер Коэн, распорядившийся разработать новый проект, но тут мир столкнулся с новой проблемой – пандемией Covid-19, и казалось, что вновь дело не будет доведено до конца.

Однако, в мае 2022 года канатная дорога все же открыла свои двери. Говорят, что в первые дни, когда она работала бесплатно, ею воспользовалось свыше 50 тысяч жителей. Сегодня поездка на Teleo стоит чуть менее 2 евро, зато позволяет быстро перемахнуть через холм, насладиться видами и оказаться по другую сторону реки без каких-либо пробок, и многим это определенно нравится. По крайней мере, на машине в объезд по городским пробкам за 10 минут вы вряд ли доберетесь.

После спуска с Пеш-Давида до финиша останется всего 6 километров по извилистым улочкам Тулузы, и эксперты задаются вопросом – сумеют ли атаковавшие в крутой холм беглецы сохранить отрыв и разыграть победу между собой, или же спринтерские команды их доберут, и мы станем свидетелями классической развязки с быстрыми финишерами?

Большинство экспертов придерживаются все же второй версии, правда, они не уверены, что абсолютно все чистые спринтеры смогут остаться в пелотоне, но большинство должно справиться. Вероятно, их мнение основано на исторических фактах, поскольку подавляющее число финишей в Тулузе заканчивались победами быстрых взрывных гонщиков: от Рика ван Стенбергена и Андре Дарригада до Марка Кэвендиша и Калеба Юэна. А может их в среду все-таки обманут?

Маршрут 11-го этапа Тур де Франс

17 июля (четверг). Ош – Отакам, 180 км (горный этап). Трансляция: 14:00-19:15

Две недели назад при очерчивании круга основных фаворитов Тур де Франс мы уже отмечали, что несмотря на то, что ставкой номер один у экспертов является действующий чемпион мира Тадей Погачар, в этом году организаторы приготовили множество этапов, спрофилированных больше под сильные качества его главного соперника Йонас Вингегора. И в четверг будет как раз один из таких. Тем более, что именно на Отакаме датчанин уже наносил чувствительное поражение Погачару.

Впрочем, первая сотня километров, и даже чуть больше, совсем не будет похожа не классический пиренейский горный этап. Гонщики стартуют из гасконского города Ош, где находится статуя д’Артаньяна или Шарля де Батса де Кастельмора, реального капитан-лейтенанта мушкетеров, послужившего прообразом для одноименного персонажа романа Александра Дюма. Но герой книги значительно отличался от реального человека, поскольку некоторые жизненные истории и многие черты характера были списаны с отца Дюма.

Пелотон намеренно долгое время будет избегать неровностей, чтобы позволить спринтерам разыграть очки в зачет зеленой майки на 95-м километре пути в скромном поселении Бенежак. Однако, нас интересует находящийся на полпути туда Рабстенс-де-Бигор, где долгое время жила аккордеонистка Иветт Орнер. Широкую известность она получила в 1952 году на Тур де Франс, куда была приглашена в роли официального музыканта гонки. Иветт одевала сомбреро, садилась на крышу автомобиля Citroen, выкрашенного в цветах бренда аперитива Suze, тогдашних спонсоров, и играла свои произведения для победителей каждого этапа. Притом подобная идея настолько понравилась организаторам «Большой Петли», что она еще более десяти лет была неразрывно связана с Тур де Франс, выступая там до 1963 года.

Своей славе Иветт во многом обязана матери, которая всячески поощряла ее занятия музыкой. Она же уговорила дочь бросить занятия на фортепиано в возрасте 11 лет, несмотря на выигранный к тому моменту музыкальный конкурс, заявив, что женщин-аккордеонисток не существует, и переход к этому инструменту позволит ее добиться огромных успехов в будущем. Параллельно она убедила Иветт несколько видоизменить написание фамилии Орнер, чтобы она смотрелась коммерчески более выгодной. И действительно, все эти шаги помогли любимой дочке стать известнейшим музыкантом не только у себя на родине, но и во всем мире. О ней говорили, как о «национальном сокровище Франции» и «королеве аккордеона».

Когда Иветт было уже за восемьдесят она неожиданно для всех решила продать свой дом и выставила на аукцион личные вещи, а все вырученные средства были направлены в фонд борьбы с раком и институт, изучающий заболевания мозга и позвоночника. Сама же она переселилась в дом престарелых в Париже, где прожила до 95 лет. Как позже сказал ее агент: «Иветт ничем не болела. Она скончалась просто из-за того, что провела полноценную жизнь».

Иветт Орнер выступает на Тур де Франс 1954 года

Возвращаясь же обратно на маршрут гонки, отметим, что в этом году этап до Отакама несколько легче, чем три года назад, когда мы стали свидетелями знаменитой картины с падением Погачара на спуске и благородного жеста Йонаса, дождавшегося своего оппонента. Сейчас поедут на Коль-дю-Сулор (11,8 километра со средним градиентом 7,3%), который мы чаще привыкли видеть не как независимый подъем, а лишь как часть восхождения к Обиску. Но в этот раз его решили скомпоновать с довольно скромным Коль-дес-Бордерес (3,1 километра со средним градиентом 7,7%), откуда дорога поведет на спуск к подножию финальной горы дня.

Горнолыжный курорт Отакам (13,5 километра со средним градиентом 7,8%) возник на карте Тура относительно недавно – в 1994 году, то есть чуть более тридцати лет назад, что по меркам «Большой Петли» совсем небольшой срок. Тем не менее, за те шесть раз, что он присутствовал на маршруте гонки, уже обзавелся хорошей репутацией и вполне узнаваем болельщиками. Трижды покорители Отакама впоследствии становились чемпионами всего Тура: Бьярне Риис в 1996-ом, Винченцо Нибали в 2014-ом и, собственно, сам Йонас Вингегор в 2022-ом. Хотя за славой кроется и некая черная страница истории, поскольку многие покорители этой горы впоследствии были дисквалифицированы за допинг.

Сам по себе Отакам считается больше семейным курортом или зоной для тех, кто только учится кататься, поскольку и трасс здесь не так много, и их сложность не запредельная – ни одной черной, пять красных, остальные совсем простые. Хотя владельцы активно зазывают сюда гостей, красиво рекламируя участок, которые они называют канадским из-за наличия елей, несколько напоминающих природу Северной Америки. Но, конечно, опытные горнолыжники и сноубордисты выбирают в Пиренеях другие места для катания, например, Андорру. К слову, одно время Отакам управлялся компанией из этого карликового государства, контролировавшей одновременно и знаменитую Грандвалиру. Как сейчас обстоят дела с правами, не скажу, возможно, наши подписчики подскажут.

Между прочим, Отакам – это отнюдь не вершина горы. Чуть более десяти лет назад был заасфальтирован полуторакилометровый участок дороги до пика Коль-де-Трамассель, где располагается небольшой уютный ресторан. И фанаты велоспорта, разумеется, с нетерпением ожидали дебюта обновленной более полной версии подъема, но организаторы продолжают игнорировать Трамассель, оставляя классический финиш в Отакаме на сотню метров ниже. Впрочем, и это должно хватить, чтобы Тадей Погачар и Йонас Вингегор снова устроили здесь дуэль. Сможет ли словенец взять реванш за поражение трехлетней давности или его вновь ждет большое разочарование?

Маршрут 12-го этапа Тур де Франс

От автора: Год назад во время второй недели Тур де Франс мы отмечали, что число подписчиков нашего блога перевалило за две сотни. Сегодня мы стоим у красивой отметки в 275 «постоянных читателей», и верим, что способны вызвать интерес к велоспорту еще у кого-то из пользователей Спортс’’.

Впрочем, это не гонка за числом. Мы не пишем посты по три строки со скандальными заголовками и не выкладываем фото обнаженных велогонщиц, которые в современном мире, вероятно, собрали бы куда большую аудиторию за короткие сроки. Зато рассказываем про скромную и человечную Иветт Орнер. Конечно, это не так модно и популярно, но, если вы разделяете наши взгляды на спортивную журналистику, присоединяйтесь, мы будем рады вашим плюсам, подпискам, комментариям и донатам.

Photo: janinetissot.fdaf.org, lopinion.com, cyclingnews.com, lequipe.fr, domestique-cycling.b-cdn.net.