«Баскетбол для школьников». Главы 31, 32, 33
31. Правша-Левша?
Сумеете верно определить лево-право-равно-рукость игрока - ускорите и упростите обучение.
Определить ведущие ногу, руку, глаз, ухо, полушарие важно с самого начала занятий. И не только потому, что будем учить броскам… Прежде всего из уважительного и бережного отношения к игроку, как к человеку. И для понимания как с этим человеком общаться, чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно. Если игрок видит, что у него «получается» и, если он имеет равные с его партнёрами шансы проявить себя в игре - получите уверенного и активного партнёра в строительстве успешной команды.
Неверное определение ведущей руки игрока встречается гораздо чаще,чем мы себе это предстваляем.
Например, трудолюбивый и целеустремлённый игрок несмотря на большой ежедневный объём бросковой работы не может похвастать стабильностью попаданий. Конечно причин тому может быть множество. Но в первую очередь требует проверки ответ на вопрос: «ведущей ли рукой бросает игрок?». Выпуская мяч правой рукой, левая (поддерживающая) касается мяча до самого последнего момента. И выпуск проходит не только через пальцы правой ладони, но и с некоторым сопротивлением от пальцев левой. Вращение мяча в полёте происходит не по вертикали в обратном к бросающему игроку направлении, а по горизонтали или под какими-то другими углами. Проведение простого теста на определение ведущей руки может решить эту проблему.
Наберите в поисковике «правша, левша, амбидекстр. Узнаете много интересного об этом феномене. Про «скрытых левшей», про наследственность, про географические отличия процента левшей к населению региона (страны), про простые тесты, помогающие определить ведущие руку, ногу, глаз, ухо, полушарие, про особенности восприятия информации, про склад ума, тип личности и т.д. Как и про то, что означает слово амбидекстр J
А потом определив по этим тестам кто из ваших ребят, к какой группе относится, сможете учитывать эти различия как в планировании и проведении тренировок, так и по ходу игр.
И при обучении броску.
32. Бросок
Цель игры в нападении - забросить мяч в корзину соперника. И делается это при помощи бросков
Остановимся на самых важных деталях.
Броски в баскетболе выполняются во время штрафного (как наказание за нарушения правил соперником) и после: - промаха – подбора, отскочившего мяча, брошенного в корзину соперника партнёрами или самим игроком; - ловли; - дриблинга. В такой последовательности и будет разумно проводить обучение броскам.
Прежде всего учим попаданиям с линии штрафного броска.В формировании навыка следуем от простого к сложному (условия выполнения, связь с другими элементами, скорость предшествующего движения, степень сопротивления защиты, утомления и психологического давления.
В построении биомеханической модели броскового движения идём от главного к второстепенному, от конечного – к начальному.
Итак, что самое главное в броске? Центр мяча должен опуститься в центр корзины! К этому мы стремимся при любом броске. Центр мяча опускается в центр корзины. Имеем в этом случае т.н. «чистое» попадание. Когда мяч проходит через сетку с характерным, как бы шипящим, звуком, не касаясь при этом металлической части корзины.
Получается, что мы набрасываем мяч на корзину. Или навешиваем его на корзину.
При обучении стабильным попаданиям с линии штрафного броска формируем последовательные образы для контроля техники и последовательно проходим 6 звеньев техники.
Они отмечаются в сознании ребят короткими метками. Которые обозначаем как: «равновесие», «пополам», «сверху-сбоку», «сила в ногах», «наброс», «выпуск через указательный-средний».
Соединив все звенья в ОДНО-НЕПРЕРЫВНОЕ-ЕДИНОЕ движение, стараемся добиться чтобы мяч опускался в корзину «центром-в центр».
«Равновесие». Распределяем вес тела равномерно на обе ноги.
«Пополам». Рассекаем взглядом пространство в точке центра корзины на две части. Мысленной вертикальной плоскостью. Которая пройдёт через плечо - локоть бросающей руки и колено - стопу, одноимённой с бросающей рукой, ноги.
«Сверху-сбоку». Мяч в руки берём перед животом так, что бросающая рука была на мяче сверху. Рука, которая не бросает – сбоку. В процессе броска будет всегда параллельна стенам. Большие пальцы ладоней встанут в положение буквы Т (рисунок).
«Сила в ногах». Может быть это вас удивит, но самые сильные мышцы тела – разгибатели бедра (после жевательных, что тоже звучит удивительно)). Так устроена наша мышечная система. Поэтому хочешь добросить мяч до корзины – используй разгибатели бедра. А для этого ноги следует согнуть в коленях - зарядить их для быстрого разгибания.
«Наброс». Направление усилия вверх и вперёд верное. Усилие, направленное больше вперёд, чем вверх не верно. Часть корзины закрывается для подлетающего мяча и попадание затрудняется. Нужно попасть в правильную траекторию. Если посмотреть на неё сбоку увидим параболу, нисходящая часть, которой завершается «центром – в центр», а восходящая начинается в точке «мяч в руках перед/над коленом ноги, одноимённой с рукой бросающего.
«Выпуск через указательный-средний». Для кого-то выпуск лучше проводить через указательный палец, для кого-то - через средний. Кто-то предпочитает выпускать через оба. Важен контроль траектории. Через подушечки пальцев.
Важно!
Следите, чтобы вес равномерно распределялся между двумя ногами на передней части стопы. Не на всей стопе!!!
Если игрок берёт мяч всей ладонью так, что основание ладони касается мяча, контроль выпуска будет затруднён. Следите, чтобы мяч брался из расчёта максимальных тактильных ощущений подушечками пальцев. Выпуск мяча легче контролировать через подушечки пальцев. Там больше всего нервных окончаний, чем в основании ладоней и поэтому значительно выше чувствительность. Удерживать мяч будет легче, если основание ладони не будет его касаться.
Большинство проблем со стабильными попаданиями лежит не области нехорошего глазомера, а по причине неверного распределения веса тела и, особенно, касания мяча основанием ладони бросающей руки!!!
Сила в ногах даёт энергию для полёта, единое движение даёт скорость, выпуск через подушечки пальцев позволяет контролировать полёт (в штрафных бросках, из-за дуги и со средней дистанции).
Наброс на корзину (floater) не требует контроля кончиками пальцев из-за скорости выполнения движения. Выпуски мяча с вращениями (finger roll или scoop+shot) потребуют дополнительного контроля полёта мяча придавая мячу боковое или обратное вращение выпуская его через кончики пальцев.
33. Прежде чем учить попаданиям
Прежде чем приступать к броскам разумно будет сформировать верную реакцию ребят на промахи и на фиксации своих мышечно-пространственных ощущений.
Промахиваются все, кто бросает мяч в корзину и не все броски завершаются попаданиями. Эту мысль следует донести до ребят с первых же минут. Но одни игроки попадают чаще или постоянно, другим это удаётся хуже. Причины? Много. Но главная - различие в чувствительности.
Каждый сделанный бросок – информация для следующего. Как корректировки при артиллерийской стрельбе. Недолёт, перебросил, мяч ушёл в сторону, низковато и т.п. инфо даёт нам сделанный бросок. А дальше включаются мысленные команды-коррекции самому себе типа «сильнее ногами», «выпуск повыше», «ориентир - центр корзины» и т.д. Внутренний корректор.
Бросай-наблюдай-слушай ощущения-пробуй подправить/изменить-запоминай как изменения влияют на точность-снова бросай. Учись чувствовать и слышать себя. Учись представлять ещё до самого броска как мяч полетит к цели и попадёт «центром в центр». И звук такого попадания не спутать ни с каким другим звуком. Сетка корзины подтвердит тебе, когда всё сделал верно мяч пройдёт через неё с самым приятным, для нападающих, звуком.
Переживать, делать показные движения руками, менять выражения лица показывая всем досаду не лучшая реакция на промах. Хорошая привычка – внимательно относиться к деталям промаха. Чтобы применить корректировки в следующем броске.
Все снайперы – стрелки, но не все стрелки снайперы. Прирождённые снайперы (scorers) стабильно попадают с разных точек бросковой зоны площадки. Родились такими, более чувствительными к своим ощущениям и ориентировке в пространстве.
Что остаётся делать другим, которые попадают похуже? Больше практиковаться в бросках. Но только после того как техника броска по биомеханике верная и освоена хорошо.
Объём тренировочного труда в выполнении бросков позволит стать более чувствительным. И попадать стабильнее.