11 мин.

Ватутин: Итудис за полгода полностью перестроил ЦСКА

В ближайший уикенд в Мадриде состоится «Финал четырех» главного баскетбольного еврокубка — Евролиги.

Димитрис Итудис ПБК ЦСКА

В четвертый раз подряд в нем примет участие безусловный лидер отечественного баскетбола ЦСКА. Вместе с ним в Испании сыграют хозяин турнира «Реал», турецкий «Фенербахче» и греческий «Олимпиакос». Именно с ним армейцы, которые попробуют прервать серию обидных поражений на ближних подступах к трофею, встречаются в полуфинальном матче. Президент клуба Андрей Ватутин рассказал об ожиданиях от «Финала четырех», а также о том, каким ему представляется идеальное устройство международных и внутренних баскетбольных турниров.

— ЦСКА в трех предыдущих сезонах добирался до «Финала четырех», был одним из главных фаворитов, но в итоге оступался, в том числе дважды на «Олимпиакосе». Не давит на вас груз поражений? Что вы вообще думаете о составе участников нынешнего «Финала четырех»?

— Пожалуй, он сильнейший за последние несколько лет. Особенно интересен этот состав тем, что в нем представлены чемпионаты четырех разных стран. И никто не берется предсказать победителя.

— Букмекеры основным претендентом на успех считают все-таки «Реал» — хозяина турнира.

— И хорошо. В этом смысле часть давления с нас снимается. Надеюсь, команде будет легче психологически… А что касается нашего полуфинала, то, пусть со мной многие не согласятся, фаворита в нем нет. На стороне греков — огромный победный опыт решающих матчей именно в «Финалах четырех». Два титула за последние три года делают их серьезным претендентом на выход в финал. Но у нас никаких комплексов «Олимпиакоса» нет, никто не думает о прошлом. У команды отличное боевое настроение, замечательная «химия», которой не хватало в предыдущие годы. Не сомневаюсь, что каждый из игроков будет настроен показать свой лучший баскетбол и выполнить тренерский план. Мне вообще нравится фраза великой теннисистки Билли Джин Кинг: «Настоящие чемпионы не упускают шансы, а давление на них является привилегией».

— Кстати, про тренерский план. Перед стартом сезона вы пригласили в ЦСКА греческого специалиста Димитриса Итудиса. В эффективности этого решения были сомнения — тренер довольно молодой, большинству болельщиков мало знаком. У вас лично такого рода сомнения были?

— Разумные сомнения у нормального руководителя будут, даже когда он приглашает заслуженного и титулованного наставника. Мы решились на этот шаг вполне осознанно, давно следили за Итудисом, его работой, собирали информацию, были хорошо знакомы лично, а потому имели представления о человеческих качествах наставника. Сейчас мы видим, что не ошиблись: ему понадобилось всего полгода, чтобы полностью перестроить игру ЦСКА. Согласитесь, команда демонстрирует абсолютно иной баскетбол по сравнению с предыдущими сезонами, поэтому нет никаких разговоров о результатах «на старых наработках». К тому же Итудис легко нашел место в устоявшемся составе новичкам. Мы в целом ими довольны, а Нандо Де Коло и вовсе проводит лучший сезон в карьере, несмотря на пропущенные из-за травмы несколько стартовых месяцев. Приятно, что все игроки приняли философию тренера, ему доверяют. Недавний титул лучшего тренера Единой лиги ВТБ — хороший сигнал в пользу нашего решения годичной давности.

— После Нового года в ЦСКА из НБА вернулся лучший российский баскетболист как минимум этого века Андрей Кириленко. Его приглашение — спонтанное решение?

— Я думал о возвращении Кириленко по ходу всего сезона и неоднократно говорил: Андрей — символ, легенда нашего клуба. Мы готовы были пригласить его в любой момент — стоило ему только задуматься о такой возможности. Сразу скажу, что этот ход имел вполне обоснованные игровые мотивы, он не был просто средством привлечения болельщиков. Нам был необходим рослый «третий номер», который добавил бы надежности в обороне, позволил спокойнее чувствовать себя на щитах, мог легко меняться в защите с «большими». Как видите, Кириленко понадобилось совсем немного времени, чтобы освоиться в командных схемах. А о его роли в раздевалке как профессионала и отличного, дружелюбного человека говорить отдельно не имеет смысла.

— Кириленко наверняка скоро закончит карьеру. Он останется в системе ЦСКА?

— Скажу так: я считаю, что Кириленко должен работать на российский баскетбол. У него есть знания, авторитет, имя и, главное, желание трудиться в этом направлении.

— В play-off Евролиги вновь неуверенно выглядел Милош Теодосич, одна из наиболее ярких и, надо полагать, дорогих звезд ЦСКА. Пошли слухи о его переходе в «Реал»…

— Мы прекрасно знаем сильные и слабые стороны Милоша, осознанно продлевали с ним контракт минувшим летом, и сейчас глупо тыкать в него пальцем и делать крайним в каких-то ситуациях. Мы все несем ответственность за его игру. Важно, что тренер прекрасно знает возможности Теодосича, у них есть взаимопонимание. Милош — гениальный игрок, который вытащил для нас множество матчей, в том числе и в нынешнем сезоне. Но сила ЦСКА в том, что мы не зависим от конкретной личности, в составе есть много игроков, способных выручить в трудный момент. Отказываться от Теодосича мы не собираемся, сам он уйти не может — нет такой опции в контракте.

— Не так давно Единая лига ВТБ во второй раз раскрыла бюджеты своих клубов. Бюджет ЦСКА, зашкаливший за 2 млрд руб., если честно, поразил многих. Эта сумма действительно необходима, чтобы добиваться успехов в Европе? И как ЦСКА так легко пережил свежий кризис?

— На самом деле в валютном эквиваленте бюджет держится на одном и том же уровне последние несколько лет. Уровень — это около €40 млн после его серьезного урезания во время кризиса 2008 года. Увеличение произошло только в рублях из-за колебания курса евро. Мы не жаловались на кризис, сохранив стабильное финансирование и не задерживая выплаты заработных плат, но за это надо сказать большое спасибо нашим партнерам и прежде всего владельцу ЦСКА «Норильскому никелю».

— На прошлой неделе Евролига приняла решение о введении финансового Fair Play наподобие футбольного. Лимиты затронут ЦСКА?

— Еще в 2013 году на заседании совета акционеров Евролиги перед клубами ставили задачу по снижению доли вложений владельцев в клубный бюджет. А мы такую работу ведем на протяжении многих лет. Требование Евролиги — снижение доли до 75% в следующем сезоне. Сейчас чистый вклад «Норильского никеля» гораздо меньше — мы удовлетворяем регламентам на несколько лет вперед.

— Но я опять про размер бюджета: это необходимые вам средства?

— Хочу подчеркнуть один важный момент: да, клуб из столицы России, огромного города и богатой страны, обладает серьезными ресурсами. В то же время деятельность в Москве подразумевает более высокие затраты. Как известно, столица входит в пятерку самых дорогих городов мира.

— Правда, что бюджеты других топовых европейских клубов значительно меньше вашего?

— Во-первых, довольно смешно читать в прессе сравнения с европейцами. Бюджеты публикуем только мы, все цифры, которые упоминают в связи с испанцами, греками, турками,— исключительно догадки и предположения. Мы представляем реальные цифры, и, поверьте, наш бюджет — не единственный столь крупный на континенте. Во-вторых, мы выступаем в международных турнирах, у нас в составе — звезды, за которых приходится бороться с другими ведущими зарубежными и российскими клубами. И подавляющее большинство выплат производится в валюте.

— Вы считаете, что спортивная отдача соответствует инвестициям?

— Безусловный факт: ЦСКА является грандом европейского баскетбола. Перед нами из года в год ставится задача победить в Евролиге, а для этого надо находиться на уровне «Реала», «Барселоны», «Фенербахче». Напомню, что в самые благополучные времена упомянутые команды плюс еще «Панатинаикос» чередовали успехи с пролетами мимо «Финала четырех». «Барселона» в этом году в четверку не вошла. Мы на их фоне показываем беспримерную стабильность (за минувшие 13 сезонов ЦСКА лишь раз пропустил «Финал четырех», завоевав два титула), и к этому надо относиться с уважением.

— Насколько в принципе важен для ЦСКА такой турнир, как Евролига? Приносит ли он существенные доходы?

— Учитывая, что на внутренней арене мы уже 12 лет подряд выполняем главную задачу — становимся первыми, довольно логично, что приоритетом является победа в Европе. Любой игрок или тренер мечтает стать лучшим в Европе, а не только в России. А доходы… К сожалению, в данный момент в баскетболе на континенте практически никто не зарабатывает на спортивной составляющей. Конечно, косвенно успешные выступления ЦСКА на международной арене позволяют бренду становиться более привлекательным для спонсоров, но на продаже телевизионных прав, призовых за победы или билетной программе серьезно пополнить бюджет практически невозможно.

— Есть ли перспектива зарабатывать в будущем?

— Есть. Но здесь клуб сам по себе мало что может. Необходима совместная работа, в которой большую роль должны играть лиги. Хотелось бы, чтобы любой зритель мог сказать, что он является не просто болельщиком, например, ЦСКА, но и фанатом Евролиги или Единой лиги ВТБ. Еще один фактор — российскому баскетболу катастрофически не хватает современных арен. Таких, на которые приятно пригласить болельщиков, откуда легко организовать красивую телевизионную картинку. В этом сезоне мы совершили один важнейший шаг. Благодаря усилиям ЦСКА и огромной помощи «Норникеля» матчи Евролиги вернулись на национальное телевидение (на канал «Россия-2»). Хотя перед началом сезона болельщики могли вовсе остаться без Евролиги — ни один из каналов не был готов выкупать права на картинку. Считаю, что больший охват телеаудитории для баскетбола приведет к повышению популярности турнира, да и всего вида спорта. Мы это уже замечаем — по посещаемости матчей.

— Формат Евролиги нуждается, на ваш взгляд, в изменениях? Иногда он кажется слишком затянутым, скучноватым.

— Евролига — довольно гибкая организация, которая постоянно думает над развитием соревнования. Ее формат меняется: мы совсем недавно перешли на четвертьфинальные серии play-off до трех побед, расширили топ-16. За счет этого стало гораздо больше матчей между сильными соперниками. Скажем, в нынешнем сезоне у нас на втором этапе была очень сложная группа — три команды из нее попали в «Финал четырех». Даже при том качестве игры, которое показывает ЦСКА, одно лишнее поражение могло лишить нас преимущества домашней площадки в play-off, и это серьезно повлияло бы на общие турнирные шансы.

Если говорить собственно о «Финале четырех», этот формат совсем неоднозначен. Понятно, что он интригует и постоянно преподносит сюрпризы. Вероятно, это здорово для соревнования. С другой стороны, он несправедлив по отношению к сильным клубам, которые проделывают огромный объем работы и тратят большие средства, чтобы пробиться на вершину, но усилия, затраченные в течение года и даже нескольких лет, могут быть нивелированы неудачной игрой одного-двух баскетболистов в один конкретный вечер или, напротив, чрезмерной удачливостью соперников. Даже представители Евролиги признают, что при формате с финальной серией ЦСКА за последние 12 лет мог получить на три-четыре титула больше. Но мы работаем в тех условиях, которые есть. Возможно, если бы все бюджеты европейских клубов выдерживались на примерно одинаковом уровне, такая схема была бы более справедливой. Но в ближайшее время Евролига не намерена менять систему определения победителя.

— А формат Единой лиги ВТБ? Турнир прогрессирует или наоборот? Нужно ли, по-вашему, ужесточение лимита на легионеров, о котором модно говорить?

— Лига, безусловно, прогрессирует. Клубы развиваются и двигают ее вперед, и сейчас завершается один из самых интересных сезонов в ее истории. Мы впервые играем без деления на группы, и это здорово для болельщиков. Хотя отмечу, что для ЦСКА нынешняя система получается довольно тяжелой, календарь перегружен. При этом в регулярном чемпионате мы победили, хотя и с большим трудом. Что касается лимита на легионеров, он был ужесточен два года назад (сейчас в матче могут принять участие шесть иностранцев, но без ограничений по количеству таких игроков, одновременно находящихся на площадке). Не думаю, что здесь нужны какие-то дополнительные шаги. Следует признать, что ведущие российские клубы приглашают настоящих мастеров, которые повышают соревновательный уровень и позволяют расти российским игрокам.

— Насколько будущее ЦСКА зависит от мадридского результата?

— Несущественно. Первоочередная задача — выход в «Финал четырех» — нами решена. Но постараемся продвинуться дальше и порадовать болельщиков.

— Вы были в числе главных критиков нового руководства Российской федерации баскетбола (РФБ) и ставшей ее президентом в 2013 году Юлии Аникеевой. С тех пор возникло несколько конфликтов между федерацией и клубами по разным поводам, и, вообще, в какой-то момент создалось ощущение, что речь идет о жесткой конфронтации. Как сейчас взаимодействуют Единая лига ВТБ, ее команды и РФБ?

— Как такового взаимодействия с РФБ у нас нет. Единая лига ВТБ отношения к федерации не имеет, препонов игрокам, вызываемым в сборную, мы не чиним. У каждого из нас может быть свое мнение по поводу конфликтной ситуации, но сейчас она решается на юридическом уровне. Вмешиваться в процесс ненужно и бессмысленно.

— Сейчас в европейском баскетболе тоже, кажется, созрел серьезный конфликт — между Евролигой и Международной федерацией баскетбола (FIBA). Какова ваша позиция по этому вопросу?

— FIBA уже предложила и утвердила новую схему проведения отбора на чемпионаты Европы, предполагающую паузы в клубном сезоне. Это действительно проблема, поскольку, как я уже отмечал, наш календарь и так перегружен, да и не совсем понятно, как занимать себя не задействованным в сборных игрокам — за их фактический простой платить деньги все равно будут клубы. К тому же мы таким образом отсекаем от национальных команд игроков НБА. Пострадают сильнейшие сборные, у которых в Америке выступают ключевые игроки — французская, испанская, турецкая. Российская тоже пострадает: представить ее без Тимофея Мозгова, Алексея Шведа, Сергея Карасева довольно сложно. При той системе, которую предлагает FIBA, я совсем не уверен, что, скажем, французы смогут отобраться на чемпионат Европы. А если вводить систему wild card, это подрывает спортивный принцип отбора. FIBA должна приложить больше усилий в поисках компромисса. Кроме того, мне кажется, что финальные турниры сборных команд должны проходить не в сентябре, а через три-четыре недели после окончания клубного сезона, как это было раньше. Поиск решения должен проходить в диалоге, пока же его качество оставляет желать лучшего.

Источник