Сергей Зозулин: «Если игрок хочет развиваться и прогрессировать, он в первую очередь должен поменять свое мышление»
В понедельник, 7 апреля в Самаре стартует турнир за 9-14-е места в Суперлиге. Главный тренер баскетбольного клуба «Самара-СГЭУ» Сергей Зозулин подвел итоги регулярного чемпионата Суперлиги, оценил потенциал нашей команды и определил основные проблемы российского баскетбола.
- Позади большая часть сезона. Каков его основной результат для команды?
- Перед началом сезона мы планировали «обыграть» наших ребят, дать им почувствовать уровень Суперлиги. По ходу сезона, благодаря тому, что клуб во главе с Камо Сергеевичем Погосяном смог изыскать возможности, мы усилились Андреем Кирдячкиным, а затем вернули в Самару своего воспитанника Владимира Пичкурова. Пришли два амбициозных, готовых над собой работать баскетболиста – и команда у нас стала более сбалансированной, постепенно пришли и победы. Мы хотели и еще усилиться двумя игроками, но финансовых возможностей на это не оказалось. А если бы это удалось – думаю, мы решили бы и вопрос выхода в плей-офф. Потому что нам немного не хватило ротации.
Но в любом случае, считаю (нужно учесть: все, что я говорю – мое личное мнение, а не позиция клуба), то, как мы сыграли на предварительном этапе – большой успех нашего клуба. У нас очень молодая команда, но по отзывам, которые я слышал и читал, с нами уже стали считаться.
Команда может и дальше прогрессировать. Для этого нам нужно усилиться двумя-тремя игроками, как говорится, «штучно», конкретно на каждую позицию. Особенно нам нужен игрок на позицию пятого номера, потому что играющий здесь Кирдячкин все-таки ближе к позиции третьего-четвертого номера. И, конечно, нужен первый номер.
- За счет чего команде удалось преобразиться после Нового года?
- За счет работы. Ребята впервые соприкоснулись с командами Суперлиги, и многие поначалу попросту боялись. Потом на тренировках мы стали дорабатывать то, что необходимо – и посмотрите, мы одна из команд, которые меньше всего пропускают в среднем за матч. Многие уже отметили, что мы очень агрессивно играем в защите. И это только первый наш сезон на таком уровне. Если мы продолжим работать в том же направлении, думаю, в дальнейшем наши результаты будут еще лучше.
- Если говорить об отдельных игроках, кем Вы довольны в большей степени, кем – в меньшей?
- Сергея Топорова мы только с февраля сделали капитаном, но не потому, что он раньше не мог им стать, а потому, что мы не хотели в этом плане как-то принизить Александра Голяхова. Но по своей энергетике, по лидерским качествам больше на капитана тянет именно Топоров. О и руководит ребятами на площадке, и поддерживает их… А Голяхов играет только тогда, когда его опекают не жестко, как только он сталкивается с жесткой защитой – ему становится не очень комфортно. А чтобы расти, мы и сами должны жестче защищаться, и против нас будут играть жестче. И если он хочет развиваться и прогрессировать, хотя это, в общем-то, касается всех, он в первую очередь должен изменить мышление. У каждого игрока есть и слабые стороны, и сильные, которые можно развивать, если изменить мышление. Это самое основное. Все в их руках.
Алексей Чиликин, вы сами видели, одну игру может провести хорошо, как было с Барнаулом, а в следующем матче с Новосибирском смазать свои четыре момента и проиграть в защите именно в тот отрезок, когда мы вели, а потом стали проигрывать... К концу сезона добавил и стал лучше смотреться Алексей Назаров… Много работать нужно с Игорем Самсоновым, но здесь прежде всего нужно, чтобы он сам понял: в баскетбол играют командой, а не один-на-один, как в стритбол, как он и был приучен…
Жене Кусакину, так как он играет разыгрывающего, нужно добавить, в первую очередь, в понимании игры: где плюсы нашей команды, где минусы соперника. Пока же, как первый номер, он далек от понимания того, что от него требуется на площадке. Поэтому первым номером нам приходилось ставить и Голяхова, и Пичкурова… Пичкуров все-таки больше играет второго номера, но для этого ему нужны более стабильный бросок, большая вариативность при выборе атаки и, конечно, более острая передача. И очень важно добавить физически: не хватает взрывной силы, не хватает цепкости в руках. Но он очень профессионально относится к делу, все возможности для прогресса у него есть…
Андрей Кирдячкин – очень талантливый парень. Но психологически на него сильно повлияли два года, которые он провел в «Нижнем Новгороде», а потом в «Рязани». Сейчас мы стараемся вывести его на более высокий уровень. Когда в январе из команды уходил Дмитрий Некрасов, я осознавал, что мы остаемся без центрового. Но мы должны были принять это решение только лишь по той причине, что он не понимал, что от него требуется. А давать время на площадке игроку, который не будет помогать команде, я не хотел. Будь у нас в команде центровой, который и в защите, и в нападении выполнял бы все, что я от него требую, Кирдячкин, с его габаритами, гораздо лучше заиграл бы на позиции третьего-четвертого номера.
- Какое впечатление у Вас оставила Суперлига?
- По всему чемпионату могу сказать одно. Если он и дальше будет проводиться так, как сейчас – это пустая затея… Самое главное – нет четкого календаря. Как я вижу проведение чемпионата? Во-первых, в командах может быть, как и сейчас, только два иностранца. Третий – только за большие деньги. Во-вторых, команды начинали бы подготовку к сезону с 1 августа, времени до середины сентября, к началу чемпионата, им вполне хватит.
А 13-14 сентября начинался бы чемпионат, и проходил бы по такому принципу: 13-14-го – это суббота и воскресенье – игрался бы один тур, следующий – в среду и четверг, и третий – воскресенье и понедельник. Три тура отыграли, следующий цикл снова начинается в субботу и воскресенье. Вот это и есть соревновательный период, сейчас же бывает, что игр нет по пятнадцать дней. И времени вполне достаточно, чтобы освежить игроков и подготовиться к следующей игре. В таком режиме команды играют с середины сентября по конец октября.
Наша Федерация должна заключить какой-нибудь договор с NCAA, чтобы мы, как это было в 90-е годы, могли поехать в США и в течение ноября провести там 10-15 матчей со студенческими командами. Потому что вариться в собственном соку не имеет смысла. Кто из Суперлиги перешел в команду ВТБ? Нет таких игроков… А международные матчи подстегивали бы молодых ребят, давали бы им возможность расти и выходить на уровень сборных команд России, студенческой, молодежной или национальной.
Чемпионат мы играем в два круга. При шестнадцати командах это по тридцать игр. Далее по системе плей-офф определяется четверка лучших, которая сыграла бы с четырьмя последними командами Лиги ВТБ. Эти матчи, что касается легионеров, проходили бы по правилам Суперлиги.
Формат Единой лиги, по моему мнению, тоже нужно пересматривать: не должно быть такого, чтобы российские команды, как в нынешнем сезоне, были разведены по разным группам и ни разу между собой не встретились… А Кубок России я бы вообще проводил только российскими игроками, тем более, что в Положении о проведении Кубка четко написано: он проводится в том числе и для того, чтобы определить игроков, которые в будущем будут выступать за различные национальные сборные и на международных турнирах будут представлять Россию. Легионер ведь не имеет права представлять Россию…
И еще календарь сезона должен быть таким, чтобы в нем не было пересечения Суперлиги с первенством ДЮБЛ. Если мы хотим, чтобы команды ДЮБЛ были «под» коллективами Суперлиги, значит, мы должны игроков оттуда привлекать к себе на тренировки. Я хотел бы привлечь к играм, например, Даниила Синегубова, Николая Рзянкина, Владислава Винтера, но не имел такой возможности, потому что игры у нас соприкасались. Даже сейчас, когда мы играем за 9-14-е места. Куда такая спешка?.. С 7 по 12 апреля мы играем в Самаре, затем три дня перерыва, 17-го – день приезда в Барнаул, а с 18-го по 23-е мы играем там. Неужели нельзя было эти матчи провести в мае?.. Сейчас закончится турнир ДЮБЛ – и мы могли бы самых одаренных ребят привлечь к играм за 9-14-е места.
- Кстати, насколько внимательно Вы следите за нашей юношеской командой?
- Мы поддерживаем хороший контакт с Игорем Грачевым и его командой. Я постоянно просматривал ребят, мы давали им возможность расти: Владислав Грушевский, Андрей Константинов, Кирилл Захарчук, Даниил Синегубов, Сергей Погосян приходили к нам на тренировки, мы с ними работали, составляли индивидуальные планы и по физподготовке, и по игровым позициям. Многие из них уже сыграли в Суперлиге. Этот сезон, считаю, они провели довольно продуктивно. Сейчас им осталось выступить в финальном турнире первенства ДЮБЛ, где вполне по силам попасть в четверку. Это же касается и Европейской юношеской лиги.
- Кто-то из игроков или команд в Суперлиге в целом Вас чем-то удивил по ходу сезона?
- Я бы не назвал это удивлением или открытием… Вот, например, говорят: хорошая команда в московском «Динамо». Но ведь эти ребята в поле зрения уже около четырех лет, и если команда хорошая, а игроки перспективные и давно вместе играют – почему команда не борется за самые высокие места?
Не может быть в нашем баскетболе чего-то удивительного. Удивляет только одно, причем неприятно: что у нас вообще нет игроков. К этому мы пришли потому, что завезли множество иностранцев. Возьмите шорт-трек: один Виктор Ан помог российским спортсменам выйти на новый уровень, и вместе они привели нашу сборную к победе на Олимпиаде. Или волейбол с его четким лимитом в два легионера – где сейчас волейбол, а где мы?!. Вот где развитие вида спорта. Мы же свой спорт убиваем. Я никогда не думал, что можно убить, при наших-то женщинах, женский баскетбол. Так нет, и его умудрились угробить.
Должны же делаться какие-то выводы. Для чего мы проводим все соревнования? Мы должны развивать своих игроков. У нас в составе один только Андрей Кирдячкин «чужой», все остальные – наши, самарские ребята. Хотя, если мы хотим в следующем сезоне бороться за более серьезные места, баланс должен быть таким: из двенадцати человек в заявке на матч трое-четверо будут опытными, приглашенными из других регионов, пусть даже двое из них будут разрешенными легионерами, а все остальные – самарские. И это будет нормально, наши игроки в этом случае будут расти. Все зависит от того, кто как будет работать, как будет относится…
Если вернуться к командам, то чем удивил, например, «Автодор»? Да, хорош Артем Клименко, но все остальные – опытные игроки, которые прошли через многие команды ПБЛ и Суперлиги: Лихолитов, Вздыхалкин, Сотников, Шашков… У нас же многие ребята только в прошлом году впервые сыграли в Высшей лиге, где заняли лишь девятое место.
То есть, по большому счету, никто меня как тренера ничем не удивил. Нет такого, чтобы можно было сказать: вот у этой команды какое-то, например, сверхбыстрое нападение. Должен быть какой-то толчок. А толчок может заключаться как раз в том, чтобы, как я уже сказал, команды выезжали на матчи к американцам. Так, как играют американские студенты – быстрые переходы в нападение, быстрые переходы в защиту – никто в Европе не играет.
И еще один момент. В наших «Красных Крыльях» играют одни иностранцы – для чего тогда мы работаем? Я понимаю Камо Сергеевича, который каждый раз говорит: если бы в «Красных Крыльях» играли наши воспитанники, я был бы только рад, приходил бы и болел за эту команду. И если сейчас «Красные Крылья» немного поменяют идеологию – я считаю, это будет правильно. Но для этого всем обязательно нужно объединиться и сплотить усилия.
Конкретная наша задача сейчас – найти компромисс по воспитанию игроков именно здесь, в Самаре. На сегодняшний день можно сказать, что Самара – один из немногих регионов, где баскетболу уделяют столько внимания. Это и команда Лиги ВТБ, и команда Суперлиги, и команда Высшей лиги, и «молодежка», и в финальных турнирах практически по всем возрастам участвуют представители Самары, Тольятти или Новокуйбышевска… То есть налицо настоящий баскетбольный бум. Нужно только правильно распределить все финансовые и прочие усилия.
- Вы замечаете, как по ходу сезона в Самаре меняется отношение к клубу? Изначально оно было едва ли не пренебрежительным…
- Тот баскетбол, который я проповедую и стараюсь привить игрокам, получается не сразу. В этот баскетбол нужно играть от головы и от большой работы. За короткий промежуток времени он не получится. Нужен год, два, три, чтобы люди им прониклись. И мы сейчас уже получаем плоды. Но это только начало. В процентном отношении мы показываем даже не десять, а семь-восемь процентов от тех возможностей, которыми располагаем. У нас есть возможности для дальнейшего роста… Тем более, за этот год как тренер вырос Игорь Грачев, большую работу проделал Александр Полинкевич, в качестве ассистента помогавший мне в команде Суперлиги и занимавшийся скаутингом, Владимир Черников проделал большой объем работы по физподготовке, по ходу сезона пришел в команду тренер Алексей Соколовский.
Могу только поблагодарить и тренерский состав, и администрацию клуба, и врача, и массажиста за ту работу, которую мы вместе провели. Во всех организационных и прочих аспектах большая заслуга нашего президента, Камо Сергеевича Погосяна. Да, были и какие-то погрешности, но без них не обходится. Мы как клуб, как команда за этот сезон очень выросли, вышли на новый уровень. Конечно, нужно поблагодарить и спонсоров команды, и вообще всех, кто нам помогал, в том числе и Министерство спорта. Без консолидации наших усилий многого бы не было. На нашу команду начали ходить, люди болеют, переживают, интересуются… На сегодняшний день наших усилий достаточно, чтобы занять девятое или десятое место. Но мы бросили вызов: команда, которой до этого не было в Суперлиге, прогрессирует, имея в составе молодых игроков, которых вообще никто не знает… А то, что мы юношеской командой второй год подряд попадаем в восьмерку лучших в чемпионате ДЮБЛ, говорит о стабильности нашей работы с молодежью.
- Впереди два тура «утешительного» турнира. Какие задачи будут стоять перед командой?
- Задача – быть в десятке. И мы будем стараться ее выполнить.
Материал подготовлен для газеты «Самарские Известия».
Фото: БК «Самара»
В лиге ВТБ у 10 российских командвсего 60...70 мест для россиян. Заявились бы в сезон "Урал" и "Приморье", появились бы такие игроки.
В принципе, все же есть такие игроки. С "Красным Октябрем" перешли Комиссаров и Герасименко. Павлов в "Енисей" перешел из Ревды.