5 мин.

Позвольте забить изнутри ворота

Красно-белые приехали в Москву в статусе лучшего клуба России: в этом сезоне они еще не проигрывали.

То, что это действительно лучшая команда, стало понятно уже к большому перерыву: у Здовца нет Андрея Кириленко, нет феноменальных снайперов и доминирующих «больших», нет возможности подавить соперника за счет размеров, зато есть концепция, есть «химия», благодаря которой все получается ровно и гладко. Секрет «Спартака» на самом деле даже не в олимпиакосовском дуэте Гальперина и Мафрокефалидиса, ловко умыкнутом Карваненом. Гораздо более значимо для команды присутствие на площадке Валерия Лиходея и Виктора Кейру, помогающих тренеру не ориентироваться на лимит без ущерба для качества игры. Именно они (вместе с поддерживающими ритм Зозулиным, Котишевским, Жупаном) являются теми универсальными солдатами, на которых может положиться Здовц. А точечные задачи уже решают другие.

Со своим не таким уж маленьким смоллболлом словенский тренер уже обыграл ЦСКА и сейчас был готов проделать ту же неприятную операцию с «Химками». Для вида он, конечно, попугал Мозгова Кашировым, но затем, когда Толя схватил два фола, вроде бы сам с облегчением вздохнул, поняв, что дальше все пойдет совсем по плану. Универсальные солдаты не давали хозяевам продохнуть, лишая их малейшего пространства в своей зоне. Впереди же господствовал Мафрокефалидис, вскрывавший несобранность химчан в «краске», а Гальперин с Беверли с легкостью успевали занести пару посылок, торопясь куда-то по своим делам. Никто не говорит, что это команда идеальна. Но пока Здовц является самым доходчивым из всех тренеров ПБЛ – он даже берет тайм-ауты, только чтобы подготовиться к розыгрышу в следующей атаке, лишь однажды ему потребовалось как-то встряхнуть своих игроков. Его команда – гибкая, умелая, дисциплинированная и ровная. Словенец умело пользуется отсутствием ярко выраженного лидера, подбирая максимально приемлемые варианты. В России пока есть только один пример чего-то подобного – «Химки».

Правда, против тех «Химок», что вышли в первой половине, ничего придумывать особенно не нужно было. Неготовность хозяев, в последнюю неделю больше отдыхавших, выявилась уже на начальной стадии: микрофон в руках девочки, исполняющей гимн, оказался выключен. За накладкой последовали промахи из-под кольца, проходной двор в защите и прочие сопутствующие неприятности: к началу второй половины «Химки» уступали «-9» (47:56).

Перед матчем на Сергея Жармухаммедова, восседавшего на первом ряду в спортивном костюме армейских цветов, химчане косились с одобрительными улыбками.

Дмитрий Хвостов даже подошел:

– Следить за нами будешь?!

– Да я здесь вообще по делам сборной.

И долгая улыбка Зорана Планинича.

Весь свой пафос, артистизм и игру на публику химчане оставили в раздевалке. Планинич под конец первой половины еще пытался продемонстрировать всем окружающим осколок линзы, которую гости выломали у него из глаза, но затем и это ушло: «Химки» вцепились в соперника так, как умеют только они. Римас Куртинайтис за время своей работы приучил, что его команда способна практически на все. О феномене этого как раз рассуждали в коридорах перед матчем: болельщики почему-то связывают такую черту с характером тренера:

– Сейчас хоть тренер приличный человек. Хотя много и повыигрывал. А ведь легко мог оказаться и мерзавцем. Вот хоть взять Скариоло. Тот просто сахарный был, всего требовал, а ничего выиграть не мог.

Куртинайтис привычно активно экспериментировал с защитой – ставил «зону», давил прессингом, отсекал Беверли, но закончил все же жесткой персональной опекой. «Химки» вернулись и соперника были отпускать не намерены.

– Кому-то пришлось бы проиграть. Хорошо, что это были не мы, – Римас предпочитал не анализировать недостатки своей команды, а философствовать о чем-то глобальном.

У «Спартака», неизменно держащегося впереди на протяжении основного времени и первого овертайма, было две возможности, чтобы победить: под сирену они дважды пытались провернуть что-то похожее – сначала лучший российский игрок по версии заскучавших от российского баскетбола журналистов полез в проход и откинул мяч на Кейру, затем он уже бросал «треху» сам. Но в этот вечер у него не шло.

Беверли не очень хорошо подумал, выпустил мяч из рук и с пустым взглядом проводил его до ближайшей дужки – понимание того, что это уже все, больше шансов не будет, пришло к нему не сразу. В начале второго овертайма уже все стало понятно: выбыли Лиходей, Кейру, Зозулин и Гальперин, Мафрокефалидис устал настолько, что не мог добросить до кольца и сбивался на потери, п вспыльчивый Беверли под конец даже решил, что место игрока стартовой пятерки – на скамейке запасных, и самоудалился, устроив не совсем уместный скандал на ровном месте.

После матча Здовц все же вскользь прошелся по судейству, хотя и не понял (или сделал вид, что не понял) уточняющего вопроса. И все же кажется, что это лишнее: не стоит считать соотношение нарушений и пробитых штрафных, не нужно видеть в резком движении Василия Галкина в сторону Котишевского выстрел из невидимого пистолета, и вряд ли нужно сейчас уподобляться заигравшемуся американцу. Потому что тогда это обесценит все остальное – и колоссальные усилия «Химок» ради победы, которая совсем не важна, и бенефис Тимофея Мозгова, оторвавшегося на чужом щите ради мира во всем мире, и травму Зорана Планинича, и ключевое попадание в конце первого овертайма Сергея Мони, в очередной раз прикоснувшегося к тайне, и бескомпромиссный заряд обеих сторон, смешивающийся в этот удивительный коктейль чистого волшебства.

БК Химки – Спартак Санкт-Петербург – 87:81 2OT (17:18, 18:24, 16:11, 15:13, 8:8, 13:7)

БК ХИМКИ: Мозгов (23 + 8 подборов), Моня (17 + 8 подборов), Фридзон (12), Планинич (9), Нильсен (1) – старт; Куинн (11), Вяльцев (6), Лончар (4), Хвостов (2), Дэй (2), Келати (0), Жуканенко (0).

СПАРТАК САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Маврокефалидис (15 + 7 подборов + 5 потерь), Гальперин (12 + 8 передач), Лиходей (6), Кейру (5), Каширов (4) – старт; Драгичевич (14), Котишевский (10), Беверли (8), Зозулин (5), Зупан (2), Сергеев (0), Драгович (0).