3 мин.

Заплатка для квалификации

Не знаю, как вы, а я никогда не рассматривала квалификацию как просто средство для расстановки пилотов на стартовом поле перед главным событием уик-энда – воскресной гонкой. Для меня квалификация всегда была своего рода независимым состязанием, результаты которого важны не только для последующего действа, но и сами по себе. Наверное, это просто привычка – все-таки десяток лет моего боления королевскими автогонками пилоты по субботам соревновались в чистой, абсолютной скорости. И не важно, что в первую половину (порой и дольше) квалификационного часа фавориты прятались по боксам, а на трассе ничего серьезного не происходило – ну разве что какой аутсайдер, вроде «Минарди» или «Эрроуза», жертвовал резиной, чтобы привести в кондицию асфальт для последующего выступления топ-пилотов. Зато в заключительные минуты некоторая начальная скука с лихвой компенсировалась захватывающей битвой за поул, когда на трассу высыпали все, а результаты на экране менялись как в калейдоскопе, так что после просмотра болельщики сами еле дух переводили. Но, главное, лучшим тогда оказывался самый-самый…

Но с 2003-го калейдоскопически начали развиваться не события в квалификациях, а сами форматы субботних сессий. Чего только мы не видели за эти годы! Квалификацию с одним быстрым кругом для каждого пилота, в полном одиночестве атакующего виражи автодромов, занимающую два дня – пятницу и субботу, или два часа. Квалификацию, в которой итоговое место на старте определялось по суммарному времени двух заездов – в субботу и в воскресенье утром. Наконец, трехуровневую квалификацию с вылетами шестерок самых медленных, вариант которой мы и наблюдаем сейчас. Изменения, которые приходилось вносить в эти форматы, порой «на лету», по ходу чемпионатов, говорит только о том, как непродуманны и несовершенны оказывались очередные нововведения.

Признаюсь, система, основанная на одном быстром круге, не важно – в одной или двух сессиях, мне не нравилась. Казалось, идея была неплохая. Никаких жалоб на блокировки, медленные машины, желтые флаги и прочие внешние раздражители (кроме неожиданного дождя) – если круг не удался, то уж кроме себя или собственной команды инженеров винить некого. А уж для тех болельщиков, кто любит изучать детали пилотирования, такой формат был отличным шансом оценить каждого пилота на абсолютно каждом кусочке всех трасс календаря. Но, очевидно, такие фанатики составляют в массе болельщиков меньшинство – рейтинги субботних телетрансляций начали падать.

Вот идея разбить квалификацию на три части показалась достаточно удачной, о чем говорит и ее живучесть – с косметическими изменениями она существует уже третий год. Для телевизионщиков хорошо – топ-пилоты участвуют во всех трех сегментах, привлекая зрителей. Последние, кроме созерцания кумиров, заняты еще довольно увлекательной борьбой: сначала за 16-ю позицию, затем – за 10-ю, а уж на закуску – за поул. Но если общая концепция хороша, то реализация, которая в этом году претерпела очередные изменения, прихрамывает, как и все предыдущие версии.

Например, первый сегмент, в котором участвуют все 22 пилота, стал длиннее на 5 минут, что привело лишь к тому, что пилоты стали просиживать это дополнительное время в боксах. Фавориты, как обычно, выходят под конец сегмента, проезжают один или два, быстрых или не самых быстрых круга – интереснее не стало. Третий сегмент, наоборот, укоротился на 5 минут – стало как то очень скоротечно, и за использованное в нем топливо теперь не дается компенсация перед стартом гонки. Хватило всего-то двух Гран-при, чтобы убедиться – пилоты готовы довольствоваться может не самой высокой позицией ради того, чтобы сэкономить немножко топлива для завтрашней гонки. Понятно, что нужно снова что-то менять. Об этом представители команд заговорили уже в субботу вечером в Малайзии, после штрафа гонщиков «Макларена», и в их высказываниях все чаще стало звучать нижнее ограничение на время прохождения круга – самый простой выход из сложившейся ситуации. Фактически «заплатка» на неожиданно обнаруженную дырку…

А ведь можно было бы не добавлять еще одно искусственное правило в и без того усложненную процедуру, а избавиться от одного уже существующего условия. От тяжелых баков в третьем сегменте. Сразу убили бы двух зайцев: исчезли бы исключительно медленные болиды на последних секундах – вместо них появились бы действительно быстрые, сражающие за позиции на основании абсолютной скорости, а не стратегических решений на гонку. И поулу вернулся бы его истинный смысл – критерия выбора самого-самого… Вот только у этого скоростного вида спорта благодаря Федерации такая инерция, что рассчитывать на отмену ограничений по топливу вряд ли стоит. Как придумали его в 2003-м, так и тянут атавизм до сих пор.