Заплатка для квалификации
Не знаю, как вы, а я никогда не рассматривала квалификацию как просто средство для расстановки пилотов на стартовом поле перед главным событием уик-энда – воскресной гонкой. Для меня квалификация всегда была своего рода независимым состязанием, результаты которого важны не только для последующего действа, но и сами по себе. Наверное, это просто привычка – все-таки десяток лет моего боления королевскими автогонками пилоты по субботам соревновались в чистой, абсолютной скорости. И не важно, что в первую половину (порой и дольше) квалификационного часа фавориты прятались по боксам, а на трассе ничего серьезного не происходило – ну разве что какой аутсайдер, вроде «Минарди» или «Эрроуза», жертвовал резиной, чтобы привести в кондицию асфальт для последующего выступления топ-пилотов. Зато в заключительные минуты некоторая начальная скука с лихвой компенсировалась захватывающей битвой за поул, когда на трассу высыпали все, а результаты на экране менялись как в калейдоскопе, так что после просмотра болельщики сами еле дух переводили. Но, главное, лучшим тогда оказывался самый-самый…
Но с 2003-го калейдоскопически начали развиваться не события в квалификациях, а сами форматы субботних сессий. Чего только мы не видели за эти годы! Квалификацию с одним быстрым кругом для каждого пилота, в полном одиночестве атакующего виражи автодромов, занимающую два дня – пятницу и субботу, или два часа. Квалификацию, в которой итоговое место на старте определялось по суммарному времени двух заездов – в субботу и в воскресенье утром. Наконец, трехуровневую квалификацию с вылетами шестерок самых медленных, вариант которой мы и наблюдаем сейчас. Изменения, которые приходилось вносить в эти форматы, порой «на лету», по ходу чемпионатов, говорит только о том, как непродуманны и несовершенны оказывались очередные нововведения.
Признаюсь, система, основанная на одном быстром круге, не важно – в одной или двух сессиях, мне не нравилась. Казалось, идея была неплохая. Никаких жалоб на блокировки, медленные машины, желтые флаги и прочие внешние раздражители (кроме неожиданного дождя) – если круг не удался, то уж кроме себя или собственной команды инженеров винить некого. А уж для тех болельщиков, кто любит изучать детали пилотирования, такой формат был отличным шансом оценить каждого пилота на абсолютно каждом кусочке всех трасс календаря. Но, очевидно, такие фанатики составляют в массе болельщиков меньшинство – рейтинги субботних телетрансляций начали падать.
Вот идея разбить квалификацию на три части показалась достаточно удачной, о чем говорит и ее живучесть – с косметическими изменениями она существует уже третий год. Для телевизионщиков хорошо – топ-пилоты участвуют во всех трех сегментах, привлекая зрителей. Последние, кроме созерцания кумиров, заняты еще довольно увлекательной борьбой: сначала за 16-ю позицию, затем – за 10-ю, а уж на закуску – за поул. Но если общая концепция хороша, то реализация, которая в этом году претерпела очередные изменения, прихрамывает, как и все предыдущие версии.
Например, первый сегмент, в котором участвуют все 22 пилота, стал длиннее на 5 минут, что привело лишь к тому, что пилоты стали просиживать это дополнительное время в боксах. Фавориты, как обычно, выходят под конец сегмента, проезжают один или два, быстрых или не самых быстрых круга – интереснее не стало. Третий сегмент, наоборот, укоротился на 5 минут – стало как то очень скоротечно, и за использованное в нем топливо теперь не дается компенсация перед стартом гонки. Хватило всего-то двух Гран-при, чтобы убедиться – пилоты готовы довольствоваться может не самой высокой позицией ради того, чтобы сэкономить немножко топлива для завтрашней гонки. Понятно, что нужно снова что-то менять. Об этом представители команд заговорили уже в субботу вечером в Малайзии, после штрафа гонщиков «Макларена», и в их высказываниях все чаще стало звучать нижнее ограничение на время прохождения круга – самый простой выход из сложившейся ситуации. Фактически «заплатка» на неожиданно обнаруженную дырку…
А ведь можно было бы не добавлять еще одно искусственное правило в и без того усложненную процедуру, а избавиться от одного уже существующего условия. От тяжелых баков в третьем сегменте. Сразу убили бы двух зайцев: исчезли бы исключительно медленные болиды на последних секундах – вместо них появились бы действительно быстрые, сражающие за позиции на основании абсолютной скорости, а не стратегических решений на гонку. И поулу вернулся бы его истинный смысл – критерия выбора самого-самого… Вот только у этого скоростного вида спорта благодаря Федерации такая инерция, что рассчитывать на отмену ограничений по топливу вряд ли стоит. Как придумали его в 2003-м, так и тянут атавизм до сих пор.
Кто же захочет ехать быстро?
Из преимуществ: следим за пилотажем лучшей десятки, нет права на ошибку, отсутствие блокировок, влияние дождя - не такая лотерея, как когда все едут по одному кругу, но всё-таки лотерея есть. И сомневаюсь что интерес болельщиков пропадёт - всё таки борьба то за поул :)
а правильно ведь подметил iNils. Как отсчтывать время, если тебе приедтся заезжать на пит лайн и медленно ползти по нему? Ехать на круге возвращения быстрее чем на «летучем круге»(С), чтоб скомпенсировать отстование при движении по «гаражному переудку(с)"?Бред. И еще, кстати говоря, а все ли боксы находятся после финишной линии?
-- Ну как-то же они измеряют время выезда из боксов на старт перед гонкой. Там тоже ограничение есть.
>Формула 1 на это не пойдёт:)
Тьфу-тьфу-тьфу! Кончено, не пойдет!)) Хотя болезнь Мосли прогрессирует, так что всякое может быть ))
Новый Африканец
Надо Мосли кости перемыть :)
Надеюсь, что история с Максом хоть правдивая?
По поводу формата квалификации: лично меня более-менее устраивает нынешняя система. Не удивлён, что в опросе лидирует 12-круговая. Ностальгия по старому... Ну на последних кругах было интересно, ну а первые полчаса на что было смотреть? Тем более, когда 20 с лишним болидов одновременно находились на трассе, невозможно было уследить за ротацией мест, борьбу середнячков практически не показывали.
Поэтому однокруговая квала мне тогда показалась прорывом. Здесь всё чётко было видно, кто, где и почему выиграл или проиграл. В конце концов, были ошибки, коорые обеспечивали неожиданности на стартовой решётке. А при 12-круговом формате места интриге практически не было. Да, это было соревнование в чистой скорости. Но это же только расстановка сил на старте гонки! По мне, так уж пусть будет какая угодно квалификация, хоть с полными баками у лидеров под завязку, лишь бы в воскресенье было интересно смотреть!