4 мин.

Будущее «Ф-1» (оффтопик)

В последнем посте я упомянула, что если технический прогресс в «Формуле-1» не держать в ежовых рукавицах, то очень скоро она докатится до гонок роботов. Явно навеяло веселой подготовкой моих коллег из университета Штутгарта к ежегодной забаве для местных студентов и учащихся выпускных классов – гонке роботов (Roborace). Хотя для кого, может, и забава, а для участников – мероприятие весьма серьезное, да еще с призом, за который, пожалуй, стоит побороться – команда-победитель получает возможность полетать на самолете над городом и его многочисленными пригородами.

В чем суть соревнований? Команды составом от четырех до шести человек получают абсолютно одинаковые наборы LEGO Mindstorms NXT, в которые входят кроме деталей корпуса три движка, пять различных сенсоров (ультразвуковые, фото, контактные), программируемый микропроцессор, ну и батарейки/аккумуляторы. Из этого конструктора нужно собрать робота, который будет выполнять, согласно самостоятельно написанной программе, определенное задание на время. В две попытки, засчитывается лучшая.

 

Собрать робота -- это, наверное, мечта любого мальчишки! Да и некоторых девчонок.

В основном предлагаются задания гоночного типа, то есть требуется пройти дистанцию за кратчайшее время. Однако, технические кибернетики, организующие мероприятие, они обязательно выдумывают какие-нибудь препятствия или сложности. Например, в прошлом году трасса была незамысловатая – вперед до стенки, разворот (или переключение на «заднюю») и назад к линии старта-финиша. Казалось бы, что может быть проще? Именно поэтому робот должен был быть двухколесным! А перевернутый маятник, как известно, система неустойчивая – роботы постоянно падали, не проезжая и половины дистанции.

В этом году роботам предложили проехать по небольшому, но, как оказалось, коварному лабиринту. Решений поставленной задачи студенты и школьники предложили массу. Кто-то оснастил свое детище гусеничным механизмом, а кто-то реализовал поворот на 90 градусов с помощью двух пар колес с перпендикулярными друг относительно друга осями. У кого-то робот менял направление, только уткнувшись «носом» в стенку или пару раз стукнувшись в нее «лбом», а у кого-то шустро поворачивал с приличным запасом от отбойника, вписываясь в поворот практически по идеальной траектории. Один «бедняга» так заблудился, что дважды, дойдя до середины, поворачивал назад и финишировал в те ворота, где вообще-то находился старт. Победителю первой гонки, например, для прохождения трассы понадобились всего десять секунд с хвостиком и полная темнота, иначе датчики не срабатывали, не могли определить белую стенку лабиринта.

    А у одной из команд робот что-то тихонько насвистывал всю гонку. Ну и что, что ехал медленно?! Зато за артистизм 10.0! Я тут же предложила организаторам выдавать приз самому симпатичному экземпляру, хотя самой трудно было бы выбрать, ведь они все очень забавные и напоминают персонажа старого и очень в детстве любимого фильма «Короткое замыкание». Суровые техкибернетики идею отклонили – в мужских состязаниях нет места симпатиям…

Разумеется, у студентов пока нет навыков создания надежных и быстрых машин – они их строили, пользуясь методом проб и ошибок, и поэтому итог каждой попытки был практически лотереей. Триумфаторы первого круга провалили второй, сойдя с дистанции, а затем уступив первую строчку другой команде, которая, напротив, не финишировала в первой гонке. Новый рекорд составил 8,9 секунды – невероятно реактивный прорыв сквозь лабиринт!

 

Победители первой (NXTHESEUS) и второй (Greener star) гонок

И все же, несмотря на то, что победителя решал больше случай, а не талант, соревнования были замечательные. Зрители получили заряд здорового смеха и положительных эмоций, участники наверняка провели веселые четыре недели, пока строили своего робота, и приобрели определенный опыт, пусть даже для большинства это был опыт поражения. И кто знает – может, в числе тех школьников были подрастающие конструкторы гоночных автомобилей. Опыта наберутся, а фантазии им точно не занимать!