16 мин.

«Кадиллак» взял двух списанных ветеранов – их представил Киану Ривз. Зачем они дебютанту «Ф-1»?

В 2026-м в «Ф-1» дебютирует новая команда (впервые за 10 лет!) – «Кадиллак». 

Момент выбран не самый удачный: сезон-2026 – первый в рамках нового сложного регламента. У болидов полностью изменятся моторы и аэродинамика, и к таким переменам будет трудно адаптироваться даже топ-командам. Проект «Кадиллака» вызывает сомнения: коллектив собирается заниматься всем самостоятельно (только первые три года будут использовать моторы «Феррари») – и поверить в его стремительный прогресс сложно. В таких условиях вопрос правильного выбора пилотов становится особенно важен – над ним в команде размышляли практически год.    

В последние месяцы пресса тонула в слухах и дискуссиях о составе 11-го коллектива: как-никак в пелотоне появилось целых два новых места, что очень значительно для такого «закрытого клуба», как «Ф-1». Говорили о втором шансе для Мика Шумахера (сейчас его называют потенциальным резервистом «Кадиллака), о появлении американского пилота в лице Колтона Херты из «Индикара». Также рассуждали о возможном возвращении крепких ветеранов вроде Даниэля Риккардо.

На днях – почти за полгода до дебюта – «Кадиллак» все-таки объявил о подписании Серхио Переса и Валттери Боттаса. В кинематографичном проморолике их презентовал Киану Ривз (который также станет продюсером документалки о пути американской команды к «Ф-1»).

Изначально в команде заявляли, что нуждаются в одном опытном пилоте и одном молодом (желательно американском). Но в итоге взяли двух «старичков»: выбранный состав – самая возрастная пара пилотов в пелотоне (обоим на старте сезона-2026 будет по 36 лет).

Хотя выбор кажется взвешенным, к нему все равно остается немало вопросов – поэтому «Кадиллак» попытался все объяснить.

Как именно выбирали пилотов

В изначальный список кандидатов входило более 15 пилотов – однако в нем не было Риккардо, как предполагали некоторые, так как Дэн не планирует возвращаться в серию.

Некоторых гонщиков рекомендовал руководитель «Кадиллака» Грэм Лоудон, другими интересовались исполнительный директор команды Дэн Таурисс и президент «Дженерал Моторс» Марк Ройсс – остальных включили по рекомендациям.

В шорт-лист попали четыре пары пилотов: в некоторых случаях рассматривались два опытных гонщика, в других – комбо ветерана и новичка. По словам Таурисса, в «Кадиллаке» устроили что-то вроде стресс-теста для всех кандидатов: Перес и Боттас справились лучше всех.

Ключевую роль сыграл опыт: Серхио провел в «Ф-1» 14 сезонов, Боттас – 12; плюс у каждого куча подиумов (39 и 67 соответственно) и несколько побед (6 и 10). 

«Их опыт, лидерские качества и понимание технических аспектов – то, что нам нужно, – сказал Дэн. – Подходящее сочетание подходящих пилотов в подходящее время. Нас тронула их вера в этот проект, очень радостно сделать следующий шаг вместе с ними. Мы поговорили с тонной пилотов. Есть множество молодых и очень талантливых гонщиков. Принять решение было непросто. В конце концов эти двое выделились опытом и навыками лидеров – так что мы выбрали их для дальнейшего пути».

Тут включился Ройсс и уточнил, что именно ожидают от ветеранов в команде:

«У нас есть средства, люди, которые занимаются разработкой машин, а теперь появились два пилота, которые обладают огромным опытом в «Формуле-1». Мне кажется, это главное. Обратная связь от пилотов, обладающих опытом работы над болидом, – важная веха в истории «Кадиллака», выходящего на сцену «Ф-1», – подчеркнул президент «Дженерал Моторс».

На первый взгляд подобная риторика кажется удивительной: ведь в гоночном сообществе многие уже нарекли обоих пилотов «сбитыми летчиками». Почему же это не испугало американцев?

«Кадиллак» убедился: проблемы Переса в «Ред Булл» – не вина пилота

В конце 2024-го Переса фактически выкинули из «Ред Булл» – а ведь контракт заключался до конца 2026-го. В команде взбесились после поражения в Кубке конструкторов: после череды подиумов в первых гонках Серхио растерял темп и, начиная с 6-го этапа, ни разу не добрался до топ-5. В основном мексиканец зависал во второй половине топ-10 или в самой середине пелотона – куда прорывался после провальных квалификаций.

Однако замена мексиканца не оправдалась.

Вместо Чеко взяли юниора из младшей команды Лиама Лоусона – который провел за рулем «Ред Булл» всего два Гран-при. Новозеландец оказался еще хуже: ни одного очка и сплошные последние ряды в квалификациях.

Тогда в напарники к Ферстаппену поставили другого пилота – Юки Цуноду. Но и тут чуда не случилось: изначально настроенный обуздать RB21 японец довольно быстро скатился в жалобы на машину и непонимание того, как ей управлять.

Сказались особенности подхода, который выбрали в «Ред Булл». При разработке болида команда опиралась больше на ощущения Макса Ферстаппена как более быстрого пилота – и потому напрочь забыла об удобстве второго номера. А ведь у нидерландца очень специфичные предпочтения: ему нравится загруженная передняя ось и стабильный зад – что порождает склонность к избыточной поворачиваемости, с которой может управиться далеко не каждый пилот.

В случае Переса такая философия полностью идет вразрез с его пилотажным стилем. Серхио любит недостаточную поворачиваемость и более плавный пилотаж. Он не раз говорил «Ред Булл» о проблемах (еще во время успешнейшего 2023-го), однако в команде предпочли не обращать на его жалобы внимания. 

В «Кадиллаке» же отказались от поспешных выводов и во всем разобрались – благодаря чему Серхио на протяжении всего года считался одним из основных претендентов.

«[История с «Ред Булл»] – одна из самых интересных, – подмечает Таурисс. – Команда, которая построена вокруг одного пилота, хотя у нее их два. Никто из вторых пилотов не смог освоиться на этом месте. Так что мы потратили много времени на общение с людьми из «Ред Булл», чтобы получить информацию и отзывы».

При встрече с самим Пересом руководство убедилось, что мексиканец подходит «Кадиллаку» по всем параметрам. 

Уникальный случай! Обычно после ухода из «Ф-1» отсутствие практики за рулем актуальной машины бьет по репутации пилота, из-за чего шансы на возвращение стремятся к нулю. Поэтому многие пытаются занять роль резервиста, чтобы хоть иногда пилотировать болид в рамках тестов и мелькать в паддоке, не давая о себе забыть. Перес же просто пропал с гоночных радаров – однако из-за неудач новых напарников Ферстаппена его цена как пилота заметно возросла. 

Теперь Серхио возвращается в «Ф-1» с гордо поднятой головой и заявлениями, что ему нечего доказывать. 

«Все дело в особой динамике команды «Ред Булл», – объяснил Чеко свои проблемы в 2024-м. – Понятно, что в лице Макса Ферстаппена у них есть уникальный талант. Но второму пилоту чрезвычайно трудно хотя бы просто адаптироваться к управлению их болидом.

У «Ред Булл» очень уникальная машина, мне приходилось использовать уникальный стиль пилотажа, чтобы выжить на протяжении этих нескольких лет. Но это очень трудно – и вы сами могли за эти годы в этом убедиться на примере других гонщиков.

Юки Цуноде и Лиаму Лоусону вдвоем удалось заработать что-то около пяти очков или что-то в этом роде (Лоусон набрал 0 очков, Цунода – 7 – Спортс”). Так что да, это очень сложно. Причем они оба являются фантастическими гонщиками. Но да, болидом «Ред Булл» очень трудно управлять, для этого требуется уникальный стиль пилотажа.

Иногда мне удавалось с этим справляться, адаптироваться, но как только начинался дождь, например, или усиливался ветер, машина тут же становилась абсолютно неуправляемой. И тогда ты начинал допускать одну ошибку за другой, терял уверенность в себе. При этом психологически я был очень устойчив, учитывая, сколько лет я продержался в «Ред Булл». Ведь на меня оказывалось сильное давление, в том числе благодаря вам [журналистам]. Но теперь вы тоже осознаете, на каком уровне я выступал на самом деле, находясь в этой команде и за рулем этого болида».

Вообще подписание Переса казалось самым очевидным вариантом: у него неплохая статистика, богатый опыт и хорошие навыки обратной связи. Почему же «Кадиллак» тянул?

Вероятно, дело в сотрудничестве «Ред Булл» и «Форда». В начале 2023-го американцы объявили, что помогут «быкам» с разработкой силовой установки для нового регламента и будут вместе ее дорабатывать. При этом исполнительный директор «Форда» Джеймс Фарли оказался фанатом Переса – так что из мексиканца начали делать лицо марки в Северной Америке. К примеру, отправили его играть в гольф прямо с кузова F-150.

Однако после ухода из «Ред Булл» соцсети Переса затихли, а все посты с «Фордом» пропали – вплоть до июля прошлого года. Не исключено, что это попытка стереть прошлый образ перед трансформацией в лицо другой американской компании.

Уход Боттаса тоже был бесславным: почему его выбрали?

Последние сезоны Валттери провел в «Заубере» (с 2019-го по 2023-й носила название «Альфа Ромео»). Первый сезон в 2022-м начался со стабильных финишей в очках и даже попадания в топ-5, однако дальше наблюдался сплошной регресс. Боттас финишировал все ниже и ниже, а в 2024-м и вовсе не набрал ни одного очка! Во многом сказался подход самой команды: у болида не было явно сильных сторон, зато наблюдалось множество проблем – из-за чего приходилось использовать экспериментальные тактики и настройки (которые никак не помогли). 

На фоне спада в результатах финн переключился на активность в соцсетях: рассказывал об увлечении велоспортом и продвигал собственный зад (буквально) в эксцентричных постах – на основе которых даже выпустил собственный календарь.

Все больше Боттас напоминал просто медийное лицо, а не пилота «Ф-1». И пока что этот образ несильно изменился: в этом году финн занимает должность резервиста в «Мерседесе» – и вдобавок к гоночным обязанностям команда отправила Валттери отыгрывать роль ведущего в соцсетях.

К примеру, вот так артистично Боттас рассказал о том, что означает летний перерыв для команд «Ф-1».

Финн и впрямь отлично смотрится в кадре и способен здорово помочь продвижению «Кадиллака» среди аудитории «Ф-1». Но что насчет спортивной составляющей?

В команде уверены: Валттери – все еще очень сильный пилот, а спад результатов связан с общими проблемами «Заубера». Все-таки напарника Чжоу Гуаньюя финн громил на протяжении всех трех сезонов – а в последнем квалификационный счет и вовсе оказался 21:3 в пользу Боттаса.

«Мы потратили много времени на то, чтобы изучить результаты прошлых сезонов и понять, в каком состоянии находился «Заубер» и насколько хорошо справлялся Боттас с учетом уровня его болида. Мы сравнивали его квалификационный и гоночный темп», – отметил Таурисс.

Вероятно, в «Кадиллаке» определились благодаря «Мерседесу»: в пресс-релизе команде выразили признательность за поддержку – какую именно, не уточняется, но можно допустить, что раз американцы поговорили с «Ред Булл», то и с коллективом из Бракли тоже могли побеседовать. Тем более, в отличие от Переса, Боттас присутствовал на Гран-при текущего сезона и постоянно участвовал в жизни команды (к примеру, помогал адаптироваться юниору Кими Антонелли) – то есть из жизни паддока он никак не выпадал, что большой плюс.

Чем мог приглянуться Боттас? Он достаточно быстрый гонщик: способен сохранять стабильность и предпочитает избыточную поворачиваемость – но без перегиба. Тем не менее Валттери нельзя назвать образцовым пилотом с точки зрения обратной связи: в «Мерседесе» упор делался на Хэмилтона, а в «Заубере» наблюдался сплошной регресс. Зато финн отличается лояльностью и умением выстраивать отношения внутри коллектива – а еще у него вполне реалистичные ожидания от первых сезонов.

«Для меня это похоже на то, как я раньше перешел из «Мерседеса» в «Альфа Ромео», – отметил Боттас. – Произошла своего рода перезагрузка целей. Так что у себя в голове я уже проходил через такой процесс. […]

Я знаю, чего ждать. Всегда лучше готовиться к худшему, ведь тогда все ваши достижения будут восприниматься очень позитивно. Так что для меня, опять же, главное – это возможность работы с командой, возможность запачкать руки. И когда мы добьемся прогресса и команда придет к успеху, я буду рад. Я почувствую, что получил награду за свои усилия.

При этом мы в «Ф-1» не ради того, чтобы оставаться позади. Мы не хотим оказаться на последнем месте. И я верю в эту структуру, в этих людей – и не вижу причин, почему мы не могли бы довольно быстро набрать хороший темп и добиться каких-то успехов.

И у нас с Чеко Пересом в запасе еще есть несколько лет, так что наша цель – достичь успеха и насладиться этим».

Похоже, в «Кадиллаке» подобрали и впрямь неплохую пару пилотов!

А как быть с идеей об американском пилоте? От нее отказались?

На первых порах – да. Известно, что «Кадиллак» рассматривал Джека Кроуфорда из «Ф-2» и молодежной программы «Астон Мартин», однако, по данным Autosport, отказался от этого варианта: американцы опасаются, что сложная техника «Ф-1» может сильно ударить по уверенности малоопытного юниора – как это было с Логаном Сарджентом в «Уильямсе». И потому команда доверилась ветеранам.

Однако это не значит, что от затеи с пилотом из США отказались. Просто сейчас нет подходящих кандидатур – да и у новообразованной команды совсем другие приоритеты.

«Нам важно, чтобы американский пилот имел возможность попасть в «Ф-1». И мы будем над этим работать. Однако для первого сезона команде нужны опытные гонщики – и мне кажется, что наш состав отлично подходит команде», – заявил Дэн Таурисс.

Перес-Боттас – логичное решение для новой команды. Работа уже началась

«На протяжении всего общения с Грэмом [Лоудоном, руководителем «Кадиллака»] он всегда ясно давал понять, что простым этот путь не будет. И что особенно первый сезон, вероятно, окажется очень трудным», – поделился Валттери о ходе переговоров.

Именно из-за такой обстановки в «Кадиллаке» с самого начала проговаривали: команда настроена максимально серьезно – и потому очень трепетно относится к выбору пилотов.

«Мы выбираем гонщиков, исходя из их заслуг, – говорил Лоудон. – «Ф-1» не детская площадка. Это вершина мирового автоспорта. Так что, конечно же, мы должны смотреть на заслуги пилотов».

Перес и Боттас полностью соответствуют этому требованию. Серхио способен подтянуть команду с технической точки зрения и принести за собой спонсоров на $30 млн (а также помочь с освоением латиноамериканского рынка), а Валттери – отличный исполнитель и любимец болельщиков.

Финн уже начал заниматься пиаром: за несколько минут до официального релиза сделал красочный намек на новый контракт (это теперь его аватарка в соцсетях).

А позже еще появилось оставшееся за кадром.

После подписания пилотов у команды появилось 200 тыс. новых подписчиков – всего за два часа! Эффект от нового состава уже ощущается.

Правда, в ближайшие месяцы «Кадиллак» вынужден ограничиться работой с одним Пересом: Боттас обязан отработать сезон резервистом в «Мерседесе» и пока не может присоединиться к американской команде.

Что же будут делать с Чеко? Лоудон рассказал, что в «Кадиллаке» активно занимаются симуляциями гоночного уик-энда, чтобы сплотить команду и разобраться с основными рабочими процессами до приезда на дебютный Гран-при.

К примеру, следующую такую репетицию в команде проведут параллельно с этапом в Монце: сотрудники будут работать с четверга по воскресенье так, будто участвуют в настоящем Гран-при. Видимо, в этот раз в процесс включат Серхио Переса.

«У нас есть план по постепенной подготовке к первому уик-энду в Мельбурне, и пилоты играют в нем очень большую роль, – отмечает Грэм. – Единственное, что я могу вам сказать, после того как провел с ними время, – это то, что я не хочу говорить за пилотов. Им самим хватает энтузиазма, чтобы встроиться в работу».

В команде также подтвердили, что планируют провести сессию TPC (Testing of Previous Cars – тесты болидов прошлых лет, где машинам должно быть минимум два года). Так как у американцев пока нет подходящего болида, им разрешили воспользоваться чужой техникой: скорее всего, «Кадиллак» обкатает «Феррари» 2022 или 2023 года – так как в первые сезоны будет использовать моторы из Маранелло. И поедет там явно Перес.

Теперь, когда вопрос с составом пилотов решен, проект «Кадиллак» можно считать по-настоящему полноценным. Но относиться к нему стоит все еще сдержанно – как это делают в самой команде. Хотя наличие двух классных и опытных гонщиков можно считать большим плюсом, гарантией успеха это не назвать. 

В 2010-м команда «Лотус» (позже «Катерхэм») дебютировала с неплохим составом из пилотов с опытом подиумов и победы – Ярно Трулли и Хейкки Ковалайненом. Однако за свои пять сезонов коллектив ни разу не добрался до очков. 

Здорово, что «Кадиллак» взял Переса и Боттаса: они настоящие профессионалы, не склонны к скандалам и в целом довольно спокойные. Со своей работой оба пилота точно справятся – вопрос только в том, справится ли сама команда. 

Что еще почитать о «Кадиллаке»:

Телеграм-канал автора

Фото: cadillacf1team.com; IMAGO/Jan Huebner/Severing, Francisco Canedo/XinHua, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Hasan Bratic/Defodi Images/Global Look Press