Дуэль Пиастри и Норриса: кто сильнее в схватке за титул «Ф-1»?
Психология, пилотаж, помощь команды.

Позади половина сезона «Формулы-1», и уже ясно: чемпионский кубок уедет на базу «Макларена». Оранжевая парочка из Оскара Пиастри и Ландо Норриса оторвалась – Максу Ферстаппену будет сложно отыграть гандикап в 3 победы. Ведь он отстал на 61 балл от второго места и еще на 8 – от первого.
Среди лидеров – более напряженная дуэль: Норрис начал фаворитом, затем много проиграл, но теперь возвращается.

Но кто же предпочтительнее в схватке двух «Макларенов»?
Кто сильнее психологически, а за кого команда?
За кого играет опыт, а кто лучше обращается с лучшим болидом «Ф-1»?
Давайте прикинем.
Пилотажный стиль: сильные и слабые стороны Пиастри и Норриса
Спустя три года можно заключить: «Макларен» угадал с заменой Дэна Риккардо на Оскара Пиастри. Вместо немного капризного, агрессивного в обгонах, но зависимого от качества машины медоеда они получили другого зверя: спокойную коалу с инстинктом прыжка с ветки в нужный момент и фантастической адаптивностью.
Главная сила Оскара, которая и помогла ему вынести все молодежные серии – способность быстро подстраиваться под условия на треке, обновления машины, тонкие настройки и колебания в сцеплении и прижимной силе от поворота к повороту.
Пиастри, наверное, самый устойчивый к ветру и влажной трассе пилот на решетке – причем он чертит траектории и ловит машину не на чистых рефлексах, как Райкконен или Леклер, а на расчете и предвидении уровня сцепления. Недаром Ален Прост увидел в нем себя и проталкивал парня в академию «Альпин».
Еще Пиастри – мастер выбора момента и стиля обгона. Редко ломится на прямой с упованием на DRS и чистую мощность – всегда ищет место и момент, чтобы удивить соперника, взять его с наименьшей потерей времени и выигрышем траектории. Это именно чувство – не талант агрессивного наскока, как у Риккардо, а умная работа с возможностями.

Такой же расчет у Пиастри и для квалификационного, и для гоночного темпов. Оскар в практиках выбирает самый высокий темп, который может поддерживать без ошибок и ненужного риска – и чаще всего (во многом и благодаря машине «Макларена») этого хватает, чтобы оказаться в топ-3.
Однако здесь же кроется и слабая сторона Пиастри: когда ему нужна позиция выше или обгон требуется прямо сейчас, он переходит в режим рискованных и немного панических атак. А поскольку основа стиля и подхода Оскара заключается в противоположном – избегании ненужных рисков – то в условиях цейтнота Пиастри пока работает не безупречно. Оттуда и ошибки в квалификациях в прошлом году, и ляпы в 2025-м – если надавить на Оскара равным ему темпом, то он скорее расколется.
Остается вопрос: способен ли Норрис на такой темп? Как у него с пилотажем?
Ландо – классный атакующий пилот: его переключения передач эксперты называют «роботическими», он классно выбирает поздние точки торможений, умеет держать шины в рабочем окне. У Норриса отличная реакция, и на быстрых и техничных трассах он способен выжимать максимум.
Но все это работает, когда Ландо доверяет машине. Если болид не совсем слушается или его поведение слишком отличается круг от круга, Норрис адаптируется, но своеобразно – тормозит еще сильнее и еще раньше. Такие фокусы дестабилизируют аэродинамическую платформу болида, ломают равномерность генерирования прижимной силы и открывают еще больше уязвимости к ветру. Тогда машина Ландо пролетает мимо нужных траекторий, теряет время и дополнительно изнашивает шины.
В идеальном состоянии Норрис способен надавить на Пиастри и принудить того к ошибкам. И держать отрыв Ландо тоже может – но только когда болид дает ему эту возможность. Какая ирония: Норрис победил Риккардо там же, где теперь страдает от Пиастри.
Психология – кто устойчивее?

При относительно равных способностях и взаимном давлении преимущество уйдет тому, кто не сдает под давлением.
На первый взгляд, Пиастри очевидный фаворит. Он спокоен, не ругается по радио, во многих переговорах и интервью звучит как реинкарнация Кими Райкконена: «Опять выиграл? Чего радуетесь, в первый раз, что ли?»
Его стиль жизни – примерно такой же: никаких тусовок, никакой значимой публичной активности. Его личность проявляется даже в маркетинге: именно Оскар – амбассадор спортпита ON в «Макларене», и только у него есть свой напиток-протеиновый шейк в меню для спонсора-отеля.
Подход Норриса тоже отлично отражается и в маркетинге: в той же картотеке он представлен алкогольным коктейлем, а у самого Ландо есть энергетическая коллаба с Monster Energy. Норрис – действительно более эмоциональный и «живой», его нередко видели на вечеринках. Он стремится не просто взять титул любой ценой, но и остаться собой – простым парнем. Ему чужд инстинкт убийцы, зато знакомы сомнения в себе и «синдром самозванца».
Потому форма Ландо и колеблется от гонки к гонке – он больше зависит от хода уик-энда, первых же дней и времени накануне. Он может перегореть и действительно подвержен давлению, если кто-то или что-то оказывают сильный прессинг. Нет гарантий, что он точно расколется, но каждый раз существует большая вероятность – чем больше запрос к нему и тем больше нужно выжимать, тем чаще Ландо сдавал.
У Пиастри другая проблема: его подход построен на избегании рисков, потому он влезает на эту территорию всегда в небольшом «режиме паники». Дело не в давлении как таковом, а в моментах, когда первоначальных усилий недостаточно – Оскар еще не научился справляться с такими моментами из-за нехватки опыта.
В последних гонках он все равно предпочитал сделать шаг назад и удовлетвориться условным третьим местом, но в гонке за титулом подход придется пересмотреть.
Норрис опытнее – ему помогает?

Выходит, у Ландо преимущество – ведь он катает в «Ф-1» и «Макларене» 7-й сезон (а Оскар – 3-й)?
Как ни странно, нет: Норрис оказался достаточно зависим от свойств машины, а синдром самозванца не сформировал его как зрелого пилота. Ландо фактически входит в каждый год как новичок – и выносит только понимание, какие же технические характеристики машины ему нужны.
Накат помогает Пиастри намного больше – Оскар учится намного быстрее и демонстрирует гибкость в подходе даже от гонки к гонке. Отказ от рисков в некоторых не слишком удачных Гран-при, хотя бы в квалификациях – хороший пример, как и смена манеры атак при обгонах. Пиастри никогда не повторяет ошибку при сражении колесо в колесо, а Норрис часто пробует старые (и несработавшие) фокусы на других пилотах.
Единственное однозначное преимущество Ландо над Оскаром в смысле опыта – работа во главе пелотона во время процедур типа рестартов. И то не всегда: на прошлогоднем Гран-при Бразилии, например, Норрис нарушил предписания гоночной дирекции. Так что стоило бы учиться побыстрее, иначе соперник скоро его обгонит.
Внутрикомандная динамика: на чьей стороне «Макларен»?

Когда шефу всей гоночной ветви компании Заку Брауну задают вопрос о субординации и фаворите в борьбе за титул, тот отвечает одно: «Я могу поговорить с гонщиком с глазу на глаз и успокоить его. Все будет в порядке. Мы продолжим работать как раньше и гарантировать одинаково справедливое отношение к обоим гонщикам, открытость и обмен информацией.
Если мы продолжим наращивать отрыв в Кубке конструкторов, то предоставим гонщикам самим решать, кто станет чемпионом мира. И пусть победит сильнейший.
Наши гонщики могут бороться друг с другом. Они знают правила и будут их соблюдать. Гоняясь друг против друга, будут вести борьбу жестко, но чисто. Думаю, борьба за титул продлится до Гран-при Абу-Даби».
Зак не врет: «Макларен» демонстрирует равенство в обмене информации. Например, гоночные инженеры Норриса и Пиастри обмениваются мыслями о неудачных и удачных местах и манерах атак соперников, парней одергивают по радио в случае слишком пограничного наскока (как на Гран-при Австрии в исполнении Оскара), а все преимущества по стратегии заранее оговорены и отданы лидеру на треке.
Такая же картина – с технической помощью: Норрис всю первую часть сезона мучился с непредсказуемым поведением машины, и «Макларен» сделал специально для Ландо новую подвеску. С ней Норрис действительно поехал быстрее – пока Пиастри отказался от использования детали с вердиктом «не вижу улучшений». Однако для него и его стиля доделают днище – чтобы и Оскар мог получить бонусы от апгрейда и сохранить равное отношение.
Пока же команда старается выбрать справедливый подход. Он во многом означает «хочешь преимущество? выигрывай квалу и старт».
Вопрос будущих связей с «Маклареном» уже выглядит немного в пользу Пиастри: еще перед стартом сезона Оскар получил новый суперконтракт на ту же базовую зарплату, что и Норрис (26 млн в год), но его сделка – до конца 2026-го с опционом на 2027-й. И после первых неудач сезона пошли слухи о возможном непродлении именно Норриса – ведь в «Ф-2» и в первой практике «Ф-1» впечатлил еще один суперюниор Алекс Данн.
Пока команда относится к обоим пилотам одинаково, с готовностью помогает и Ландо, и Оскару. Первого номера и внутреннего фаворита действительно нет, как и отдельных симпатий. Но кажется, будто «Макларен» больше впечатлен скоростью восхождения Пиастри и видит в нем больший потенциал – так что если Оскар начнет систематически одолевать напарника, Ландо потеряет внутренний статус.
Отношения между ними: враги или друзья?

Казалось бы, не слишком важный вопрос для двух претендентов на титул. Но на самом деле отношения между пилотами в лидирующей команде могут стать важнейшим фактором не только для определения чемпиона, но и сохранения команды.
Алонсо и Хэмилтон в свое время едва не раскололи «Макларен», то же самое начало происходить с «Мерседесом» во время схватки Нико Росберга и Льюиса, а уж историю битвы «человека «Макларена» Проста и «человека «Хонды» Сенны знает каждый фанат «Ф-1». И таких примеров немало.
Вильнев и Пирони в «Феррари», например, гоняли друг друга до гибели.
Но самый эпичный случай – битва за титул между Мэнселлом и Пике в «Уильямсе» в 1986-м. Напарники так друг друга ненавидели и не хотели уступать, что в итоге титул с преимуществом в пару баллов уплыл Просту.
Что же в нынешнем «Макларене»? Поразительно, но пока полное спокойствие и взаимное уважение. Стороны не пытаются подорвать соперника через действия на треке – только через радиопереговоры.
То Норрис потребует, чтобы его пропустили из-за преимущества в шинах или стратегии, то затянет выполнение приказа до последнего круга. То Пиастри ответит тем же или предложит команде разменять машины местами и вернуть ему лидерство после несправедливого штрафа – «ведь он же был нечестным, давайте решим все на треке». Но никакого подтекста – оба прямо говорят в интервью «вряд ли сработало, но почему не спросить, почему не попробовать?»
Пока никто из них не демонстрировал инстинкта убийцы ради бонусных очков. И даже столкновение пока только одно – в Канаде. Но скорее из-за недоразумения: аккумулятор на машине Пиастри разрядился, он сбросил скорость раньше обычного ради перезарядки, а следовавший позади Норрис как раз задумывал новую атаку, не успел отреагировать и влетел в борт напарника. Но – сразу извинился. Никаких перекладываний или обвинений.
Возможно, по мере ожесточения схватки что-то изменится, но пока трещин во внутрикомандном мире не видно.
Так кто же фаворит?

Сейчас при прочих равных фаворитом с небольшим отрывом выглядит все же Пиастри. Он стабильнее, его подход более здравый, основательный и фундаментальный, он быстрее адаптируется и учится – и команда снабжает его той же информацией и поддержкой, что и напарника.
Норрис, вероятно, все еще быстрее по чистой скорости, но пока не доказал способность реализовывать преимущество в темпе этап за этапом. Его опыт не помогает, а статуса №1 нет даже после семи лет в команде – «Макларен» уже котирует пилотов наравне.
Ландо для победы нужно измениться и выложиться на все 100. Оскару достаточно удерживать нынешний уровень.
Что еще почитать о схватке за титул «Ф-1»? И подписывайтесь на телеграм автора – там «невошедшие» в тексты на сайте рассуждения!
Оба пилота «Макларена» претендуют на титул – как ведет себя команда?
Рейтинг силы команд на экваторе сезона «Ф-1»: за победу в гонках вновь бьются четверо
А какие гонщики современной «Ф-1» по-настоящему хорошие? Кого переоценивают, а кого не замечают?
Мегапровал «Макларена» в Канаде: напарники не поделили прямую
Техночудо подняло «Макларен» на вершину «Ф-1». Соперники в нокауте (и восторге)
Новый лидер «Ф-1» – мастер обгонов-шедевров. Уничтожил даже Ферстаппена
Мегаконтракт нового лидера «Ф-1» – $100 млн. И выбил до побед над Ферстаппеном!
Фото: Simon West/Keystone Press Agency, HZ/HOCH ZWEI, Antonin Vincent/Keystone Press Agency, Alberto Vimercati/Keystone Press Agency, Eric Alonso/Keystone Press Agency/Global Look Press
Просто собрана вся база, которую куда более интересно описывают пользователи в комментариях к гран-при и квалификациям.
Минус, но читая
Второе предложение чуть менее забавное, но тоже неплохое. ладно нормис одержал эпохальную победу, победив таких всем известных талантов как....ээээ....нууу..гмгм...Джоу Гуанью и Никита Мазепин? Которые закончили сезон 8 и 10? А Оскар одолел целых Пуршера, Сарджента и Лоусона, которого здесь так или иначе пнул каждый второй? Действительно серьезные достижения, и не было бы никого, кто бы это опроверг)