Дмитрий Агапов
Автор

Беззубый крокодил. Почему «Катерхэм» был обречен на провал

Перед началом гоночного уик-энда в Сильверстоуне бизнесмен Тони Фернандес объявил о продаже «Катерхэма». Команда, успевшая сменить название и десяток гонщиков, теперь меняет и владельца, но не покидает «Формулу-1» насовсем, а лишь проходит очередную стадию трансформации.

Почему амбиции Фернандеса так и не реализовались в достойные результаты на трассе? Кто теперь будет управлять «Катерхэмом» и есть ли будущее у обновленной команды в «Формуле-1»?

Кому продали

По данным прессы, на «Катерхэм» претендовали сразу несколько покупателей. Старый знакомый Колин Коллес планировал создать румынскую команду «Форца Росса», а с приобретением конюшни из Лифилда упрощалось получение лицензии на выступление в «Формуле-1».

Среди других претендентов числились российские инвесторы, а также загадочный консорциум бизнесменов из Швейцарии и Ближнего Востока. И если первый вариант быстро отпал, то второй, в итоге, состоялся.

Новые хозяева наведут новый порядок. Так, Кристиан Альберс, бывший гонщик «Формулы-1», станет руководителем, а упомянутый выше Коллес будет исполнять роль консультанта. Кандидатура голландца выглядит странной: карьера в «королевских гонках» у него не сложилась, да и опыта руководства он не имеет. Покупатели «Катерхэма», очевидно, склонны к рискованным решениям, но не заплатят ли они за это слишком высокую цену в будущем?

Почему продали

Судьба маленьких команд в «Формуле-1» в последние лет двадцать-тридцать почти всегда одинаковая – забвение. Сколько было конюшен, которые загибались буквально за пару-тройку лет, и не сосчитать. Романтики и авантюристы приходили и уходили, гонки становились все более дорогими и профессиональными, а нашествие концернов вовсе привело к почти полному вымиранию частников.

Глобальный финансовый кризис, катком проехавшийся по мировой экономике, чуть не довел чемпионат до ручки – «БМВ», «Тойота» и «Хонда» покинули гонки, – но одновременно у маленьких проектов возникла надежда: радикальная идея Макса Мосли по введению потолка бюджетов привела к появлению новых команд. В эту волну попал и Фернандес – малайский бизнесмен, оказавшийся большим фанатом спорта, но не желавшим тратить на гонки баснословные суммы.

Кто знает: прижилась бы идея Мосли, возможно, и маленькие команды вроде «Катерхэма» смогли бы закрепиться в реалиях новой «Формулы-1». Но «королевские гонки» – это рынок, где все определяют монополии. Разговоры об ограничении расходов ходят уже который сезон, но ситуация принципиально не меняется. Вроде бы уже готовое решение на 2015 год было забраковано топ-командами. Ежегодно прожигающие по четверть миллиарда евро «Феррари» и «Ред Булл» не соглашаются играть по новым правилам. А Берни Экклстоун недавно недвусмысленно дал понять: нет денег — не нужно рваться в профессиональный автоспорт. Исходя из риторики промоутера, можно заключить, что ни о каком потолке расходов в ближайшие годы говорить не придется.

Фернандес не жалел средств на «Катерхэм», но сильно ошибался в людях, которым доверял важные посты

Фернандес не жалел средств на «Катерхэм», но сильно ошибался в людях, которым доверял важные посты. Он слепо верил в Майка Гаскойна и технический штаб англичанина, а также предоставлял серьезные должности неопытным Асмату и Абитебулю. Выбор пилотов тоже оставлял желать лучшего. Неужели Тони всерьез считал, что гонщики уровня Пика, ван дер Гарде или Эрикссона принесут команде долгожданные очки?

После разочаровывающего сезона-2013 Фернандесу стало понятно, что ограничение бюджетов не пропустят, а значит, для еле заметного прогресса придется прожигать еще больше долларов. Разочарованный бизнесмен объявил, что если в 2014 году не удастся добиться существенного прогресса, проект лишится финансирования. Сезон начался еще хуже предыдущих — хлопот добавил мотор «Рено», а команда безнадежно уступала соперникам. «Маруся» Жюля Бьянки, заработавшая очки в Монако, по всей видимости, стала последней каплей для малайца.

Вероятно, Тони решил, что команда в мотогонках и производство спорткаров обходятся куда дешевле «Формулы-1», да и дивидендов приносят больше. Надо сказать, что продает бизнесмен «Катерхэм» удачно — посреди сезона на последнюю команду чемпионата нашлись свои покупатели.

Чем запомнились

Конечно, пятилетнее пребывание «Катерхэма» Фернандеса в «Формуле-1» не могло пройти совсем незаметно. Были в короткой истории команды и яркие, и смешные, и грустные моменты.

«Катерхэм» ворвался в «королевские гонки» весьма эффектно. На Гран-при Европы 2010 года зрители увидели очевидную разницу в скорости между первой и последней машиной пелотона, а Марк Уэббер вдоволь налюбовался безоблачным валенсийским небом после уничтожения заднего антикрыла болида Хейкки Ковалайнена.

Противостояние с «Марусей» сразу приняло принципиальный характер: перед началом сезона-2010 владелец тогда еще «Верджина» Ричард Брэнсон заключил с Фернандесом пари. По условиям спора победителем считался тот, чей коллектив займет более высокую позицию в Кубке конструкторов, а проигравший должен был обслужить рейс авиакомпании соперника. Обещанного, как известно, ждут три года, и рейс со «стюардессой Брэнсоном» состоялся лишь в мае 2013-го.

И, конечно же, мы помним, как «Катерхэм» регулярно становился мишенью для критики пилотов «Ред Булл», «Феррари» и «Макларена». Гонщики малазийского коллектива пропускали лидеров на один, два, а то и три круга и не всегда делали это своевременно. Ох, сколько же нервных клеток убили малые команды Марку Уэбберу, Фернандо Алонсо и Льюису Хэмилтону — и не сосчитать. А впрочем, это судьба любой медленной машины — так было и так будет.

Что дальше?

Новым обладателям наследия Фернандеса нужно понять одну вещь: при существующих экономических реалиях «Формулы-1» коллектив никогда не поднимется со дна пелотона за счет мизерного бюджета. Не надо повторять ошибку романтика Тони, уверовавшего в скорую победу над командами с большим опытом и деньгами.

Сегодняшней «Формуле-1» не нужен еще один «Катерхэм». Ей нужен проект уровня «Форс-Индии», приправленный амбициями «Ред Булл». Профессиональный автоспорт демонстрирует: чтобы победить акул масштаба «Феррари» или «Мерседеса», нужно самому стать акулой. Если у обновленного коллектива из Лифилда не начнут прорезаться зубы, команда станет очередной жертвой соблазнительной, интересной, но необоснованно дорогой «королевы автоспорта».

Феттель и еще три гонщика «Формулы-1», которым нужно стать лучше

9 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
присутствие в руководстве Коллеса всегда настораживает. если где-то появляется эта разъевшаяся цыганская физиономия - ждите какую-нибудь аферу, причем топорно исполненную и неудачную в итоге :)
+5
0
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пола Гаскойна? =)))) Наверное Мика?!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Фернандес все-таки не смог вынести внешний вид болида 2014 и продал команду
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
присутствие в руководстве Коллеса всегда настораживает. если где-то появляется эта разъевшаяся цыганская физиономия - ждите какую-нибудь аферу, причем топорно исполненную и неудачную в итоге :)
подозреваю, что будет "помойная" команда, для отмывания левых бабок.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
ф1 в смысле зоопарка команд уже не та :-( золотые 70е, серебряные 90е в прошлом :-(
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ chemical brother
подозреваю, что будет "помойная" команда, для отмывания левых бабок.
раньше ромы воровали обыкновенных коней, теперь будут воровать бабки, прикрываясь конями железными. одни лошади кругом, блин :)
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
Объясните это Хаас рейсинг
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Фондметал, Андреа Мода, Вентури... да, было время.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ f-1_reader
Фондметал, Андреа Мода, Вентури... да, было время.
Osella, Zakspeed, Coloni, AGS, Forti и многие многие многие другие, причем временами некоторые из них приезжали в 6-ку за очками.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий