Глеб Каланов
Автор

Красная революция. Как отставка Доменикали повлияет на «Феррари»

Поклонники «Формулы-1» уже так давно устали от ожидания ухода Стефано Доменикали, что когда отставка наконец свершилась, то прогремела как гром среди ясного неба. Нет, сказать, что к ней не было предпосылок, нельзя, совсем наоборот – «Феррари» который год подряд вынуждена начинать чемпионат в роли догоняющих, новая силовая установка не блещет на фоне конкурентов, и в целом уже можно констатировать, что, как и в сезоне-2009, большие перемены в техническом регламенте не лучшим образом сказались на форме Скудерии.

Нынешний провал – не первый за время руководства Доменикали: тут и вышеупомянутый кошмар 2009 года, и проигранные «на флажке» титулы, и тот факт, что из года в год Скудерия скверно начинает чемпионат, а затем бросается в героическую погоню за конкурентами. После тотального доминирования в эпоху Шумахера в начале века достижения итальянской команды выглядят очень скромно – один-единственный Кубок Конструкторов в 2008 году. Доменикали раз за разом тасовал колоду инженеров, принимая весьма спорные решения, и одно из них аукнулось ему спустя три года – уволенный Альдо Коста сегодня успешно трудится в «Мерседесе» – именно этот инженер является главным конструктором пока не знающего поражений болида W05.

Отставки Доменикали некоторые болельщики требовали едва ли не после каждого проигранного сезона – ведь, как известно, для «Феррари» успехом считается только первое место

Можно вспомнить также отдельные вызывающие оторопь решения командного мостика, как, например, решение поставить на машину Кими Райкконена дождевую резину в Сепанге в 2009 году, отправив несчастного финна страдать на абсолютно неподходящих для еще сухого асфальта шинах, бардак на пит-лейн в Сингапуре-2008, возможно, стоивший Массе титула – подобные не красящие команду инциденты гораздо реже случались при предыдущем боссе Скудерии – Жане Тодте.

Отставки Доменикали некоторые поклонники итальянской конюшни требовали едва ли не после каждого проигранного сезона – ведь, как известно, для «Феррари» успехом считается только первое место. Чаша терпения переполнилась после неудачного начала сезона-2014 – прошло всего три гонки, но уже ясно, что за титул «алым» бороться очень сложно, и Лука ди Монтеземоло наконец-то принял давно напрашивающееся решение.

Рисковый выбор

Назначение Доменикали на пост руководителя конюшни в свое время активно критиковалось – многие не верили в его способность стать успешным менеджером и достойным продолжателем дела Жана Тодта, хотя итальянец давно «варился» в спортивном департаменте команды и на протяжении многих лет трудился в Скудерии. Теперь же на его место приходит личность, вызывающая еще больше вопросов – кто же такой новый тим-босс «Феррари» Марко Маттиаччи?

Уроженец Рима, выпускник престижной бизнес-школы Колумбийского университета Нью-Йорка, обладатель ученой степени по экономике в римском университете Ла Сапиенца, Маттиаччи трудился в лондонской стратегической консалтинговой фирме, специализируясь на маркетинге и развитии бизнеса, когда в 1999 году получил предложение, от которого невозможно отказаться. Автомобильный концерн «Фиат» возжелал увидеть Марко в своей структуре и предложил тому должность регионального менеджера по продажам «Феррари» в Америке и на Ближнем Востоке. Подобные должности предусматривают широкий спектр обязанностей, от определения маркетингового плана до разработки стратегии развития розничных продаж, а в числе прочего Маттиаччи также был менеджером по особым поручениям по развитию российского рынка.

С 2001 года итальянец сконцентрировался на североамериканском рынке, в частности, сыграв ключевую роль в запуске бренда «Мазерати» на территории США. В Новом Свете Марко трудился до 2006 года – за это время он успел дорасти до должности вице-президента «Феррари» по продажам и маркетингу, после чего переехал в Шанхай, где был назначен главой заново созданного подразделения «Феррари» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2010 году Маттиаччи вновь вернулся в США, но уже на должность главы североамериканского филиала «Феррари».

«Феррари» удалось существенно повысить продажи на тех рынках, где трудился Марко Маттиаччи

Что сказать, Маттиаччи действительно зарекомендовал себя блестящим управленцем в сфере бизнеса – «Феррари» удалось существенно повысить продажи на тех рынках, где трудился Марко, а, к примеру, в 2009 году он был назван в числе 100 самых выдающихся иностранных менеджеров Китая. Итальянец отлично разбирается во всем, что касается продаж и маркетинга – однако все это весьма далеко от «Формулы-1» и управления профессиональной гоночной командой. Единственное, что связывало до нынешнего дня Маттиаччи с автоспортом – это курирование гоночной серии «Феррари Челлендж» в Северной Америке. В свете того, что сейчас «Феррари» как никогда необходим человек, способный максимально быстро вернуть конюшню на лидирующие позиции в «Формуле-1», решение ди Монтеземоло назначить руководителем гоночного коллектива человека без опыта работы в автоспорте выглядит весьма странным. Как правило, далекие от Гран-при люди, занимавшие места руководителей команд в «Большом цирке», успеха не добивались.

Впрочем, как раз в итальянской истории автоспорта есть и исключения – в 1988 году семья Бенеттон пригласила на должность руководителя одноименной команды «Формулы-1» менеджера американского филиала принадлежащей ей сети магазинов одежды. Занятное совпадение, не правда ли? Того управленца, в жизни не имевшего связей с автогонкам, звали Флавио Бриаторе…

Туманное будущее

Впрочем, совсем не факт, что «Феррари» с Маттиаччи повезет так же, как в свое время повезло «Бенеттону» с Бриаторе. В Скудерии определенно царит системный кризис, и одной сменой командного босса проблем не решить. За время шефства Доменикали в «Феррари» претерпел очень серьезные изменения кадровый состав – и, судя по текущим результатам, пертурбации среди инженеров не были лучшим решением. Более того Марко Маттиаччи может оказаться фигурой временной, от которой потребуется только одно – не развалить команду за полгода и подготовить ее к приходу Росса Брауна.

Потенциальное назначение англичанина выглядит логичным – у него огромный победный опыт, в том числе и в Скудерии, и так как «Ред Булл» не собирается отпускать в Маранелло Кристиана Хорнера, Браун действительно выглядит наилучшим вариантом из всех доступных. Почему же нельзя назначить британца сразу? Об этом нигде прямо не говорится, но вполне возможно, что по условиям соглашения с «Мерседесом» Росс находится в «карантинном» отпуске и не имеет права работать в «Формуле-1» до конца сезона.

«Феррари» нужен агрессивный лидер, не согласный на полумеры, способный отвесить пинка любому, кто встанет у него на пути

Возможно, впрочем, что Браун – не тот человек, который нужен «Феррари» прямо сейчас. Англичанин – настоящий стратег, работающий вдумчиво и на перспективу. Он приводил к успехам «Браун» (экс-«Хонду»), а также «Мерседес» (который побеждает сегодня), но на достижение результатов ему требовалось время, которое ди Монтеземоло, вероятно, новому главе конюшни не предоставит. Сегодня итальянской команде, действующей слишком осторожно и несмело в развитии гоночного автомобиля, нужен агрессивный лидер, не согласный на полумеры, способный отвесить пинка любому, кто встанет у него на пути, и не боящийся встряхнуть всю базу в Маранелло. Например, вышеупомянутый Флавио Бриаторе.

В любом случае, понятно, что Скудерию вновь ждут перемены и перестройка, которая неизбежно займет какое-то время. Вряд ли «Феррари» выиграет титул в этом году, кроме того, перестройка вполне может отразиться и на результатах следующего сезона. В этой ситуации больше всех проигрывают пилоты – и Фернандо Алонсо, и Кими Райкконен уже не могут позволить себе терять время, впустую проводя годы за рулем неконкурентоспособных болидов. Наверняка возобновятся слухи об уходе Алонсо в другой коллектив, и испанца понять можно – в Скудерии Фернандо так и не удалось выиграть ни одного чемпионского титула.

Так или иначе, как минимум до конца года прославленную команду будет возглавлять «человек бизнеса» Маттиаччи. Успехи Скудерии в текущем сезоне будут напрямую зависеть от решительности нового босса и его способности быстро вникать в специфику «Формулы-1», а также от времени, которое уйдет на реструктуризацию коллектива. Однако перемены действительно могут двинуть команду вперед – последние годы результаты «Феррари» заставляли думать о тотальном застое в Маранелло. Задержится ли Маттиаччи на посту надолго, заменит ли его Браун и выльется ли это в долгожданное прекращение «трофейной засухи» команды? Будущее «Феррари» в густом тумане.

Алые ведра. Почему «Феррари» рискует вновь провалить чемпионат

10 самых экзотичных мест для проведения Гран-при «Формулы-1»

Мы не пашем. Что не так с болидом «Феррари»

27 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Про "подготовку к приходу Брауна" -- шито белыми нитками.
Чем назначать на полгода какого-то хрена с горы, который в автоспорте не бум-бум... уж проще было полгода подержать Доменикале. разницы особо никакой...
+5
0
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
наконец-то, хуже быть уже не могло..
+5
-1
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Феррари как Спартак стала , история чемпионов, а начинка середняков.
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
... "очень скромно – один-единственный Кубок Конструкторов в 2008 году" а по делу 2 КК: + 2007 http://www.formula1.com/results/team/2007/ "McLaren stripped of all 2007 constructors’ points after being found in breach of International Sporting Code through possession of confidential Ferrari data".
Речь ведь о руководстве Доменикали, а не Тодта.
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Неплохое резюме у Маттиаччи.)))
Посмотрим как справится с формулическим Феррари.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ yury131246
Трудно не согласиться с автором в части туманности будущего, но не согласен с определяющей ролью Стефано в перетасовке инженерных кадров, это несомненная "заслуга" президента ЛДМ, причем начало его кадровых шараханий пришлось на вынужденный уход святой троицы Шуми-Тодт-Росс из Скудерии... Все остальное случившееся со Скудерией - это лишь следствие и горькая отрыжка того исхода, определившего незавидную судьбу некогда непобедимой Феррари... Очень грустная картина...
Угу, ещё Косту, ученика Рори выставил за дверь, а он в Мерсе сотворил чудо-подвеску. Считаю, что без Брауна,Косты,Шуми,- Мерседес не был бы тем, чем стал сейчас.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ strelf1
> После тотального доминирования в эпоху Шумахера в начале века достижения итальянской команды выглядят очень скромно – один-единственный Кубок Конструкторов в 2008 году. Оба титула в 2007 же.
Доменикали занял пост руководителя команды после окончания сезона-2007, в ноябре.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
... и Хамильтон выиграл под 22-м бортовым в 2008!!!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ yury131246
Трудно не согласиться с автором в части туманности будущего, но не согласен с определяющей ролью Стефано в перетасовке инженерных кадров, это несомненная "заслуга" президента ЛДМ, причем начало его кадровых шараханий пришлось на вынужденный уход святой троицы Шуми-Тодт-Росс из Скудерии... Все остальное случившееся со Скудерией - это лишь следствие и горькая отрыжка того исхода, определившего незавидную судьбу некогда непобедимой Феррари... Очень грустная картина...
тем более не нужен такой "беззубый" помощник: опереться можно только на то, что сопротивляется, а не соглашатель
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Дык Мартин официально не уволен еще, нет?
ну как сказать. С мостика его выгнали :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
p.s. для тех, кто в танке, а то сейчас "набигут": Уитмарш работает в мак с 1989 года, а не с 2009 ;)
Дык Мартин официально не уволен еще, нет?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Я вот о чем подумал. Лука перед Бахрейном рассказывал, что вокруг все ужасно, а он-то, дескать, Д’артаньян. Т.е. не они плохо к сезону подготовились, а регламент кривой. Так вот хочет он этого или нет - этой сменой босса он фактически признал, что всё очень даже наоборот: Степаша не смог, а нытьё про регламент - просто отмазки. Ну и да, я вчера в разговоре с другом назвал 3 фамилии: Браун, Бриаторе (суд снял с него пожизненный запрет) и ... Уитмарш. Все кандидатуры проблемные: Браун - не факт, что захочет, Бриаторе - это будет супер-скандал, Уитмарш - он конечно добился гораздо больших успехов, чем Степаша, но завершил карьеру в Маках тоже не очень красиво... А Марко Маттиаччи иначе как на роль времянки не подходит. По крайней мере такое впечатление создается исходя из его биографии.
p.s. для тех, кто в танке, а то сейчас "набигут": Уитмарш работает в мак с 1989 года, а не с 2009 ;)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ IsabelL
Бред какой-то. "Ни рыба, ни мясо" Доменикали поменяли на улыбчивого менеджера Маттиаччи. А у Луки с головой все в порядке? КК у Феррари в 2007-м и 2008-м году - похоже они доезжали на старом багаже. Ну, а потом развернулся Доменикали...
ну, вряд ли у Луки маразм; мы не знаем их кухню, в течение 3-4 месяцев увидим подвижки
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Пользователь заблокирован
Ответ King_Stah
Про "подготовку к приходу Брауна" -- шито белыми нитками. Чем назначать на полгода какого-то хрена с горы, который в автоспорте не бум-бум... уж проще было полгода подержать Доменикале. разницы особо никакой...
Писал о том же.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
> После тотального доминирования в эпоху Шумахера в начале века достижения итальянской команды выглядят очень скромно – один-единственный Кубок Конструкторов в 2008 году.

Оба титула в 2007 же.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
прям кузнец Вакула с чёртом за спиной: сейчас туфельки царские сварганит
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ну, ок, Мерседесы не догнать - сезон пропускают. А кто будет болид к новому сезону готовить? Маттиаччи?
Но, возможно, Лука знает, про него то что другие не знают.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Если бы гоночная команда Феррари была чистым бизнес-проектом (не важна победа, прибыль в приоритете), кандидатура такого менеджера в самый раз. Но боюсь у Марко-2 возникнут внутренние противоречия, когда надо будет стремиться исключительно к победе, без оглядки на затраты.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Я вот о чем подумал. Лука перед Бахрейном рассказывал, что вокруг все ужасно, а он-то, дескать, Д’артаньян. Т.е. не они плохо к сезону подготовились, а регламент кривой. Так вот хочет он этого или нет - этой сменой босса он фактически признал, что всё очень даже наоборот: Степаша не смог, а нытьё про регламент - просто отмазки.

Ну и да, я вчера в разговоре с другом назвал 3 фамилии: Браун, Бриаторе (суд снял с него пожизненный запрет) и ... Уитмарш. Все кандидатуры проблемные: Браун - не факт, что захочет, Бриаторе - это будет супер-скандал, Уитмарш - он конечно добился гораздо больших успехов, чем Степаша, но завершил карьеру в Маках тоже не очень красиво...

А Марко Маттиаччи иначе как на роль времянки не подходит. По крайней мере такое впечатление создается исходя из его биографии.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Бред какой-то. "Ни рыба, ни мясо" Доменикали поменяли на улыбчивого менеджера Маттиаччи.
А у Луки с головой все в порядке?
КК у Феррари в 2007-м и 2008-м году - похоже они доезжали на старом багаже. Ну, а потом развернулся Доменикали...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий