12 мин.

Итоги года в «Формуле-1». «ХРТ», «Маруся», «Катерхэм»

«ХРТ»

Сезон

Третий сезон в «Формуле-1» испанская команда начинала в приподнятом настроении – новые владельцы конюшни объявили о повышении годового бюджета, а также организовали переезд на новую базу в Мадрид. Неудача в Австралии казалась временным недоразумением – последующие обновления должны были сделать болид F112 быстрее, – и вскоре Педро де ла Роса и Нараин Картикеян иногда даже боролись с «Марусей». Однако к лету картина изменилась: компания Thesan Capital потеряла интерес к «Формуле-1» и фактически оставила коллектив на самодовольствии.

Остаток чемпионата «ХРТ» провела на одном дыхании, но это были скорее болезненные всхлипы, чем полновесные вдохи.

При практически нулевом финансировании модернизация F112 серьезно замедлилась. К примеру, новое днище автомобиля, которое должно было появиться задолго до летнего перерыва, команда впервые испытала только в Сингапуре. Более того, многие компоненты машины прошли полный цикл жизни и эксплуатировались сверх ресурса. Во время Гран-при США по паддоку даже пошли слухи об аварийном состоянии обоих шасси, выпускаемых на трассу конюшней, однако, к счастью, в той гонке F112 оказался «крепким орешком».

Регресс привел к закономерным последствиям – оба пилота регулярно финишировали последними, а количество разнообразных сходов по ходу всего сезона (включая пропуск стартового Гран-при Австралии) у «ХРТ» составило ровно треть от возможных финишей. В концовке чемпионата на испанских машинах все чаще возникали «детские» болезни – то возникали неожиданные проблемы с рулевым управлением, то западали педали газа и тормоза. Команда разваливалась на глазах – база в Мадриде стремительно пустела, а на гонки ездило все меньше сотрудников. Говорят, что владельцы «ХРТ» были бы рады и вовсе отказаться от вояжа по Америкам, но побоялись гнева и штрафных санкций Берни Экклстоуна. При таких проблемах даже удивительно, что в сложнейшей гонке в Сан-Паулу де ла Роса и Картикеян в полном составе добрались до финиша.

Пилоты

Педро и Нараину остается лишь посочувствовать – практически весь чемпионат им приходилось бороться не с соперниками или друг с другом, а с собственной машиной, которая ежесекундно была готова выкинуть какой-нибудь сюрприз. Однако доказать статус профессионала можно даже за рулем слабейшего болида в пелотоне – например, во время пропуска на круг лидеров гонки.

Де ла Роса в этом отношении оказался настоящим бойцом невидимого фронта – испанца обгоняли практически в каждом Гран-при, но его действия при этом всегда были корректными. А вот Картикеян время от времени попадал в переделки – в Малайзии он проткнул заднее колесо на болиде Феттеля, а в Абу-Даби слишком рано затормозил в скоростном повороте, что привело к впечатляющей аварии Нико Росберга. Несмотря на то, что у индуса всегда находились объяснения происшествий, его отсутствие в следующем году наверняка будет воспринято пелотоном с облегчением – среди пилотов он до сих пор считается самым непредсказуемым круговым на трассе.

Кроме основных гонщиков, за рулем F112 на тренировках несколько раз оказывались запасные – Дани Клос и Ма Цинхуа. Испанец продемонстрировал хорошую для новичка скорость, а вот китайский гонщик пока явно не готов к «Формуле-1» (к примеру, в США он проиграл де ла Росе на лучшем круге 2 секунды).

Лучшая и худшая гонки

Гран-при Монако выдался обильным на сходы – одним из неудачников гонки стал и Педро де ла Роса, – однако Нараин Картикеян до финиша все же добрался. Индийский пилот проиграл лидеру гонки 2 круга, но при этом классифицировался 15-м – это лучший результат «ХРТ» в сезоне-2012.

Если не считать Гран-при Австралии, в котором конюшня не преодолела квалификационный порог, худшим для испанцев стал венгерский этап – на трассе, которая требует прижимной силы, болид F112 оказался совсем беспомощным, и Педро де ла Роса пропустил лидера гонки на круг целых три раза.

Перспективы в 2013 году

В конце 2012 года Thesan Capital вел переговоры о продаже «ХРТ» с катарским инвестиционным фондом, предлагая купить конюшню примерно за те же деньги, что сами испанцы потратили на «Формулу-1», однако арабы быстро отказались. Причины, в общем, понятны – «за душой» у «ХРТ» нет ничего: полуразвалившийся коллектив, недоработанный проект нового автомобиля, база вдалеке от автоспортивного центра Европы (инженеров и механиков проще искать в Англии, чем в Испании), а также долги. И самое главное – в случае покупки у катарцев просто не будет времени на создание боеспособной команды. Проще дождаться момента, когда ФИА объявит тендер на место 12-й команды в «Формуле-1», и начать все сначала.

Судя по всему, именно к этому все идет. «ХРТ» не подала заявку на сезон-2013, а значит, история существования испанской конюшни в «Формуле-1» подошла к концу.

«Маруся»

Сезон

Несмотря на естественное желание российской команды из Англии бороться за 10-е место в Кубке конструкторов, с технической точки зрения она оказалась в менее удачном положении, чем главный конкурент, «Катерхэм».

В распоряжении инженеров «Маруси» оказался заведомо более слабый и громоздкий двигатель «Косуорт», а также конюшня вновь продолжила работать без системы рекуперации кинетической энергии (KERS).

В последнем, правда, был определенный смысл – KERS не только повышает центр тяжести машины, но также требует значительных трудовых и интеллектуальных ресурсов. Да и вешать на вал не самого успешного двигателя данную систему – решение для команды, все еще не прошедшей путь становления в «Формуле-1», несколько сомнительное.

Вследствие этого, при определении вектора развития в сезоне-2012 значительный упор был сделан на механическую составляющую болида и повышение эффективности аэродинамики. Отринув заведомо сложный вариант с KERS, инженерам «Маруси» в сравнении с коллегами из «Катерхэма» оказалось легче работать с машиной – отсутствие системы рекуперации в лучшую сторону повлияло на управляемость болида MR01 и поиск настроек. Не подкачал и аэродинамический отдел, который последовательно устанавливал новые корпусные элементы от заезда к заезду.

После проведения комплексного обновления, приуроченного к Гран-при Великобритании (понтоны с выхлопной системой по схеме «скоса», диффузор, переднее антикрыло и носовой обтекатель), команде пришлось некоторое время искать оптимальные настройки. Но во второй половине сезона простота конструкции машины стала определенным преимуществом на автодромах с небольшим количеством прямых и многочисленными поворотами.

В частности, сложная трасса в Сингапуре не давала большого преимущества конюшням, использующим KERS, и «Маруся» успешно воспользовалась шансом изменить расстановку сил в группе аутсайдеров. Благодаря хорошему выступлению Тимо Глока, российская конюшня поднялась на 10-ю строчку в Кубке конструкторов, и только в заключительной, лотерейной гонке на «Интерлагосе» Виталий Петров отобрал у «Маруси» это место.

Пилоты

Лидер команды в особых представлениях не нуждается – Тимо Глок по-прежнему играет важную роль в развитии болида и способен добиваться высоких результатов – главное, чтобы была достойная техника. Однако Шарль Пик на фоне немца совсем не затерялся – несмотря на отсутствие опыта, француз быстро освоился в «Формуле-1» и в некоторых гонках сумел поколебать авторитет напарника.

Успешные выступления привлекли к Пику внимание других команд, и когда поползли слухи о том, что в следующем сезоне Шарля заменит более богатый Макс Чилтон, француз сыграл на опережение: не став дожидаться объявления «Маруси», он подписал контракт с «Катерхэмом». Пока что у молодого гонщика есть все, что нужно для «Формулы-1»: и спонсоры, и скорость.

Лучшая и худшая гонки

Лучшая гонка – Гран-при Сингапура. В начале заезда Глок ударил машину об ограждение в одном из поворотов и тем самым перенастроил развал колес, но, несмотря на разбалансированный болид, сумел провести впечатляющий заезд и финишировал 12-м.

Худшим, пожалуй, стал Гран-при США на «Трассе Америк», где пилоты российской команды оказались не в состоянии дать отпор «Катерхэму», значительно уступая на длинных прямых из-за отсутствия KERS. В то же время самым разочаровывающим для «Маруси» оказался Гран-при Бразилии – Пик был близок к лучшему результату команды в сезоне, но незадолго до финиша уступил 11-ю позицию главным конкурентам.

Перспективы в 2013 году

Несмотря на разочарование итогами чемпионата, в «Марусе» могут гордиться прогрессом, которого конюшня достигла за этот год – казавшееся безнадежным отставание от «Катерхэма», достигавшее в первых квалификациях сезона чуть ли не секунду на круге, удалось сократить. Более того, в заключительной трети первенства красно-черные машины порой оказывались быстрее зеленых. Конструкторы, инженеры и механики команды теперь должны стать увереннее в своих силах.

Оптимизма добавляет и другая – пока еще не подтвержденная – информация. Если Грэм Чилтон, неисполнительный председатель страхового гиганта Aon, действительно купил значительную долю акций российской конюшни – это благоприятно отразится на финансовом благополучии «Маруси». По слухам, Чилтон готов платить за выступления своего сына 50 млн фунтов стерлингов (чуть более 80 млн долларов) в год – то есть сумму, которая сопоставима с нынешним бюджетом команды. В таком случае появится возможность расширить производственные мощности и прибавить в работе над машиной и обновлениями для нее.

С другой стороны, контрактные обязательства головной компании «Маруся» с мотористами «Косуорт» не оставляют гоночной команде «Формулы-1» никакого выбора – работать нужно только с двигателями английской фирмы. Что такое болид «Ф-1» с мотором «Косуорт» и без него – отлично продемонстрировал «Уильямс» в последних двух сезонах.

Однако сам двигатель – это только часть трудностей. В следующем году российская команда намерена наконец-то установить KERS, что хоть и сулит прекрасные перспективы в будущем, но также и проблемы в первых гонках: инженерам и гонщикам придется искать оптимальный баланс машины, а также учиться преодолевать кучу связанных с системой трудностей. Нет сомнений в том, что первая половина сезона-2013 для «Маруси» окажется сложной.

Поэтому маловероятно, что в следующем году команда сумеет резко отыграть отставание от более опытных коллективов и прыгнуть выше 10-го места в Кубке конструкторов.

«Катерхэм»

Сезон

Прошедший чемпионат сложно назвать очень удачным для конюшни из Лифилда. Несмотря на более успешный (чем у других молодых команд) старт первенства, «Катерхэм» не добился главного – так и не заработал очков. Но еще хуже то, что прогресс «зеленых» во второй половине сезона оказался не слишком заметным – если майские обновления помогли сделать CT01 быстрее, то новинки, установленные на машину в середине сезона, оказались «сырыми», и инженерам понадобилось немало времени, чтобы разобраться в случившемся и частично «откатить» изменения назад.

Российский «Рупор правды» из Выборга в очередной раз напрямую сообщил об этом прессе, что потом косвенно подтвердили руководители инженерного департамента.

Кроме того, во второй части сезона-2012 «Катерхэм» испытал серьезное давление со стороны разгоняющегося локомотива под названием «Маруся» – пять зачетных уик-эндов пилоты российской дружины (чаще всего это был немец Т. Глок), опережали как минимум одного «малазийца» как в квалификациях, так и в гонках. А ночной заезд в Сингапуре вообще стал «черным» воскресеньем для конюшни из Лифилда – блестящий финиш Тима Глока на двенадцатом месте означал для «Катерхэма» многомиллионные потери призовых от Берни Экклстоуна.

Однако отдадим должное подопечным Тони Фернандеса – технически более сложная машина в результате позволила заслуженно победить в ходе финального бразильского заезда более простые по конструкции «российские» болиды.

Пилоты

В «Формуле-1» происходит много перемен, но кое-что не меняется никогда. Например, неписанное правило: «тебя будут помнить по последней гонке». Если в начале сезона-2012 считалось, что в паре пилотов «Катерхэма» более быстрым и перспективным является Хейкки Ковалайнен, то сегодня, пожалуй, в паддоке все больше людей считают таковым Виталия Петрова.

Финн действительно выглядел «орлом» в прошлом году и начале нынешнего, однако во второй половине сезона-2012 резко сдал по сравнению с россиянином. Кто-то скажет, что Хейкки разнервничался из-за постоянно откладывавшегося подписания контракта, кто-то заметит, что до сей поры у финна не было серьезного напарника, а кое-кто отметит (и будет наверняка прав) что Виталий просто освоился в коллективе и наконец-то прибавил в квалификациях (в гонках россиянин сразу взял с места в карьер).

Неудачные уик-энды были и у того, и у другого, однако лучшего результата для команды в этом году добился Петров, и он же чуть увереннее провел концовку сезона – именно последние впечатления, как известно, главенствуют в «Формуле-1». Перспективы Ковалайнена продлить контракт с «Катерхэмом» кажутся еще более туманными, если учесть, что финн всячески противится поиску спонсоров. Похвально, что Хейкки хочет творить свою судьбу без посторонней помощи, однако в современной «Формуле-1» – особенно в командах, чей уровень ниже среднего – такой подход может привести к завершению карьеры.

Несмотря на то, что Виталий – по словам Оксаны Косаченко – практически наверняка останется в «Ф-1» в следующем году, нужно отметить, что на второе место в «Катерхэме» кроме него претендует Гидо ван дер Гарде. Уровень голландского пилота конюшня уже успела оценить в пяти тренировках, и, судя по всему, осталась им довольна.

Лучшая и худшая гонки

Гран-при Бразилии стал лучшим для «Катерхэма» – Виталий Петров финишировал 11-м и добыл команде 10-е место в Кубке конструкторов. Столь высокое место стало отражением не только многочисленных сходов конкурентов, но и блестящим обгоном Шарля Пика с использованием KERS и грамотными решениями на командном мостике.

Худшими следует признать австралийский заезд, в котором ни Петрову, ни Ковалайнену не удалось финишировать из-за технических неполадок, а также Гран-при Сингапура – «Катерхэм» не просто проиграл «Марусе», но также допустил, чтобы конкуренты временно вырвались на 10-е место в командном зачете.

Перспективы в 2013 году

Назначение на пост руководителя «Катерхэма» француза Сириля Абитебуля можно расценивать по-разному. Пессимистичное мнение – Тони Фернандес устал от своей команды и решил отстраниться, и это может повлечь сокращение спонсирования конюшни. С другой стороны, возможно, Тони осознал, что для достижения результатов «Катерхэму» нужны профессионалы, которые наведут порядок с кадрами, а также развяжут техническим директорам руки – чтобы те занимались не бумажной работой, а непосредственно своими задачами по разработке и развитию гоночного болида.

Судить о силе команды можно будет только в следующем году, однако уже сегодня можно предположить, что значительного улучшения результатов может и не быть. Дело даже не в том, что «Катерхэм» строит новую модель – так утверждает Хейкки Ковалайнен – на основе не самого удачного шасси образца 2012 года. А в том, что в следующем году не будет серьезных перемен в техническом регламенте. «Катерхэму» определенно нужно что-то, что поставит все коллективы «Ф-1» в равные условия и серьезно поменяет расстановку сил в пелотоне. Однако в 2013-м, кажется, сюрпризов не будет. Если, конечно, слово не возьмут шинники «Пирелли».

Фото: Fotobank/Getty Images/Peter J Fox/ Clive Mason

Фото: REUTERS/Sergio Moraes

Итоги первой половины сезона «Формулы-1»: «Маруся», «ХРТ», «Катерхэм»

Себастьян Феттель и еще 8 самых титулованных гонщиков в истории «Формулы-1»

Поворотный момент. Как «Феррари» проиграла чемпионат мира