8 мин.

Поворотный момент. Как «Феррари» проиграла чемпионат мира

Тринадцать очков очень трудно отыграть за одну гонку. Алонсо почти удалось это сделать – он закончил сезон, все три очка уступив Феттелю, – однако в итоге задача все равно оказалась слишком сложной.

Гран-при Бразилии стал лотереей – гонщикам пришлось пилотировать в постоянно менявшихся погодных условиях. Итог мог быть любым. Победитель гонки Дженсон Баттон два раза остановился в боксах, у Алонсо было три остановки, а у Феттеля – четыре. Подобные вещи могут оказать значительное влияние на итоговый результат.

Для Феттеля пошло не так все, что только могло, хотя ему повезло, что он не сошел в результате столкновения с Бруно Сенной на первом круге – иначе Алонсо легко забрал бы себе титул. В «Феррари» могут оглянуться назад и задаться вопросом, могли ли они выиграть гонку, а вместе с ней и чемпионский титул, если бы сыграли по-другому?

Алонсо – как и Феттель с Хэмилтоном – поехал в боксы за комплектом промежуточной резины после десяти кругов, когда начался дождь. Но Баттон и Хюлькенберг этого не сделали. Спустя несколько кругов испанцу вместе с остальными пилотами пришлось возвращаться в боксы за свежим комплектом сликов. В результате он потерял 40 секунд относительно лидеров, и случилось это в гонке, в которой ему действительно нужно было побеждать (впрочем, это отставание позже сократилось из-за появления на трассе машины безопасности). Алонсо должен был бы опередить более быстрый «Макларен», которым к тому же управлял превосходно чувствующий себя в дождевых условиях Баттон. Однако 40 секунд – это слишком много времени, которым нельзя просто так разбрасываться.

Алонсо и Феррари

В «Формуле-1» разыгрывается два титула: личный зачет пилотов и Кубок конструкторов. Учитывая, что оба пилота «Ред Булл» работают над развитием болида, команда в полной мере заслужила Кубок конструкторов. При этом приобретает особый смысл и факт завоевания Феттелем титула чемпиона в личном зачете, потому что болид «Ред Булл» был лучше «Феррари», а также потому, что австрийская конюшня лучше развивала машину по ходу сезона.

Это нормально, что в итоге так и случилось, но если бы чемпионский титул выиграл Алонсо, то успех стал бы заслугой именно гонщика, ведь он был бы достигнут на машине, которая победы не заслужила.

«Феррари» была не слишком быстра в начале сезона, но Фернандо смог выжать максимум, когда команды не слишком хорошо понимали, как лучше работать с покрышками «Пирелли». Испанец был очень хорош в понимании особых характеристик резины – он просто знал, как именно с ней работать.

Покрышки «Пирелли» не любят, когда гонщик пытается тормозить и одновременно поворачивать. Алонсо моментально разобрался в ситуации и адаптировал свой стиль пилотажа. Благодаря этому ему удалось добиться нескольких блестящих результатов, даже несмотря на то, что болид был неконкурентоспособным.

На отрезке сезона, который включил в себя этапы в Испании, Монако и Канаде, «Феррари» удалось внедрить в болид несколько новинок, которые можно назвать разумными. Это были новинки, с которыми, на самом деле, Скудерии нужно было работать с самого начала сезона. С этого момента «Феррари» просто требовалось найти решения, которые позволили бы избавиться от имевшихся проблем с машиной.

Странно то, что у напарника Алонсо по команде Фелипе Массы в начале сезона возникали проблемы с болидом, но в конце ему удалось заметно прибавить. Наибольшая проблема Массы, вероятно, заключается в том, что он слишком сильно атакует – в результате чего допускает слишком много ошибок. Но направление, выбранное «Феррари» для развития болида, в итоге позволило сделать болид, которым Масса смог комфортно управлять, и в тот момент Алонсо в какой-то степени откатился немного назад – с точки зрения того, что испанец лучше способен выжимать максимум из любой машины.

В соответствии с этим можно предположить, что изначально болид «Феррари» обладал небольшим уровнем прижимной силы, но если у вас есть такой пилот как Алонсо, который может чувствовать особенности техники, то он может сделать ее быстрее по сравнению с конкурентами. Кажется, что «Феррари» удалось сделать болид более управляемым, но при этом он потерял в скорости. Они беспокоились о том, чтобы позволить Массе сравняться по скорости с Алонсо. Я считаю, что испанец в любом случае лучше, поэтому странно, что их действия были именно такими.

В следующем сезоне коллективу из Маранелло нужно перегруппироваться, понять, что случилось в этом году, потому что в течение последней трети сезона-2012 Скудерия сама лишила себя шансов на титул, недостаточно хорошо развивая болид, особенно на фоне «Ред Булл».

Алонсо позволил итальянской команде занять позицию, на которой она никогда бы не оказалась. «Феррари» даже добралась до той точки в сезоне, когда Фернандо опережал соперников на 40 очков, и я думаю, что в тот момент они немного отстали от конкурентов в развитии.

Скудерия с Гран-при Сингапура возилась с новым задним антикрылом, пытаясь решить аэродинамические проблемы в задней части болида F2012. Заднее антикрыло, которое команда использовала в Бразилии, ранее устанавливалось и снималось по ходу предыдущих пяти гоночных уик-эндов, и в Сан-Паулу этот элемент впервые появился непосредственно в гонке. Если новинка хорошо работала в гонке в Бразилии, то она столь же эффективно работала и пять гонок назад. Создается ощущение, что команда не понимала, как решить возникшую проблему, то есть «Феррари» просто топталась на месте.

Алонсо не повезло в Бельгии и в Японии, когда его выбивали с трассы, но в этом не было вины гонщика. Однако у Феттеля дважды отказывал генератор переменного тока. Да, на работу данной области все-таки какое-то влияние оказывают действия команды, однако в итоге Феттель в любом случае потерял столько же, сколько Алонсо.

Также можно упомянуть тот факт, что в начале сезона руководство «Ред Булл» позволяло своим пилотам бороться друг с другом на трассе, в то время как у «Феррари» есть ярко выраженный первый номер. Если взять Себастьяна Феттеля и отдать ему максимальное количество очков в каждой гонке, которые завоевывал «Ред Булл», то Феттель явно обошел бы Алонсо.

Тем не менее «Феррари» не стоит покидать Бразилию в плохом настроении. Им определенно удалось добиться некоторого прогресса в работе с болидом, хотя очень многие моменты все еще требуют доработки.

Феттель и «Ред Булл»

Себастьян Феттель выиграл три чемпионских титула по трем разным сценариям. В сезоне-2010 он победил, нагоняя соперников, работая не покладая рук и добиваясь отличных результатов после очковых потерь на старте сезона из-за проблем с надежностью болида и собственных ошибок. В сезоне-2011 он начал побеждать со старта, а в таких случаях на гонщика оказывается давление иного рода. В сезоне-2012 победа получилась сочетающей в себе что-то об обоих этих чемпионатов – ему нужно было сократить отставание, что он и сделал, а затем справляться с давлением.

Учитывая стандартные требования к себе, сезон-2012 «Ред Булл» начал слабо. У команды отобрали ее игрушку – выдувной диффузор, вокруг которого и формировалась аэродинамическая философия развития болида.

В результате машина испытывала нехватку скорости на новых покрышках в квалификации, что повлияло на гоночную философию, которая заключается в завоевании поула и последующем контроле гонки с позиции лидера. Вначале сезона у «Ред Булл» не было болида, который позволял бы использовать этот подход. Но им удалось изменить ситуацию, и именно это стало решающим фактором.

Если вы не можете изменить ситуацию на старте сезона, то как можно быть уверенным в том, что вы делаете? Но Феттелю – если сравнивать его выступления с Уэббером, который смотрелся немного сильнее в первой половине чемпионата, – удалось все исправить.

«Ред Булл» разрабатывал болид так, чтобы он подходил Феттелю – они всегда так действуют. Они фанаты Феттеля. Себ пилотирует в соответствии с концепцией «Ред Булл» – он поворачивает на торможении, что вызывает возникновение недостаточной поворачиваемости, а затем, когда пилот отпускает педаль тормоза, у болида появляется сцепление с трассой на передних колесах, болид поворачивает «вокруг» носа, и Феттель нажимает на газ, поскольку уверен, что аэродинамика задней части болида создаст достаточный уровень сцепления с трассой.

Алонсо тоже способен так пилотировать, но у болида «Феррари» в задней части нет достаточного для этого уровня прижимной силы.

После серьезных обновлений в задней части RB8, которые появились в Сингапуре, машина стала вести себя подобным образом, хотя и не совсем так, как в 2011 году. Именно об этом глава конструкторского бюро «Ред Булл» Эдриан Ньюи и сказал Феттелю – что машина поедет, если ее пилотировать в таком стиле. Феттель доверился, и у него все получилось. Однако у Уэббера не было уверенности при управлении болидом подобным образом, и в этом парадокс.

«Макларен»

«Макларен» завершил сезон так же, как и начал – оккупировав первый ряд стартовой решетки и одержав победу в Гран-при, которая досталась Дженсону Баттону. В целом, по ходу нынешнего сезона именно «Макларен» обладал самым быстрым болидом, и это должно дать команде чувство уверенности в следующем сезоне. Можно предположить, что при создании болида команда приподнимет нижнюю часть шасси в соответствие с тем, как сделали остальные конюшни – за счет этого они все еще могут выиграть одну или две десятых секунды.

В лице Льюиса Хэмилтона «Макларен» потерял свой самый ценный актив, однако в сезоне-2009 Дженсон Баттон доказал, что если на подходящей его стилю машине он будет сверхбыстрым, и теперь у команды всего один гонщик, которого нужно слушать.

В течение последних трех лет таких пилотов было два – но Баттон и Хэмилтон совсем по-разному пилотируют болид, а при развитии машины в конкретном направлении мы должны верить словам только одного гонщика. Так что в каком-то смысле уход Хэмилтона может команде помочь.

В следующем сезоне ожидается сражение между «Ред Булл» и «Маклареном» – если «Феррари» и может сделать что-нибудь, чтобы сравниться с этими командами по скорости, то пока она этого не показала.

Похоже, битва окажется фантастической.

Себастьян Феттель: «Гонка в Бразилии оказалась самой трудной в карьере»