Плати и катайся
Как бы это невероятно ни звучало, но положительный ответ на вопрос возможен. Давайте начистоту: каждый год болельщики с нетерпением ждут вливаний свежей крови в организм любимого вида. Где-то в глубинах души, вопреки всем былым разочарованиям, живет надежда: «А вдруг там «вау»?! Вдруг и вправду на стартовой решетке появится пилот, который примется уделывать опытного напарника в квалификации и не даст спуску искушенным оппонентам во время воскресных баталий? Ведь еще не изгладились из памяти подвиги Льюиса Хэмилтона в дебютном сезоне за рулем «Макларена», когда под ударом оказались состоятельность и репутация самого Фернандо Алонсо. Равно как живы реминисценции выступлений уже самого испанца в кокпите «Минарди» — даже скромный потенциал машины не мешал ему от Гран-при к Гран-при завоевывать авторитет в автоспортивном мире. Памятны мощные старты Дженсона Баттона, громкая заявка о себе Кими Райкконена (и это несмотря на нехватку гонок для получения суперлицензии!), яркий взлет появившегося фактически ниоткуда Роберта Кубицы… В общем, только в новейшей истории предостаточно примеров, когда только-только получивший «промоушн» гонщик мгновенно осваивался в новых условиях и заставлял себя уважать. За что получал не только «респект» от публики, но и полновесный контракт от конюшен.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Несмотря на обилие минорных серий, вундеркиндов не сыскать днем с огнем. Во-первых, команды «Ф-1», не отличающиеся богатством, а потому экономящие каждую копейку, отказываются развивать программы поддержки молодых талантов. Им куда проще взять готовый продукт (пусть слепленный спешно и кое-как), нежели возделывать нечто свое, пусть и гениальное. Тем паче что «второй Шумахер», взращенный внутри коллектива, денег на поддержание штанов не принесет, тогда как недоросль извне вместе с экзотическим флагом страны добавит в закрома коллектива звонкую золотую монету.
Бедным командам проще взять готовый продукт – пусть слепленный спешно и кое-как, – нежели возделывать нечто свое
Во-вторых, существующие под покровительством автоконцернов или миллиардеров конюшни не уделяют надлежащего внимания собственным проектам по воспитанию дивных чад. Понятно, что главной целью участия в чемпионате для «отцов-доноров» является раскрутка бренда с целью увеличения числа продаж, а потому во главу угла ставится принцип «победа любой ценой». Добыть оную, попутно решив уйму имиджевых задач, куда проще через подписание зрелого топ-мастера, которому и времени на освоение в кокпите надо по минимуму, и помощи для достижения результата — чисто символической. Кому охота возиться с огранкой звезды, если кропотливую работу легко заменить несколькими росчерками пера на контракте?
Наконец, сам процесс проведения протеже через лабиринт минорных серий сопряжен с огромными трудностями. Мало того, что гонщик требует мест в конкурентоспособных командах, так еще и нуждается в контроле роста технической и тактической подготовки, координации работы агента и помощи при отладке структурных связей в закулисье. Кроме того, никто не отменял временного фактора и траты денег на промо, в дальнейшем конвертируемое в авторитет. Причем любое неверное движение в цепочке приводит к разрыву звена и необходимости возобновлять путь с момента, предшествовавшего ошибке. Согласитесь, в таких дебрях легко заблудиться даже самому искушенному патрону. Что уж говорить о подопечном, который из-за стагнации может остановиться в развитии, из-за дефицита материальной поддержки — выпасть из обоймы или из-за психологической нереализованности — сломаться ментально… Вот и получается, что до той же GP2 доживают и дорастают зачастую не столько самые искусные, сколько самые обеспеченные или защищенные.
Раз уж «Формула-1» считается вершиной автоспорта, уровень готовности и мастерства спортсменов просто обязан быть наивысшим
Другое дело, что ожидания публики от этого ничуть не меняются. И, на наш взгляд, это совершенно справедливо. Раз уж «Формула-1» считается вершиной автоспорта, ради сохранения ее статуса вишенки на техническом торте вкладываются сумасшедшие деньги, а зрительская аудитория переваливает за 600 млн человек, уровень готовности и мастерства тех людей, что правят в этом виде спорта бал, просто обязан быть наивысшим. Ничего личного, господа Иде, Чандок и прочие ямамоты. В вашем желании «заплати — и лети» нет ничего предосудительного, если бы оно касалось низших лиг. Но приобретать места в «Ф-1» для того, чтобы «учить матчасть» непосредственно за рулем болида — это нонсенс. Никому ведь из теннисистов-юниоров не приходит в голову покупать участие в полуфинале «Ролан Гаррос» только потому, что папа-шейх может себе это позволить. И уж тем более минское «Динамо» не застолбит за собой право не вылетать из сезона Лиги чемпионов вплоть до полуфинала исключительно из-за душевной доброты и заначки из золота-брильянтов владельца клуба. Тем не менее в автоспорте схожая порочная практика из года в год имеет свое парадоксальное место: пока Ник Хайдфельд и Нико Хюлькенберг маются без работы, Серхио Перес, Пастор Мальдонадо и Нараин Картикеян бравируют в интервью в статусе боевых пилотов.
Есть ли способ выровнять крен? На наш взгляд, под носом у CVC маячит вполне реальный и действенный для этого вариант. Другое дело, что он сопряжен с расходами для ведомства Берни Экклстоуна и его ближайших партнеров по бизнесу. Зная же, насколько трепетно супремо относится к каждому центу, что ложится в его карман, вряд ли радикальная метода будет взята на вооружение. Тем не менее тезисно способ изложим.
Итак, представьте, что в дверь «Формулы-1» стучится перспективный парень по имени… ну, скажем, Кими Витальевич Хэмилтон. Для того, чтобы сесть за руль болида «Ред Верджин», ему требуется спонсорская помощь в 10 млн долларов. Суммы, разумеется, нет, зато есть позитивные рецензии аналитиков и рекомендации специалистов, с ним прежде работавших. И тогда, вместо того, чтобы идти на компромисс с автоспортивным комитетом Гвинеи-Биссау (страны, откуда родом наш гений) и заключать контракт на проведение там по умолчанию убыточного Гран-при с 2046 по 2056 годы, руководство «Ф-1» само выступает в качестве финансового гаранта спортсмена! Не за «спасибо», разумеется: в контракте Кими Витальевича прописывается, что 10-15 процентов от будущих заработков в течение последующих, скажем, 10 лет, будут кочевать на счета CVC.
Руководство «Ф-1» может выступить в качестве финансового гаранта спортсмена! Не за «спасибо», разумеется
Формальная «обдираловка» на самом деле вполне себе гуманна. Во-первых, финансовые гарантии Экклстоуна сотоварищи непоколебимы, а значит конюшня, приютившая спортсмена, получит стабильные средства к развитию. Во-вторых, если талант найдет подтверждение, то продвижение по карьерной лестнице не заставит себя ждать. А вместе с ним и спонсорские отчисления, и рост зарплаты как таковой. То есть выйти в «ноль» все материально связанные стороны сумеют довольно быстро. В-третьих, CVC получит отдачу в виде роста зрительского интереса. Постепенное повышение уровня мастерства пилотов (при таком подходе «рента-драйверов» в худших их проявлениях очень быстро не останется) повлечет за собой всплеск зрительского интереса. Самопроизвольная же «очистка» пула гонщиков позволит сфокусироваться инвесторам извне на поддержке по-настоящему стоящих звездочек в элитном классе.
Кстати, подобный подход отрезвит многих зарвавшихся менеджеров типа Вилли Вебера, который собственной алчностью поставил под удар карьеру Хюлькенберга. В случае выделения средств CVC под «внешнее управление», торговаться, спекулируя интересами гонщиков, у их представителей не получится. Равно как не получится набивать цену, что в свое время привело к краху политику Дэвида и Стива Робертсонов. Скорее, агенты в кооперации получат совещательную роль и смогут лишь предлагать оптимальные юридические решения в том или ином вопросе относительно дальнейших отчислений и погашения долга. Наконец, предложенный нами вариант интересен и тем, что дарит стимулы к возрождению молодежных программ поддержки. Если предусмотреть компенсацию «школе» за прием в элиту того или иного молодца после «кастинга» CVC, то пестовать своих птенцов проектам станет не только престижно, но и выгодно. Динамичный же рейтинг самих проектов создаст не только определенную брендовую конкуренцию, но и позволит перспективным парням иметь предметное представление о том, к какой структуре он примыкает и на что может рассчитывать в дальнейшем.
Ваше слово, товарищ Экклстоун…
Так и пиши как здесь сразу на мыло: мой абзац - твой ответ
пообщаемся, надеюсь не побоишся и не будешь придумывать всякие отговорки, типа а зачем тебе все это надо... потому что у меня складывается ощущение, если уж ты и правда начал хомить так, что модеры трут твои сообщения, то тебе просто сказать уже нечего
О майгадабл! Какой кошмар! Что же будут кушать учителя в 2011 году? Придется супы из глобусов варить, да каши из линеек и мела (полезно для костей зато).
Скорее бы отписались защитники обездоленных россиян - отечество в опасносте!
Я из программы поддержки РБ могу назвать с десяток пилотов, но сыграл из них только один - Феттель.
Где остальные? Бернольди, Дорнбоос, Фризахер, Клин, Лиуцци, Спид, Буэми, Альгерсуари, Чандхок? И это только те, кто пробился в Ф1. А сколько их отсеялось на подступах? «Перспективные» Яни, Амермюллер, Цаугг, Викенс и еще с десяток имен
«с конца 90-х» - чем вызвана данная точка отсчёта? Команда Ред Булл существовала только с 2005.
Трудоустраивать выпускников в другие команды естественно труднее было.
С вашей точкой зрения из предыдущего поста я согласен вцелом.
ничего модеры не вытирали - просто сегодня времени особо не было для обстоятельных ответов - как-то вечер урывками прошел . Завтра оно надеюсь появится. сейчас уже как-то поздновато ) насчет времени сказать точно не могу пока... В ЛЗ так в ЛЗ мне без разницы в общем-то
Знаете, что быть в секунде от чемпиона это уже огромное достижение в симгонках? Знаете сколько на это требуется времени?»
Ну «волшебник по сравнению с обычными смертными» ну и чё теперь? Объявить его богом автогоночного олимпа? Вы вообще отдаете себе отчет что здесь у нас Формула-1- вершина мировых автогонок.? И что соответственно в Ф-1 фраза » а я гоняюсь круче чем все пацаны моего района» как-то не катит? Для каждой категории гонок своя планка - для гонок пацанов на районе одна, для чемпионата страны другая, для Чемпионата Европы Ф-3 третья и т.д. по нарастающей вплоть до гонок Формулы-1. Все познается в сравнении, слыхали? Вот если Кратикеян приедет к вам на район и там будет божить - в этих масштабах он будет бог, да. Но по меркам Ф-1 он - ноль. коли уж приперся в Ф-1 - будь добр соответствовать. не соответствуешь - с вещами на выход и получи порцию заслуженной критики. А если еж он при этом приперся в Ф-1 за бабло - то получи двойную порцию критики.
комменты я не читал, вполне вероятно, что кто-то уже нашел недостатки этой схемы.
На мой взгляд, главный изъян в том, что непонятно каким образом поступать с пилотами, не оправдавшими ожиданий? Не удивлюсь, если товарищу Экклстоуну захочется так или иначе «поддержать» новую «восходящую звезду», если он вложит в нее 10млн. Ну, чтобы выйти в ноль, как ты написал. И если сейчас рента-драйвер покатается в «Ред Верджин» и пойдет себе дальше в ДТМы, то теперь эту условную бездарь придется продвигать в более серьезные команды, на серьезные контракты, чтобы отбить вложенные бабки.
Как-то так.
Допускаю, что я чего-то не понял и мне сейчас это объяснят:)
2. «... подобный подход отрезвит многих зарвавшихся менеджеров типа Вилли Вебера, который собственной алчностью поставил под удар карьеру Хюлькенберга.»
---------------
Мне кажется, эти два тезиса несколько противоречат друг другу. Допустим пилот проявил себя, кто будет договариваться о «продвижении по карьерной лестнице» и «росте зарплаты»? Если сама CVC, тогда понятно, но в этом случае она выступает не только в роли спонсора, но и менежера. А если агент пилота, то он еще больше будет «зарываться», ведь теперь из зарплаты отчисление идут не только ему, но CVC.
1. «Несмотря на обилие минорных серий, вундеркиндов не сыскать днем с огнем.» Это откуда Вы взяли? Я могу перечислить вундеркиндов: Риккардо, Бьянки; чуть менее проявившие себя - Вернь, Берд, Пик, Росси. Талантов полно.
2.» Во-вторых, существующие под покровительством автоконцернов или миллиардеров конюшни не уделяют надлежащего внимания собственным проектам по воспитанию дивных чад. Понятно, что главной целью участия в чемпионате для «отцов-доноров» является раскрутка бренда с целью увеличения числа продаж, а потому во главу угла ставится принцип «победа любой ценой».» И это после сезона 2010?!!! Где чемпионом стал главный выпускник молодёжной программы Ред Булл?! А вспомните приход Льюиса?! Команда пожертвовала титулом, ради своего воспитаника.
3. Зря Вы, не дав Серхио и Пастору проехать даже одной гонки, причислили их к Каруну, Юдзе, Сакону и прочим Ди Грасси.
4. И насчёт идеи о оплате CVC участия молодых талантов. В таком случае Берни будет заинтересован в успехе своих инвестиций, а если Берни в чём-то сильно заинтересован, то он не побрезгует любыми средствами.
На самом деле ничего подобного. Раньше было не лучше, а даже хуже. Если взять, например, 80-е, которыми так восторгаются те, кто никогда не смотрел тех гонок, то там посредственностей за рулем было не менее 2/3 пелотона. Тот самый Берни Экклстоун открыто продавал место второго пилота в своем Брэбеме, дядюшка Кен тоже особо не церемонился, брал перспективных молодых пилотов и продавал их потом подороже (что в последние годы делает тот же Вильямс), то же касается всех команд уровня середняк и ниже. И именно обилие подобных «случайных» людей за рулем болида дало возможность появиться легендам, настоящим «сверхчеловеком» - Сенне, Просту, Менселу, Пике. Они вовсе не были сверхчеловеками, просто на фоне посредственностей таковыми казались. На фоне посредственностей суперзвездными получались нечастые дебюты действительно талантливых пилотов. Вспомните Брандла, Белоффа, Алези.
Эта тенденция продолжалась и в 90-х, но постепенно шла на нет. И сейчас, если проанализировать ситуацию в ретроспективе, мы имеем самую благоприятную ситуацию с точки закрытости Ф1 для посредственностей. Потому что, во-первых, профессиональный уровень молодых пилотов сейчас на несколько порядков выше, чем в те же 80-е. Пилоты, приходящие в Ф1, перед этим проходят высококонкурентный отбор в сильнейших картинговых и формульных чемпионатах, где очень сильная ротация. Кто-то там реально блещет (те же Хэмильтон, Росберг, Феттель, ди Реста и др.), а кто-то добивается результата трудолюбием и упорством (Петров, Паренте, Глок, Малодонадо). Последним действительно случайным человеком, пришедшим в Ф1 был Юдзи Иде - он действительно не был готов к Ф1 и быстро из нее вылетел без шансов вернуться. Все остальные, даже последние рента-драйверы вроде Чандхока проявили себя на должном уровне, если брать во внимание уровень техники.
Соответственно нет ничего удивительного в том, что руководители небогатых команд, при выборе пилота смотрят на размер бюджета. Они в любом случае берут подготовленного профессионала + получают дополнительные деньги на развитие.
Кстати, возросший за последние годы уровень профессионализма пилотов приводит к тому, что становится все меньше звезд. Звезде сложно блистать при дневном свете, не остается посредственностей, которые подчеркнут ее свет.
Поэтому я не разделяю пессимизма в отношении тех же Переса и Мальдонадо. Мальдонадо - трудяга, который добивается результата упорством. Он всегда был неплох, не звезда конечно, был немного заносчив порой на трассе в молодости (за что в свое время был изгнан Бриаторе из программы поддержки Рено), но он сложившийся профессионал, вполне подходящий на место в команде + принесенные со стороны деньги. Это очень важно для Вильямса. Перес тоже хорош, он в дебюте в ГП2 выглядел сильнее опытного напарника Петрова. Понимаю, что Петров не звезда, но одолеть его тогда было не так просто для молодого дебютанта с небольшим опытом выступлений в Ф1.