3 мин.

Провал «Феррари» перед эрой Шумахера случился из-за глупейшей ошибки мотористов. Они перепутали стороны болида и испортили охлаждение

🤦🏻‍♂️

История самой титулованной команды «Формулы-1» полна не только кубков и побед: 16 Кубков конструкторов и 15 личных чемпионств не лились в Маранелло единым потоком. Вслед за успешным периодом всегда приходила многолетняя депрессия – и иногда даже звезды вроде Алена Проста, Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля никак не помогали его прервать.

Но особенно прекрасны причины провала в первой половине 90-х: к тому моменту «Феррари» не выигрывала уже 10 лет, и нанятый на должность консультанта Ники Лауда решил реформировать всю организацию.

Он вернул на должность конструктора звезду инженерного дела Джона Барнарда – автора «Макларена» с шасси из карбона и автоматической лепестковой коробки передач. Но в 94-м с болидом 412 T1 все вновь пошло не по плану – и на этот раз виновными оказались мотористы. Правда, рассказать об этом осмелились только сейчас.

Машину того года вдохновил истребитель Spitfire – а точнее, его система охлаждения: тепло от радиатора использовалось для нагрева проходящего мимо потока для его ускорения и снижения лобового сопротивления. Специально для этой концепции разработали особые узкие зубчатые боковые понтоны с асимметричными водяными радиаторами: в одном из них охлаждающий элемент для мотора был меньше и отдавал больше места системе охлаждения масла.

Машина в итоге столкнулась с большими проблемами с перегревом – и пресса с менеджментом команды полностью свалили вину на Барнарда и его концепцию. Именно из-за них Джона в итоге и уволили, а болид перерабатывал Густав Брюннер. После его вмешательства и начала работ вскрылась правда: моторный департамент просто перепутал стороны машины, и двигатель не совпал по архитектуре с системой охлаждения.

«Около 2/3 всего потока охлаждения пришлось на маленький радиатор, и лишь оставшаяся треть – на большой, – признался Барнард. Они не подобрали даже трубки правильного размера, чтобы правильно обращать воду, и потому у нас возникли проблемы с охлаждением.

Нам пришлось буквально вырубать куски из одного из входных отверстий понтонов, чтобы увеличить его. Помню, как летел в Канаду с кучей карбоновых деталей и клеем в чемодане, чтобы прикрепить на машину [взамен оригинальных деталей] и расширить вход в радиатор.

Это все был тот чертов мотор! Честно говоря, ситуация бесит меня до сих пор».

В итоге ни Барнарду, ни 412 T1 не помогли даже другие инновации: к примеру, титановая коробка передач или карбоновые пилоны подвески (они значительно снизили массу болида). Бергер выиграл только одну гонку в сезоне и вдвое проиграл по очкам лидерам, а Скудерия завершила сезон лишь третьей в Кубке конструкторов.

Революцию рулей в «Ф-1» запустила первая «Феррари» Шумахера. Из примитивных «баранок» – в суперкомпьютеры

Первая «Феррари» Шумахера была неуправляемой из-за отсталой аэродинамики. Но Михаэль умудрился выиграть три Гран-при

Шумахер первым в истории «Ф-1» потребовал спидометр в болид. Инженеры смеялись, но Михаэль использовал его для изучения пилотажа

Источник: Autosport

Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau /Allsport; ferrari.com/