Очевидное и непонятное: KERS

По мнению команд и ФИА, очередные изменения в регламенте должны сделать «Формулу-1» зрелищнее. Вот только сделают ли? В первой части обзора важнейших инноваций сезона-2011 Sports.ru рассматривает систему рекуперации кинетической энергии.

Очевидное и непонятное: KERS
Очевидное и непонятное: KERS

Изменения в регламенте – явление регулярное и практически обязательное для современной «Формулы-1»: команды и ФИА, прикрываясь идеями улучшения качества спорта (и шоу) и повышения безопасности гонок, старательно пропихивают в правила какие-то вещи, которые приносят сугубо личные выгоды, портят кровь конкурентам и путают зрителей.

Но, как ни странно, наряду с недостатками такой ситуации – чересчур частыми переменами – находятся и плюсы: существенные изменения в правилах дают возможность некоторым конюшням совершить рывок и выйти в лидеры, как, например, это случилось на один сезон с командой Росса Брауна и не на один год – с «Ред Булл». Лет десять назад о подобном нельзя было и мечтать – кое-кто отказывался от сотрудничества и не желал идти на уступки, и в итоге на трассах наблюдалось доминирование одной-двух команд. Стабильный регламент был хорош лишь для явных аутсайдеров – он позволял со временем частично сокращать отставание от лучших коллективов, – но в то же время обеспеченные середняки не имели возможности перевернуть все в свою пользу.

Изменения в регламенте – явление регулярное и практически обязательное для современной «Формулы-1»

Сейчас же регламент модифицируется каждый год: команды закрывают «серые зоны», шлифуют и корректируют правила, уточняют непонятные моменты и придумывают новые. Не все нововведения затем играют важную роль в развитии чемпионата, а если и играют, то вовсе не факт, что они заметны или понятны широкой публике.

Но в сезоне-2011 нам повезло (или здесь нужны кавычки?). Главные изменения в правилах в сравнении с прошлым годом направлены на улучшение зрелищности гонок, в частности, на повышение числа обгонов.

По возможности кратко, но информативно мы рассмотрим три важные инновации сезона-2011, «три кита», которые – по мнению команд и Федерации – сделают Гран-при интереснее: систему рекуперации кинетической энергии (KERS), регулируемое заднее антикрыло и продукцию нового монопольного поставщика покрышек, компании «Пирелли».

KERS

Быть может, кто-то стал следить за «Формулой-1» совсем недавно, поэтому для начала объясним, что KERS – это устройство, которое накапливает часть кинетической энергии, образующейся во время торможения болида, и передает ее (при нажатии на соответствующую кнопку на руле) двигателю. При каждом включении системы мотор получает дополнительные 80 лошадок, но чтобы не случилось злоупотреблений, количество энергии, которое может использовать пилот на одном круге, не должно превышать 400 кДж. То есть, жать кнопку по ходу круга можно только в течение семи секунд.

Формально KERS новинкой не является – в 2009 году система уже работала на болидах некоторых конюшен, и даже помогала пилотам в гонках и во время стартов. Однако в сезоне-2010, несмотря на внутренние противоречия, ФОТА решила от данного устройства отказаться. Причин было несколько.

В 2009 году «Формула-1» была не готова к KERS

Во-первых – хотя это и не главное, – изначально KERS был идеей экс-президента ФИА Макса Мосли, проталкивавшего в «Формулу-1» «зеленые» технологии. И, как это часто бывает при насильственном внедрении решения, при первой же возможности конюшни, уже не раз заявлявшие о дороговизне системы и ее технической слабости, с облегчением от нее отказались.

Во-вторых, сама «Формула-1» не была готова к KERS – сразу после начала работы с ним у команд возникли трудности с развесовкой и балансом болидов, вызванные большой массой системы. Это привело не только к ухудшению самочувствий инженеров и их плохому сну, но и к тяжелой жизни гонщиков – если и раньше маленькие и легкие спортсмены имели преимущество перед тяжелыми и высокими, то с появлением KERS для последних ситуация стала совсем удручающей. История с пилотами выглядела нелепо и с чисто человеческой точки зрения – гонщики стали активно сбрасывать вес (рискуя своим здоровьем) и пошли по стопам топ-моделей – это в корне не соответствовало духу спорта и автогонок. Все это привело к тому, что KERS на время оставили в покое.

Планировалось, что серьезно переработанная система вернется в «Формулу-1» в 2013 году – выпускать ее до этого времени не было смысла, так как в сезоне-2013 произойдут радикальные перемены в области двигателей, – но довольно скоро стало ясно, что некоторых подобная ситуация не устраивает: еще в 2009-м конюшни вроде «Макларена» и «Феррари» научились извлекать из KERS выгоду, и потому неудивительно, что в один прекрасный момент ФОТА приняла решение не продлевать запрет на использование системы (особенно если учесть, что договор между командами был всего лишь джентльменским). Доподлинно неизвестно, что стало истиной причиной возвращения KERS, но поговаривают, что грандам не очень нравится лидерство «Ред Булл», и это решение стало попыткой сместить австрийскую конюшню с первого места.

К 2011 году KERS была частично модернизирован – например, некоторым производителям удалось снизить массу системы

Как бы там ни было с «Ред Булл», в целом «Формула-1» лучше подготовилась к повторному возвращению устройства: минимальный разрешенный вес болидов увеличился до 640 килограммов, а сама система была улучшена в рамках дозволенного – например, некоторым производителям удалось снизить ее массу на несколько килограммов.

Теперь инженерам и гонщикам работать станет проще, но при этом никто не гарантирует, что при этом удастся решить все сопутствующие трудности. Например, в 2009 году гонщикам «Феррари» пришлось потратить довольно много времени на то, чтобы привыкнуть к специфичному торможению болида, и пришедший в конце сезона Джанкарло Физикелла так и не смог адаптироваться к новому стилю пилотажа.

Быть может, благодаря опыту работы с этой системой парни вроде Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы получат преимущество перед, скажем, действующим чемпионом мира Себастьяном Феттелем?..

Материалы по теме


19 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А как Керс будет влиять на износ и без того не очень стойких шин+с использованием регулируемого заднего крыла?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ fazz
Тим лотус вроде как не исключают внедрение керс во второй половине, Маруся и Хрт весь сезон катают без керса
Правильное решение, таким дровам как Марашке и HRT - керс не помжет.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
»...теперь то керс у всех будет...» Даже у гишпанцев будет шайтан-коробка?
Тим лотус вроде как не исключают внедрение керс во второй половине, Маруся и Хрт весь сезон катают без керса
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
»...теперь то керс у всех будет...» Даже у гишпанцев будет шайтан-коробка?
Нет не у всех KERS будет, у новых команд: Лотос, Маруся, HRT пока точно не будет.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ fazz
только дело в том, что теперь то керс у всех будет. Тут с другой немного стороны надо смотреть: кто лучше стартанет пусть и у всех есть керс (новые прошлогодние команды не в счет) получит все равно больше выигрышь чем раньше без керс, потому что сможет раньше активировать эту систему т.к. до ~120-130 км\ч она не актуальна т.к. из-за избытка крутящего момента на более меньших скоростях машина начинает буксовать и кто раньше наберет эту скорость получит еще немного преимущества за счет своей реакции\лучше настроенного сцепления на старт
»...теперь то керс у всех будет...»
Даже у гишпанцев будет шайтан-коробка?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Sneper
да с Керсом однозначно лучше. вспомним хотя бы Спа и КИМИ, или когда Макларену достаточно было второго ряда на стартовой решетке) Весело будет)
только дело в том, что теперь то керс у всех будет. Тут с другой немного стороны надо смотреть: кто лучше стартанет пусть и у всех есть керс (новые прошлогодние команды не в счет) получит все равно больше выигрышь чем раньше без керс, потому что сможет раньше активировать эту систему т.к. до ~120-130 км\ч она не актуальна т.к. из-за избытка крутящего момента на более меньших скоростях машина начинает буксовать и кто раньше наберет эту скорость получит еще немного преимущества за счет своей реакции\лучше настроенного сцепления на старт
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Lover_N001
если точнее, то 46.5:53.5, из за новых покрышек разрешается плюс-минус 1 ))
запишем;)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ fazz
учитывая ко всему с этим, что развесовка по осям фиксирована 40:60 :)
если точнее, то 46.5:53.5, из за новых покрышек разрешается плюс-минус 1 ))
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
KERS шагает семимильными шагами :-) Мало того, что масса девайса за год уменьшилась, так еще и минимальный вес болида увеличен на 20 кг. Проблем с развесовкой болида не должно возникнуть даже у самых высоких и тяжелых пилотов.
на 20 кг по сравнению с 2010-м годом, а если сравнить с 2009-м, когда была КЕРС, то на целых 35 кг...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
KERS шагает семимильными шагами :-) Мало того, что масса девайса за год уменьшилась, так еще и минимальный вес болида увеличен на 20 кг. Проблем с развесовкой болида не должно возникнуть даже у самых высоких и тяжелых пилотов.
учитывая ко всему с этим, что развесовка по осям фиксирована 40:60 :)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
В предпоследнем абзаце, видимо, пропущена «не» во фразе про Физикеллу.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
инновации не всегда выигрывают у консервативности.
категорически против.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
достаточно много проблем, в том числе и фатальных для техники, было в 2009 году из-за KERS’а, хотя и интересных моментов было немало, особенно, когда сражались непосредственно за позицию на протяжении нескольких кругов
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Не думаю что керс приведет к увеличению кол-ва обгонов. Обгоняемуму керсом проще пользоваться. Достаточно повторят шаги обгоняющего.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
да с Керсом однозначно лучше. вспомним хотя бы Спа и КИМИ, или когда Макларену достаточно было второго ряда на стартовой решетке) Весело будет)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
у РБР все равно самовозка...с керс или без! остальное зависит от самих команд!!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
KERS шагает семимильными шагами :-)
Мало того, что масса девайса за год уменьшилась, так еще и минимальный вес болида увеличен на 20 кг.
Проблем с развесовкой болида не должно возникнуть даже у самых высоких и тяжелых пилотов.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А мне все же кажется, что успех будет у тех, комуудачться подобрать ключик к покрышкам. Время покажет.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Главное - чтобы KERS безопасным был.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий