4 мин.

Первая остановка

Чем хороши и интересны предсезонные тесты, так это тем, что их результаты абсолютно ни о чем не говорят, и мы можем оценивать картину, основываясь только на словах инженеров и настроениях гонщиков. Полученной информации, безусловно, будет мало для того, чтобы точно определить расстановку сил в пелотоне, но ведь тем и лучше – кому хочется уже после трех дней испытаний знать, какая машина самая быстрая и кто в этом году завоюет чемпионский титул? Ну, разве что людям, играющим на тотализаторе. Нам же гораздо любопытнее наблюдать за процессом, следить за появляющейся информацией и пытаться разгадать форму команд.

В Валенсии что-то понять было особенно сложно. Автодром имени Рикардо Тормо – трасса чересчур специфическая, не похожая на остальные в календаре «Формулы-1». Тут повернули влево, тут – еще влево, здесь – вправо, короткая прямая, еще пара поворотов – и все, круг закончился. Нет ни жестких торможений, ни длинных прямых, но требовательных к аэродинамике автомобилей поворотов. Местный трек хорош только тем, что зимой здесь солнечно – самый лучший вариант для того, чтобы просто вывести автомобиль на трассу да проверить работу его основных систем.

На времена на круге не стоит обращать еще и потому, что за три дня тестов состояние трассы серьезно менялось, так же как менялись и программы команд – мы не знаем, например, кто сколько заливал топлива в баки на длинных и коротких сериях кругов. Так что прочь результаты – обращаем внимание на слова.

Первое, что бросается в глаза во время прочтения интервью и пресс-релизов – практически у всех команд возникли какие-то проблемы. И это хорошо. Ведь как показывает практика, если на тестах нет трудностей, то они обязательно всплывут по ходу чемпионата. Например, прошлогоднюю предсезонку «Феррари» откатала чистенько, а уже перед гонкой в Бахрейне сменила двигатели на обеих машинах.

В этот раз болид Скудерии полыхнул уже на третий день испытаний, хотя все оказалось не так уж и страшно – произошла утечка масла. У «Лотус-Рено», по итогам тестов показавшей лучший результат, тоже возникали трудности, в частности, с тормозами, но в целом все работало успешно – все ключевые компоненты не подвели, концептуально новая выхлопная система, по слухам, команду не огорчила, да к тому же информация о поведении R31, полученная на трассе, совпала с данными из аэродинамической трубы – хорошая новость для болельщиков конюшни.

Действующие чемпионы мира тоже уезжают в Великобританию довольными – RB7 в целом был надежным и достаточно быстрым, а вот в «Мерседесе» и «Уильямсе» тесты прошли не слишком гладко. Немецкая конюшня все три дня боролась с механическими проблемами W02, но, по словам Росса Брауна, трудности преодолимы, и потенциал машины достаточно высок, чтобы бороться за высокие позиции. Росс обычно говорит все, как есть, так что причин для волнений у болельщиков «серебряных стрел» еще быть не должно.

«Уильямс» не на шутку растревожил прессу сразу после начала испытаний, во многом благодаря Рубенсу Баррикелло, который не скрывал недовольства и FW33, и всеми кнопками на руле, мешающими бразильцу управлять автомобилем. Сэм Майкл традиционно смотрит на мир оптимистичнее гонщика, и уверяет, что все под контролем.

Трудности возникли и у нового «Лотуса», но отчасти из-за того, что у команды под рукой просто не оказалось необходимых запчастей.

Наконец, многие намучились с шинами «Пирелли», но о них еще будет разговор в другой раз.

Разумеется, за время испытаний внимание экспертов было приковано к самим автомобилям. Зоркие глаза журналистов и шпионов команд выискивали у конкурентов различные новинки, самыми интересными, помимо выхлопной системы «Лотус-Рено», стали необычайно компактная коробка передач «Уильямса», а также выдувные диффузоры «Феррари» и «Ред Булл».

Конструкторы из Гроу очень любопытно решили проблему запрета на двойные диффузоры – просто расчистив область перед нижней частью заднего антикрыла. Для этого команде пришлось серьезно занизить боковые понтоны и создать очень компактную коробку передач.

В «Феррари» тоже интересно приспособились к новому техническому регламенту. После того как прошлогодние выдувные диффузоры, по сути, были запрещены, команды ринулись искать новую возможность применения выхлопных газов для повышения прижимной силы машин. И если в «Лотус-Рено» дело дошло до разворота труб вперед, то в Скудерии ничего разворачивать не стали: просто сместили выхлопные трубы ближе к центру автомобиля и пустили сам выхлоп в отверстие для стартера. Возможно, эксперты и не догадались бы об этом сразу, если бы F150 вчера не загорелась – огонь, вырывавшийся из задней части машины, показал, откуда именно идет выхлоп.

Несмотря на то, что размеры отверстия для стартера были уменьшены, никаких указаний в регламенте о целях его назначения нет. Таким образом, инженеры «Феррари» нашли лазейку в правилах и, по сути, придумали новую версию, казалось бы запрещенного выдувного диффузора.

В «Ред Булл» нашли другую лазейку. Если Скудерия использовала отверстие для стартера, то Эдриан Ньюи элегантно задействовал оставленное в правилах 5-сантиметровое отверстие во внешней части диффузора. Разместив выхлопные трубы внизу, он воспользовался изогнутой конструкцией днища. На практике получилось так: выхлопные газы меняют направление, направляются прямиком в отверстие в диффузоре и увеличивают прижимную силу машины…

…Испытания в Валенсии закончились, впереди презентация «Макларена», а после – тесты в Хересе, где, вероятно, мы чуть больше узнаем о том, кто на что способен.