Полеты и просчеты
Лишь в заключительных Гран-при 2010 года команда «Ред Булл» и Себастьян Феттель сумели завоевать Кубок конструкторов и чемпионский титул, хотя по мнению многих болельщиков коллектив из Милтон-Кейнса должен был обеспечить первые места в обоих зачетах еще в начале осени. Подводя итоги непростого, но счастливого сезона для конюшни Дитриха Матешица, Sports.ru рассматривает пять основных факторов, помешавших «быкам» стать чемпионами досрочно.

Ненадежность техники
Старый болельщицкий миф гласит: автомобили, созданные под руководством Эдриана Ньюи, почти всегда быстрые, но в то же время очень хрупкие.
За случаями из практики далеко ходить не надо фанаты «Макларена» в свое время выпили тонны валидола, глядя на то, как их пилоты раз за разом теряли шансы на победы в гонках и чемпионатах из-за ненадежности техники. Виной тому не только мотористы «Мерседеса», регулярно снабжавшие команду легковоспламеняющимися и самовзрывающимися агрегатами в начале 2000-х, но и изощренный ум Ньюи, за полетом мысли которого не поспевал весь конструкторский штаб коллектива из Уокинга. К примеру, в процессе проектирования машины Эдриан частенько пытался скомпоновать внутреннюю начинку таким образом, чтобы добиться меньшего веса шасси (это позволяло добиться лучшей развесовки) и команда порой просто не знала, как добиться от всех элементов наименьшего негативного взаимовлияния во время гоночных условий.
Старый болельщицкий миф гласит: автомобили, созданные Ньюи, быстрые, но хрупкие
С приходом Ньюи в «Ред Булл» история продолжилась. Первый созданный англичанином болид RB3 был одним из самых хрупких в пелотоне за сезон машина сумела преодолеть только 74 процента гоночной дистанции чемпионата. И хотя к 2010 году болиды Эдриана стали более надежными, у многих из нас по-прежнему всплывают в памяти трудности, с которыми столкнулись пилоты австрийской конюшни: свеча зажигания в Бахрейне, проблемы с колесом в Австралии, поломка тормозов в Испании, а также отказ мотора на болиде Себастьяна Феттеля в Южной Корее и тяжелые старты Марка Уэббера.
По подсчетам журналистов, в этом году из-за технических проблем Феттель потерял около полусотни очков не будь их, борьба за чемпионство могла закончиться раньше.
Оправдание: большинство трудностей «Ред Булл» пережил в начале сезона, и в самом конце. В первом случае сказалась нехватка тестового времени, во втором гонка вооружений между командами вступила в решающую фазу, поэтому ошибки были неизбежны. Кроме того, конкуренты тоже временами сталкивались с предательствами со стороны техники: Льюису Хэмилтону пришлось пережить сход из-за поломки диска в Испании, завершить гонку из-за трансмиссии в Венгрии, а также сбавить темп в Японии; «Феррари» намучилась с двигателями, да так, что в Малайзии Алонсо сошел, а на этапе в Абу-Даби придушенный мотор на болиде Фернандо не смог потягаться в мощности со свеженьким «Рено» Петрова.
В общем, с несовершенством техники пришлось столкнуться почти всем, и если в «Ред Булл» проблемы возникали чуточку чаще, то они с лихвой компенсировались скоростными качествами RB6.
Уровень персонала
Еще одно распространенное мнение команда «Ред Булл» по своей природе типичный середняк, который выехал в лидеры чемпионата из-за денег Матешица на горбу Ньюи. Возможно, в этом утверждении есть доля истины, ведь катализатором прогресса служат яркие идеи, а историю творят личности до прихода Эдриана австрийская конюшня не всегда могла бороться за очки, не говоря уже о подиумах и победах, и даже после начала работы англичанина в команде, успех пришел не сразу.
Оправдание: таланты Эдриана никто никогда не отрицал, но следует помнить, что «Формула-1» спорт командный. Один человек, даже несмотря на недюжинные способности, не способен привести к успеху целую организацию только за счет своей работы ему нужны толковые помощники. Можно сказать и иначе: Ньюи козырь, ферзь «Ред Булл», но шахматную партию невозможно выиграть только за счет одной сильной фигуры.
Эдриан Ньюи ферзь «Ред Булл», но шахматную партию невозможно выиграть только за счет одной сильной фигуры
Когда в 2006 году англичанин взялся за реорганизацию технического штата, команда действительно в основном состояла из бывших сотрудников «Ягуара» и «Стюарта», но за пару лет все серьезно изменилось: в коллектив пришли такие таланты, как Питер Продрому (глава аэродинамического отдела) из «Макларена» человек, по мнению британских журналистов, прекрасно умеющий воплощать идеи Ньюи в реальность, Роб Маршалл (главный конструктор) из «Рено» он один из ключевых создателей самых быстрых болидов последних лет, Нил Мартин (глава стратегической деятельности). Приходили и другие, но не всем удалось удержаться в новом коллективе руководство команды в лице Кристиана Хорнера собирало действительно отличных специалистов, а те «середняки», которые достались «Ред Булл» в наследство от прошлых организаций, или покинули конюшню, или за несколько лет серьезно прибавили в классе иначе бы их никто в команде держать не стал. К примеру, хорошие, но не блестящие аэродинамики вроде Марка Смита и Бена Агатангелу, закрепиться в Милтон-Кейнсе не смогли.
Сегодня «Ред Булл» является высококвалифицированной командой, и умение не только делать быстрые машины, но также регулярно готовить эффективные новинки и успешно развивать автомобиль по ходу сезона (в чем убеждаются конкуренты в последние два года) прямое тому доказательство.
Несостоятельное руководство
Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер уже не новичок, но по-прежнему недостаточно опытен для «Формулы-1», даже несмотря на то, что он успешно работал в команде «Арден» «Формулы-3000». Правую руку Дитриха Матешица в автоспорте Гельмута Марко и вовсе сложно назвать хорошим управленцем. Скорее, он будет хорошим водителем танка или безбашенным армейским генералом до того австриец жесткий и прямолинейный человек.
Руководство команды кажется еще более некомпетентным из-за серии просчетов по ходу сезона-2010: оно чуть ли не открыто поддерживало Себастьяна Феттеля и критиковало Марка Уэббера, а также не смогло удержать амбиции своих пилотов в узде (инциденты в Турции и Великобритании весьма негативно повлияли на борьбу «Ред Булл» в чемпионате). Наконец, руководство и стратегический штаб команды порой крупно ошибались в тактическом плане, и в первой половине чемпионата пилоты команды упустили несколько возможностей финишировать дублем.
Оправдание: от тактических ошибок в гонках не застрахован никто, и, к примеру, упустить первое место в переменных погодных условиях гораздо легче, чем его захватить из-за осторожности и консервативного подхода к выступлению.
Удержать амбиции равных по силам пилотов, не обладающих кротким нравом, задача непростая
Удержать амбиции равных по силам пилотов, не обладающих кротким нравом, задача непростая даже для опытных руководителей. С подобными явлениями сталкивались практически все конюшни, которые ощущали близость чемпионских кубков. Истории из жизни «Макларена» можно даже не приводить в пример их знают все; а результатом жестких действий командного мостика «Феррари» в Германии, рассчитавшего своих гонщиков по номерам, стала не только спокойная жизнь Фернандо Алонсо, но и полное безразличие к гонкам Фелипе Массы.
Несмотря на некоторые пробелы у Кристиана Хорнера в умении руководить, связанные с недостатком опыта, нельзя не отметить, что англичанин помог создать в коллективе отличный микроклимат, способствующий плодотворной работе персонала сейчас уже практически никто не помнит, что после работы в «Макларене» Эдриан Ньюи подумывал уйти из гонок насовсем и заняться проектированием яхт. Сегодня глава конструкторского бюро «Ред Булл» намного чаще улыбается и явно не спешит с отставкой. То же касается и многих других сотрудников в «быках» более неформальные отношения, чем в «Макларене» или «Феррари», но при этом не чувствуется какой-то расхлябанности это достижение хорошего организатора.
Даже почти насквозь отрицательный для болельщиков Марко может быть полезен для команды. Гельмут может и наломал дров, но зато практически полностью оградил Себастьяна Феттеля от внешнего давления негативное отношение прессы довольно быстро перешло с немецкого гонщика и руководителя конюшни на одиозного австрийца.
Пилоты
Пожалуй, самая главная причина, по которой «Ред Булл» затянул с победой в двух зачетах чемпионата нестабильные выступления гонщиков. Феттель допустил приличное количество ошибок в середине чемпионата, а Уэббер в заключительной части первенства.
Себастьян самый молодой чемпион «Формулы-1», и, несмотря на постоянное омоложение пилотского состава серии, это не такой уж и комплимент у Феттеля много сильных сторон, большой потенциал, но он недостаточно опытен, и порой это сильно мешает. До сих пор загадкой для всех является его уровень выступлений в середине пелотона, поскольку в тех немногих случаях, когда Себ не лидирует, он ведет себя крайне нестабильно.
Марк уже второй сезон подряд крайне неубедительно проводит заключительную часть сезона и это тоже вызывает ряд вопросов. Неуступчивость австралийца на трассе тоже порой приводит к неприятным для него последствиям.
Феттель использовал непарламентарные выражения в радиоэфире, посчитав, что команда его «сливает», но затем настроился
Оправдание: несмотря на то, что Феттель не выстрадал чемпионский титул, как это было, например, с Дженсоном Баттоном, а потому еще не до конца осознает, что подобные шансы выпадают не всегда, в тех случаях, когда немец сконцентрирован, он становится очень опасным соперником. Точкой перехода от несобранности к потрясающей стабильности стал Гран-при Италии, в котором Себ сначала использовал непарламентарные выражения в радиоэфире, посчитав, что команда его «сливает», но затем настроился и сохранил мягкую резину почти до самого конца Гран-при. С этого момента в чемпионате появился другой Феттель не мальчишка, но настоящий боец.
Марку пришлось тяжелее. Во многом из-за того, что он не чувствовал за собой психологической поддержки команды. В то время, как «Ред Булл» всегда стремился помочь Феттелю, казалось, что Уэббер остается со своими проблемами в одиночестве.
Соперники
Если бы конкуренты «быков» были чуть удачливее, они смогли бы добиться успеха. Катастрофа «Феррари» в Абу-Даби больше походила на случайность, чем на закономерный исход чемпионата, а «Макларену», бережливо подбиравшему крохи растерянного лидерами преимущества, не хватило совсем немного: Льюис Хэмилтон допустил необязательные ошибки в Италии и на практике в Японии, а также напоролся на Марка Уэббера в Сингапуре по сути, эти моменты оказались ключевыми в борьбе за титул. Баттону же весь сезон не хватало скорости в сравнении с конкурентами, однако британец брал свое благодаря нестандартным стратегическим ходам, и потому, когда в конце сезона подобные трюки не сработали это не стало большим сюрпризом постоянно везти не может.
Как видим, ошибались все. Допускали просчеты и в «Ред Булл», и в «Макларене», и в «Феррари». Причина довольно проста уровень конкуренции в гонках в этом году был настолько высок, что высокой стартовой позиции для достижения успеха часто было недостаточно, и любой просчет откидывал неудачника далеко назад.
Тенденция роста взаимных ошибок наблюдается в «Формуле-1» не первый год расшаркивались претенденты друг перед другом и раньше
Тенденция роста взаимных ошибок наблюдается в «Формуле-1» не первый год расшаркивались претенденты друг перед другом и в 2007-м, и в 2008-м, и в 2009 году, но в сезоне-2010 число конкурентов в борьбе за титул выросло с двух-трех до пяти спортсменов. Мало того, что каждому из них приходилось следить сразу за несколькими соперниками, так еще и пресса регулярно давила на каждого из них в случае какой-то ошибки представляете, какое психологическое давление испытывали пилоты на протяжении всего сезона!
***
«Ред Булл» из этой борьбы вышел победителем, и нет причин, по которым команда Кристиана Хорнера не продолжит бороться за титул в 2011 году все компоненты для успешных выступлений есть, не хватает только немного опыта.
Что касается долгосрочных перспектив, то здесь все сложнее. Сегодня «Ред Булл» все еще не топ-команда. Да, она высококлассная, но приставку «топ» получит только тогда, когда будет понятно, что проект сможет жить успешно в финансовом плане еще долгие годы. Если «Феррари», к примеру, это успешная компания, продающая спортивные автомобили, а «Макларен» во главе с мудрым Роном Деннисом стремится пройти дорожкой легендарного Энцо, то колосс «Ред Булл» держится на совсем других ценностях. Если эксклюзивные автомобили будут востребованы всегда, то что произойдет с бизнесом Дитриха Матешица, если энергетические напитки утратят популярность?
Возможно, австриец найдет другую возможность зарабатывать большие деньги, но не находите, что к «Ред Булл» так и цепляются все эти «возможно» и «если»?..
знатоки могут исправить или подтвердить
В любом случае я имел в виду наше время.
Инженерная команда маков видится сейчас сильнее, без относительно денег.
Макларен по структуре и духу ближе к Вильямсу ИМХО.
Хотелось бы узнать личное мнение автора, какая (или какие) из этих причин в большей степени сыграли ключевую роль в сохранении интриги в чемпионате.
По итогам сезона: RB6 - самый быстрый, F10 - самая надежная. Наверное, это справедливо, что чемпионские титулы в Формуле 1 достались быстрейшим. Так, имхо, и должно быть.