Стоит ли ломать то, что работает?
Поднимите руки, кому нравится сезон-2012. Так много рук? Вам нравятся непредсказуемость, разные победители, четверть секунды, в которую порой умещается первая десятка во втором сегменте квалификации? Что ж, мне кажется, что когда команды «Формулы-1» будут готовы перейти на новые турбодвигатели V6 – а данное событие намечено на сезон-2014, – то все хорошее в гонках можно растерять.
Безусловно, в нынешнем сезоне мы становимся свидетелями превосходного шоу, хотя некоторые могут возразить, что цель была достигнута искусственным путем. Они скажут, что «Формула-1» должна быть вершиной в автоспорте – причем во всех аспектах.
Но при этом двигатели работают в одних и тех же диапазонах, а их развитие, по сути, заморожено. Не стоит забывать и о резине «Пирелли», которая выдается в строго ограниченном количестве.
Понятно, что дело в сокращении расходов, однако строго ограниченными остаются именно те две области, в которых можно добиться наибольшей разницы в скорости.
В результате, если уровень воспитания не позволяет вам напасть на Эдриана Ньюи с бейсбольной битой, вы переписываете правила так, чтобы задушить его гениальные способности. Например, те правила, что строго ограничивают расположение выхлопной системы в конструкции болида. И в итоге все болиды становятся практически одинаково быстрыми. Кое-кто даже назовет нынешнюю «Формулу-1» не иначе, как GP1.
Но вот наступает время, когда нужно стать «зелеными». Макс Мосли говорил нам, что большие корпорации не будут тратить серьезные деньги на спонсирование проекта, который не способствует улучшению экологии.
«Формула-1» должна оставаться актуальной. Мы не можем оставаться динозаврами, нам придется меняться с течением времени. И это единственный путь, который позволит сохранить автопроизводителей.
Я всегда относился к этому с некоторой долей скепсиса, но что я знаю? На мой взгляд, пока автопроизводители продолжают создавать мощные и быстрые болиды – каковыми они сейчас и являются – а три четверти населения Америки продолжает разъезжать на пикапах, почему «Формула-1» вообще должна об этом беспокоиться?
«Формула-1» отличается от повседневного автомобилестроения так сильно, как только может. Ну и что дальше? Экспедиции на Эверест с ингаляторами и в шлепанцах вместо кислородных масок и веревки?
К сожалению, я настолько стар, что помню турбированные двигатели объемом в 1,5 литра, которые были в 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия, и нужно отметить – с ними почти все было правильно. Они отлично звучали, и к середине 80-х их разработка достигла своего пика, а в квалификации ускорение, которое они позволяли совершать, было чрезвычайно жестким.
У меня все еще стоит перед глазами болид Нельсона Пике, который ускоряется на выходе из Clearways в Брэндс-Хэтче: «Брэбэм» доблестно пытался проехать по прямой после того, как гонщик втопил педаль газа. Когда Нельсон включил слишком высокую передачу, болид злобно воспротивился, и само по себе это выглядело как контролируемый взрыв, в результате чего заднюю часть машины окутало облако черного дыма. Зрелище было грандиозным.
Звучали эти двигатели, как ни странно, тоже довольно впечатляюще, поэтому я не волнуюсь насчет того, что в 2014 году звук моторов будет настолько скучным, что на гонки никто не придет.
Совсем недавно я разговаривал с Робом Уайтом из «Рено» о тех вызовах, что получат инженеры, когда начнут работать с новыми двигателями. Роб изложил некоторые весьма реальные проблемы и был в восторге о того, что инженерам нужно будет их решать. Инженеры вообще любят такого рода задачи.
Но это не оправдание для постоянных заморозок в отдельных областях регламента. Если вы действительно верите, что возможности в «Формуле-1» должны быть неограниченными, то будете рады этому вызову.
Если все будет идти своим чередом, то в конце этого периода беспрецедентной конкурентоспособности может возникнуть ощущение, что новички просто не понимают «Формулу-1». И они переключатся на что-то другое.
Представьте, что в 2014 году в чемпионате будут те же поставщики двигателей, что и сейчас. Вполне реально, а на самом деле крайне вероятно, что болиды с моторами «Феррари», «Мерседес» или «Рено» окажутся быстрее конкурентов с новыми двигателями на секунду на круге. И тем придется бороться за места, начиная с четвертого ряда стартового поля.
Одним махом вы сделаете «Формулу-1» соревнованием двигателей.
Как я понимаю, по плану командам будет позволено кое-что изменить в двигателях в течение первого года, чтобы все смогли полностью разобраться с новыми технологиями, а затем заморозить развитие, как сейчас.
Норберг Хауг считает, что нынешние поставщики моторов не получат преимущество, поэтому в «Формуле-1» сохранится текущий уровень конкурентоспособности. Однако с этим согласны далеко не все. Хотя будет замечательно, если все получится вот так сразу.
Тем не менее, если вы так боитесь влияния двигателей на расстановку сил, то почему бы не добавить другую переменную и разморозить регламент в области шин?
Ни на секунду не допускаю, что это произойдет, но почему бы и нет? «Пирелли» отлично поработала для «Формулы-1», и к тому же большой вопрос, у кого хватит смелости вести шинные войны в нынешнем финансовом климате. Однако, вне всякого сомнения, подобное было бы интересно.
Проблема предыдущих «шинных войн» заключалась в том, что все знали о пятне контакта – важнейшей переменной, влияющей на скорость болида. Поэтому у вас была тестовая команда, по численности почти в два раза превосходившая гоночную, а пилоты накатывали по тестовому треку бесконечное количество кругов, испытывая до 199 различных типов резины.
«Окей, Ярно, это комплект «15В» – еще пять быстрых кругов и заезжай, пожалуйста, в боксы…». К середине дня вы замечали, как его глаза тускнеют по ходу тестирования очередного типа резины и попыток заметить малейшую разницу между этим и предыдущим «компаундом».
Сейчас, конечно, таких тестов уже нет. Шинным компаниям придется перейти к гонкам, используя непроверенную продукцию. А это, как некоторое время назад сказал Росс Браун с широченной улыбкой на лице, было бы действительно захватывающим…
Под этим он, конечно же, имел в виду потенциально катастрофические последствия, не говоря уже о том, что это было бы просто опасно. Природа соревнований заключается в расширении границ, и для шинников ситуация отличаться никак не будет. Все может закончиться примерно так же, как в Индианаполисе в 2005 году, не говоря уже о повышении шансов взрывов покрышек по ходу гонок. Вряд ли подобная перспектива будет приветствоваться со стороны пилотов, к тому же это может быть расценено как шаг назад с точки зрения безопасности.
Но разве нельзя все приспособить к современным реалиям? Кто несколько лет назад предполагал, что в «Формуле-1» не будет тестов по ходу сезона?
Можно, например, выделить определенное количество комплектов тестовой резины по ходу сезона для каждого пилота/болида, а также «запасные» шины на тут случай, если возникнут проблемы – это поможет избежать катастроф вроде «Инди-2005». Если двигатели и коробки передач должны вырабатывать определенный ресурс, то почему бы не ввести аналогичный штраф в пять позиций на стартовой решетке в следующей гонке из-за взрыва покрышки? Но захочет ли тогда кто-нибудь выступать на «Мишлене»?
Берни Экклстоун не считает, что эти новые двигатели: 1) необходимы; 2) вообще подходят «Формуле-1». Если ничего не сломалось, то и не надо ничего исправлять – кажется, именно так он всегда говорил. Однако если вы все-таки решились что-то исправить, то почему бы не сделать это правильно?
Конечно, если у кого-то будут лучшие силовой агрегат и шины, то, скорее всего, он умчится в далекие дали, однако вторая переменная все же может усилить интерес к гонкам.
И дело тут не только в моторах - болиды ведь в связи с этим переходом также кардинально изменятся. Лучший мотор+лучший болид = две секунды с круга.